Машиностроение Украины и мира

Украина: планы о кооперации с Россией в различных отраслях промышленности рухнули

Былые амбициозные планы Москвы и Киева о кооперации в различных отраслях промышленности выглядят окончательно рухнувшими в свете последних событий на Донбассе и в Крыму. Более того, так называемая русская весна похоронила остатки сотрудничества, которые сохранялись как наследие советского периода. Потери, как и следовало ожидать, оказались обоюдными…
Знаете ли вы, что компания «Дитриал» занимается изготовление рукавов высокого давления (http://www.ditrial.ru), а также их ремонтом ? Ремонт дешевый, потому что используются фитинги со старого шланга, а замене подлежат только сам шланг и обжимные втулки. А главное – все это очень быстро: один шланг за 10 минут !
Наиболее масштабной обещала стать кооперация в ядерной энергетике. Договор о совместном строительстве завода по фабрикации ядерного топлива в пос. Смолино (Кировоградской обл.) между госконцерном “Ядерное топливо Украины” и российской госкорпорацией “ТВЭЛ” был подписан еще в 2010 г., но дальше разработки ТЭО проект не пошел. Он предполагал годовое производство до 400 т “таблеток” в пересчете на уран.
Не была начата достройка III-IV энергоблоков Хмельницкой АЭС, хотя российский “Атомстройэкпорт” и выиграл соответствующий конкурс. Межправительственное соглашение по данному проекту подписали еще в июне 2010 г., контракт между НАЭК “Энергоатом” и “Атомстройэкспортом” заключен в феврале 2011 г. Но до самого свержения В. Януковича стороны никак не могли договориться об условиях кредитования проекта “Сбербанком России”. А теперь и форс-мажор подоспел в виде боевых действий на Донбассе.
С возвращением Юрия Продана на должность министра энергетики Украины НАЭК “Энергоатом” в общем-то прогнозируемо вернулся к идее отказа от поставок тепловыделяющих сборок “ТВЭЛ” в пользу продукции корпорации Westinghouse Electric. И ничего, что американские ТВС стоят дороже – главное как можно полнее разорвать сотрудничество с Россией. И пусть ранее уже возникали проблемы во время опытной эксплуатации тепловыделяющих сборок производства Westinghouse на реакторах Южно-украинской АЭС, диверсификация, знаете ли, важнее. Хотя атомная электростанция – это ведь не фабрика по производству резинотехнических изделий. Здесь такие эксперименты запросто могут обернуться вторым Чернобылем или Фукусимой.
Но борцов за энергонезависимость такая перспектива совершенно не пугает. Подтверждением тому служит принятое в конце марта решение Кабинета министров Украины под руководством Арсения Яценюка об отказе от увеличения на 1,614 млрд. грн. уставного капитала “Энергоатома”, за счет которого предполагалось профинансировать мероприятия по повышению безопасности АЭС. Правда, все равно остаются вопросы, что делать с отработанным ядерным топливом, которое ранее вывозилось на хранение в Россию. Сейчас его временно предлагается складировать на АЭС. А там или осел умрет, или падишах. В смысле, что или построим в Чернобыле собственный полноценный объект для длительного захоронения ядерных отходов, или помиримся с Россией. Ну, а пока отношения находятся в точке замерзания.
Аналогично похоронены проекты кооперации в авиастроении и судостроении. Например, по совместному производству самолетов Ан-70, Ан-148 и Ан-225. Ситуацию в судостроении наиболее ярко иллюстрирует положение дел на Севастопольском морзаводе. В советское время он выпускал эсминцы и здесь работало 15 тыс. чел. Сейчас трудовой коллектив уменьшился до 200 чел., которые занимаются очисткой корпусов судов от ракушек и ремонтом забортной арматуры: могут поменять клинкетную задвижку кингстона, например. То есть выполняют простейшие виды работ на уровне ремесленной мастерской. А ремонт кораблей ЧФ РФ, стоящего тут же, в Севастополе, все эти годы шел на верфях Болгарии и Румынии… Теперь, правда, все там, наверно, поменяется к лучшему – после национализации “Севморзавода” и его присоединения к “Объединенной судостроительной корпорации”, анонсированных крымскими властями. Но Украине от этого не легче.
Традиционно уязвимыми к перепадам настроений в Кремле остаются украинские производители железнодорожного подвижного состава, кондитерской и мясомолочной продукции. Сообщения о запрете на экспорт в РФ для тех или иных украинских сырзаводов, молочноконсервных заводов и мясокомбинатов появляются в инфомпространстве с завидной регулярностью. И нам, как говорится, нечего возразить. Лакмусовой бумажкой тут может быть корпорация Roshen, которой из-за закрытия поставок в РФ пришлось полностью закрыть кондитерскую фабрику в Мариуполе. Кстати, эпопее с Roshen исполнился год. В июле 2013 г. Роспотребнадзор остановил импорт шоколадных конфет с украинских фабрик этой компании.
