Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок: в мае 2014 года наблюдался всплеск продаж автомобилей

В последние месяцы автомобильные компании успешно расширяют продажи в Европе и США: в некоторых странах прирост исчисляется двузначными цифрами. Правда, подъем европейского рынка несколько искусственный – он поддерживается правительственными субсидиями и крупными дисконтами от производителей. Тем не менее, сейчас рост продаж приобрел почти устойчивый характер, и ожидается, что в текущем году они увеличатся на 2-3% от уровня 2013 г. Ну, а в США автомобильный рынок вступил в эпоху бума: компании сообщают о рекордных продажах. Правда, эксперты полагают, что следует готовиться к стабилизации спроса.

Последние пять лет стали серьезным испытанием для европейской автомобильной промышленности. Суверенный долговой кризис вынудил правительства некоторых стран ввести режим жесткой экономии, который усугублял экономическую депрессию. В этих условиях потребители сократили расходы, и автомобильный рынок пребывал в состоянии затяжного спада. Некоторые перемены к лучшему начались осенью прошлого года, а в январе повышение спроса стало вполне ощутимым. По сравнению с декабрем европейские продажи автомобилей увеличились на 5,2%. Эта тенденция получила дальнейшее развитие. Количество регистраций новых машин в марте подскочило на 10%, до 1,49 млн. единиц, а в Великобритании – на 18% (треть европейских поставок). В апреле же брюссельская Ассоциация европейских автомобильных компаний ACEA сообщила, что европейские продажи растут седьмой месяц подряд, поскольку потребители все охотнее приобретают новые модели взамен устаревших, а восстановление британской экономики стимулирует спрос на автомобили Renault, Ford Motor и PSA Peugeot Citroen. Рост ВВП Великобритании происходит быстрее, чем в других развитых странах, и, по прогнозу МВФ, в текущем году он составит 2,9%, опередив на 1,2% подъем экономики в Еврозоне.

Потребительская уверенность повышается даже в странах, которые более других пострадали от кризиса – Португалии, Ирландии, Италии и Греции. Расширяются продажи в Испании, где правительство в четвертый раз продлило сроки действия программы субсидирования PIVE. В ее рамках покупатели новых автомобилей получают по 2 тыс. евро – первую от правительства, вторую – от автомобильного дилера. Однако самый мощный рывок сделал рынок Великобритании – в мае число регистрации новых автомобилей увеличилось на 7,7%, до более 194 тыс. единиц. Всего же за 5 месяцев зарегистрировано более 1 млн. новых автомобилей, и годовой прирост составил 11,6%. Характерно, что этот рост продолжается уже 27 месяцев подряд, он оказался самым продолжительным за всю историю периодом непрерывного подъема. В большей мере повышение спроса на автомобили связано со сравнительно быстрым восстановлением британской экономики.

Итоги первого квартала впечатлили экспертов. По прогнозу IHS Automotive, можно ожидать, что годовой прирост европейских продаж в 2014 г. составит 2,7%. Правда, агентство Moody’s предсказывает более скромные 2% (для легковых автомобилей), и напоминает, что при этом годовой объем продаж все еще будет на 20% или 3 млн. единиц меньше докризисного уровня 2007 г. Тем не менее налицо ощутимый прогресс.

Лидером майских продаж стала модель Ford Fiesta, второе и третье места заняли Volkswagen Golf и Vauxhall Corsa. По словам Майка Оуса, гендиректора Society of Motor Manufacturers and Traders (SMMT), новые технологии и повышенная топливная экономичность в комбинации с конкурентоспособными ценами сделали новые модели более приемлемыми для многих покупателей. По статистике Autohaus PulsSchlag, в марте цены в Германии снизились на 11,6%, дилеры Fiat продавали автомобили со средним дисконтом 13,5%, представители Ford предлагали скидку 13,2%, а французские производители снизили цены на 13%. Сыграл роль и тот фактор, что сейчас средний возраст автомобилей на европейских дорогах составляет 7-8 лет, а это слишком много для регионального рынка. Тем не менее Оус предупредил, что в грядущие месяцы скорость подъема, скорее всего, уменьшится. Это будет происходить по мере стабилизации спроса. В целом SMMT ожидает 6% прироста количества новых регистраций в текущем году.

Обнадеживающие признаки усматривает в ситуации и Аллан Рашфорт, глава европейского филиала Hyundai Motor Co. Правда, он осторожен в прогнозах. По его мнению, экономические риски сохраняются, и в комбинации с нынешними тактическими концепциями производителей это делает преждевременным утверждение о полном восстановлении рынка. Все же мартовские продажи Hyundai в регионе оказались на 4,8% больше апрельских, а у дочерней компании Kia Motors Corp. скачок составил 10%. Японская Toyota Motor Corp. продала в Европе на 5% автомобилей больше, поскольку спрос на Lexus подскочил на 37%.

