Citroеn CX, представленный в 1974 г. на Парижском Автосалоне, празднует 40-летие. Даже сегодня СХ воспринимается как смелый, оригинальный, стильный автомобиль, который давал нестандартные ответы на запросы своего времени. Citroеn CX стал настоящим прорывом: дизельный двигатель с турбиной, “горячая” версия GTi, гидропневматическая подвеска, которая установила новый уровень комфорта.
Компания Citroеn представила модель CX на Парижском автосалоне в 1974 г.. Этот автомобиль сразу завоевал большое количество поклонников благодаря отличному комфорту, эргономике, устойчивости на дороге. Лучшим подтверждением успеха Citroеn CX стали титул “Автомобиль года”, приз за высокий уровень безопасности Safety Prize, награда за стиль Award Auto Style, которые новинка получила сразу в год дебюта.
Двух-объемный кузов Citroеn CX длинной 4,63 м спроектировал Роберт Опрон, и это был первый представительский автомобиль марки, который изначально разрабатывался под дизельный двигатель. Благодаря модели СХ, компания Citroеn смогла завоевать значительную часть европейского рынка представительских автомобилей, создав реальную альтернативу бензиновым моделям. Дебютировав спустя год после нефтяного кризиса 1973 г., Citroеn CX попал прямо в цель – автомобиль демонстрировал радикальное снижение затрат на эксплуатацию благодаря своему дизельному двигателю, объединившему низкий расход топлива и удовольствие от вождения. Тщательно проработанная аэродинамика новинки играла в этом важную роль, что нашло свое отражение в названии модели (Сх – обозначение аэродинамического коэффициента).
В течение следующих нескольких лет компания Citroеn продолжала модернизацию CX, предлагая покупателям все новые и новые модификации автомобиля: 1975 г. – версия с кузовом “универсал”; 1977 г. – версия 2400 GTi с электронным впрыском топлива, самый быстрый французский представительский автомобиль своего времени; 1978 г. – версия Prestige, с удлиненным на 28 см кузовом.
Известный смелым стилем и техническими решениями, Citroеn CX также был очень комфортабельным автомобилем. Он унаследовал от модели DS гидропневматическую подвеску с поддержанием постоянного клиренса, а также рулевое управление от модели SM с усилителем и механизмом самоцентровки. Кроме того, были и другие инновации – к примеру, система C-Matic с гидротрансформатором, которая позволила убрать педаль сцепления и сделать езду более комфортной. Еще один пример: кардинально новый подход к обустройству салона и положению водителя – он мог активировать нужную функцию, даже не снимая руки с рулевого колеса.
Очередным подтверждением инноваций в Citroеn CX стала установка системы ABS в 1985 г. – впервые для французских автомобилей. Неудивительно, что модель пользовалась повышенным спросом до 1991 г. было продано 1,2 млн. экземпляров Citroеn CX.
Сегодня в мире существует множество клубов поклонников модели: CX Club de France и l’Amicale de France, энтузиасты YoungTimers устраивают соревнования на Citroеn CXGTi Turbo. И культовый Citroеn CX этого вполне достоин. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)