И если за столько времени ее владелец Петр Порошенко не смог решить вопросы с Москвой о своем шкурном интересе, как от него можно ожидать, что теперь, став президентом Украины, он договорится с российским лидером Владимиром Путиным о национальных интересах страны? Непонятно. Тем не менее такие безудержные оптимисты в Украине есть, и их аж 54,7%. Но вернемся к жертвам торговой войны, развязанной не в Киеве. Крюковский, Стахановский вагоностроительные заводы, “Днепровагонмаш” и “Азовмаш” тоже не вчера попали под кремлевский прессинг. Но как-то незаметно, что менеджмент и собственники указанных предприятий сделали из этого хоть какие-то выводы.
РФ для них по-прежнему остается основным рынком и никаких видимых шагов по диверсификации сбыта у вагоностроителей не наблюдается. В 2013 г. выпуск грузовых полувагонов в Украине сократился в два раза, до 23,8 тыс. ед. При этом экспорт в РФ уменьшился на 40% из-за приостановок сертификатов соответствия на вагонное литье, используемое украинскими производителями. В 2014г. картина та же самая: за январь-апрель обвал производства подвижного железнодорожного состава уменьшился на 55,3% к аналогичному периоду прошлого года. Только на КВСЗ за 4 месяца выпуск грузовых вагонов рухнул на 80,8% до 461 ед. Остальные предприятия не приводят данных, но госстатистика подтверждает, что и у них дела идут не лучше.
В этой связи стоит обратить внимание на опыт запорожского объединения “Мотор Сич”. Было дело, когда большое число самолетов и все российские вертолеты летали на его двигателях. Но вот в русле той политики, которую проводит В. Путин, РФ постепенно стала отказываться от запорожской продукции, а с прошлого года открыла полный цикл собственного производства вертолетных двигателей. Источник на предприятии утверждает, что это никак не сказалось на его работе и загрузке мощностей. “У нас сейчас очень мало заказов в Россию идет. В основном работаем на Китай, Индию, другие страны”, – пояснил он.
Кроме того, идет развитие бизнеса на стратегических рынках за счет присутствия там в производственных активах, как это делается во всем мире. Владелец “Мотор Сичи” Вячеслав Богуслаев в конце 2011 г. купил авиаремонтный завод в Беларуси – для работы в СНГ. Сейчас прорабатывает вариант с разворачиванием бизнеса по сборке и ремонту вертолетных двигателей в Польше. И это – объединение, которое ранее работало главным образом на российский рынок. Так что можно останавливать заводы, как это делают вагоностроители, и ждать, пока вернется вчерашний день. Или вообще закрыть производство, как это сделал П. Порошенко в Мариуполе.
А можно становиться на новые рельсы и работать дальше, как В. Богуслаев. К слову, владелец “Мотор Сичи” ранее всегда был убежденным сторонником Тамсоюза и сближения с Россией. Тем не менее, его бизнес власти РФ попытались прижать точно так же жестко, как и убежденного евроинтегратора П. Порошенко. Так что не стоит рассматривать запрет Роспотребнадзора на поставки продукции Roshen как персональную месть за политические взгляды. В данном случае у В. Путина нет деления на чужих и своих, есть один общий и системный подход к Украине. Который больно бьет и по самой России, ведь любая медаль имеет две стороны. Например, государственная банковская группа “ВТБ” ранее сообщила, что только за I квартал из-за событий в Украине ее убытки составили около $500 млн.
Как уточнил заместитель главы ВТБ Герберт Моос, эта сумма включает отчисления в резервы, валютную переоценку и вложения в ценные бумаги, преимущественно госбумаги и облигации украинских компаний. Да и вообще глупо думать, что сворачивание двусторонней торговли бьет только по Киеву. Именно потому, что она – двусторонняя. Экспорт из Украины в РФ за 2013 г. сократился на 14,6%, по данным Государственной службы статистики Украины, импорт – на 15,3%. По итогам I квартала падение – на 24,6% и 26% соответственно. По металлопродукции снижение торговли составило 38%, по данным российских источников.
Причем местные металлотрейдеры подчеркивают, что от охлаждения в политике одинаково пострадали как украинские, так и российские участники рынка. Например, снижение поставок из Украины спровоцировало рост внутренних цен на фасонный прокат на 4-7%. В долгосрочной перспективе, если Москва и Киев не наладят конструктив, российские металлотрейдеры прогнозируют заполнение ниши от ухода украинских компаний китайскими производителями. Вот кто по-настоящему будет в выигрыше от такого развития событий. (МинПром/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version