Крупнейший в мире производитель автомобилей класса люкс Bayerische Motoren Werke AG увеличил продажи на 6%, поскольку скачок продаж на 11% главной модели – BMW – был с избытком скомпенсирован 14% спадом в сегменте моделей “Мини”, в котором сейчас осуществляется обновление модельного ряда. Наконец, компания Daimler AG на 6,9% увеличила продажи модели Mercedes-Benz, которая занимает третье место в мировой иерархии автомобилей класса люкс, после BMW и Audi фирмы VW.

Эксперты ACEA предсказывают, что в текущем году их европейские продажи увеличатся на 2%. Впрочем, с этим прогнозом согласны не все производители. Peugeot повысила прогноз до 3%, а Ford ожидает подъема на 6% на основных рынках.

При этом региональные производители автомобилей массового потребления все еще не могут покрыть издержки, связанные с перепроизводством – остановленные линии и оплата лишь частично занятых рабочих приносят им серьезные убытки. Несмотря на ожидаемый 3% подъем рынка в 2014 г., никто не предсказывает возврата к докризисным уровням продаж в ближайшие годы. Соответственно, вполне может оказаться, что не будет и возврата к прежнему ценообразованию.

Майский скачок автомобильных продаж в США поддержал надежды производителей, что сравнительно слабый спрос в предыдущие месяцы объясняется суровой зимой, а не падением потребительской уверенности. Гиганты автопрома – General Motors, Ford Motor и Toyota – отчитались в месячном приросте продаж, который исчисляется двузначными цифрами, и утверждают, что спрос на некоторые модели достиг рекордных высот, а их продажи оказались лучшими со времен финансового кризиса. Такой результат оказался неожиданным: отраслевая экспертная фирма Edmunds.com предсказывала майские продажи на уровне 1,55 млн. единиц, но, по данным AutoData, они достигли 1,61 млн., а годовой прирост составил 11,4%.

Результаты у лидера американского рынка, General Motors, оказались весьма впечатляющими: майские продажи составили 284,7 тыс. единиц, а их годовой прирост – 13%. Это почти вдвое превысило прогноз Edmunds (6,7%) и оказалось лучшим месячным достижением GM после августа 2008 г. Компания сообщила, что для линии Buick это лучший майский результат, начиная с 2005 г., а для Cadillac и GMC – начиная с 2007 г.

Продажи Ford подскочили на 3%, до 254,1 тыс. единиц, тоже заметно опередив прогноз Edmunds (0,9%). В отчете компании сказано, что продажи Ford Fusion и Ford Escape поставили исторический рекорд, а по линии Ford Explorer достигнут лучший месячный результат после 2005 г. Самый мощный рывок произошел в сегменте спортивных автомобилей – 9,5%.

О хороших результатах сообщили также Chrysler (подразделение итальянской Fiat Chrysler) и Honda. У Chrysler продажи увеличились на 17%, до 194 тыс. единиц, хотя прогноз Edmunds предполагал прирост 14,4%. Более всего в масштабах компании увеличились продажи внедорожников – по линии Jeep прирост составил 58%.

Продажи Toyota в США увеличились на 12,6%, до 243 тыс. единиц, тоже опережая прогноз Edmunds (10,5%). Малотоннажные грузовики Honda поставили новый рекорд, а в целом продажи компании увеличились на 9% (согласно прогнозу Edmunds, ожидалось 3,6%). Подскочили продажи и у Nissan – на 18,8%, до 136 тыс. единиц, хотя Edmunds предсказывала 13,2%. При этом майский спрос на Nissan Sentra (22 тыс. единиц) превысил предыдущий месячный рекорд, поставленный в 1984 г. Южнокорейская Hyundai поставила собственный исторический рекорд – 70,9 тыс. единиц, годовой прирост составил 3,7%.

Только у Volkswagen продажи сократились до 32,2 тыс. единиц, годовой спад – 15,4%. Это связано с требованием компании к дилерам приостановить продажи моделей Jetta, Passat и Beetle из-за обнаруженного дефекта уплотнительного кольца трансмиссии, который может привести к утечке охлаждающей жидкости. Под запрет попали 25 тыс. автомобилей, выпущенных после 1 февраля.

Бурный рост автомобильных продаж вполне согласуется с экономическими макропоказателями. После 1% годового спада ВВП в первом квартале (первое падение, начиная с 2011 г., которое эксперты объясняли аномальными холодами, нарушившими систему транспортировки грузов) экономика США, похоже, возвращается к росту. В мае, по правительственной статистике, было создано 217 тыс. рабочих мест, а безработица сохранилась на прежнем уровне – 6,3%. Это указывает на стабильность восстановления экономики.

Главный аналитик Kelly Blue Book Алек Гатиррез считает, что майский бум – признак роста уверенности потребителей. По его словам, тот факт, что увеличился спрос на спортивные автомобили различных марок, кроссоверы и грузовые пикапы, означает, что покупатели становятся менее экономными и готовы к приобретению предметов роскоши. Все же эксперт полагает, что в следующие год или два спрос станет более стабильным. (МинПром/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version