Машиностроение Украины и мира

Украина: ГП «Укрзализныця» оставило вагоностроителей без заказов

В конце мая министр инфраструктуры Максим Бурбак называл обновление подвижного состава госмонополиста приоритетным направлением в отрасли. Он говорил и о планах для УЗ на 2014 г.: закупить 2,8 тыс. полувагонов и 2,4 тыс. зерновозов, а в 2015 г. – соответственно 3,65 тыс. и 3 тыс.

Сами заказы должны были получить отечественные заводы. Также предполагалось проводить модернизацию путей сообщения, тепловозов и электровозов, приобретать путевую технику. Общий объем финансирования называли в 12,5 млрд. грн., а привлекать средства собирались под госгарантии.

Такие декларации закупок вагонов были с энтузиазмом восприняты украинским вагоностроителями, загрузка которых сегодня катастрофически низкая. За январь-июнь производство грузовых вагонов сократилось почти в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. и составило всего 3,5 тыс. Хотя еще два года назад отечественные компании по производству этой продукции приносили Украине $3 млрд. валютной выручки (работая на пределе своей производственной мощности) за счет продаж на экспортных рынках, преимущественно в Российской Федерации.

По мнению экспертов, заказы “Укрзализныци” могли бы сегодня существенно помочь украинским предприятиям пережить непростые времена. Но, похоже, задачи УЗ снова изменились. Как сообщил Бурбак, министерство пересматривает планы: “Мы не отказываемся от идеи закупок грузовых вагонов, но считаем, что их необходимо осуществлять только тогда, когда появится экономическая целесообразность”. По его словам, в такой ситуации средства будут отданы на приобретение большего количества пассажирских поездов и электровозов.

В то же время на Крюковском вагоностроительном заводе заверили, что от УЗ вообще нет заказов: ни на грузовые, ни на пассажирские вагоны. Собеседник на предприятии говорит, что “Укрзализныця” часто обещает делать закупки, но по факту этого не происходит. По его словам, сегодня предприятие довольствуется производством мелких партий грузовых вагонов для заказчиков из стран Балтии, Грузии и Казахстана. Тем не менее, если госадминистрация за следующие два-три года не начнет обновлять грузовые вагоны, то может лишиться большей части этого парка, так как их рабочий ресурс будет полностью исчерпан, полагает Полищук.

Генеральный директор экспедиторской компании “УкрТОК” Галина Полищук считает, что в этом году УЗ не будет испытывать дефицита по всем типам грузовых вагонов. Она поясняет: с учетом падения перевозок и экономической ситуации в стране новые вагоны не понадобятся.

По мнению старшего аналитика инвестгруппы “АРТ Капитал” Алексея Андрейченко, “Укрзализныця” будет экономить на закупке новых вагонов, по крайней мере в нынешнем году, так как сейчас из-за остановки транспортировки груза на Донбассе дефицита на грузовые вагоны нет, а сами грузоперевозки будут снижаться еще существеннее. (Укррудпром/ Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version