Заявление Дмитрия Медведева о возможном введении санкций в отношении иностранных автокомпаний еще месяц назад казалось труднореализуемым, однако уже сейчас становится понятно, каким образом власти собираются ограничивать импорт иномарок. Возможный запрет коснется подержанных автомобилей, а не новых, как предполагалось ранее.
Такой сценарий озвучил помощник президента РФ Андрей Белоусов в кулуарах Самарского экономического форума. Чиновник отметил, что вторым пакетом санкций в отношении Запада Россия планирует граничить ввоз автомобилей и некоторых товаров легкой промышленности. “У нас есть целый ряд несельскохозяйственных продуктов, где наши европейские партнеры больше зависят от России, чем Россия от них. Это касается, например, завоза автомобилей, прежде всего подержанных автомобилей, это касается некоторых видов товаров легкой промышленности, где мы уже сами можем производить. Не всех, некоторых видов одежды”, – заявил Белоусов.
При этом помощник президента сделал акцент на том, что ответ России Западу должен быть таким, чтобы не навредить, а в первую очередь поддержать российских производителей и потребителей. “Сейчас Минэкономразвития уже подготовило, насколько я знаю, перечень этих товаров. Но, я надеюсь, что здравый смысл возобладает, и мы не будем вынуждены вводить эти ответные меры”, – добавил чиновник.
Схожих формулировок придерживался и Дмитрий Медведев, выступая на заседании правительства в августе. Тогда премьер подчеркнул, что санкции вводить нужно “осмысленно”. “В санкциях нет ничего хорошего, я об этом уже неоднократно говорил. И ответное решение далось нам тоже непросто, мы были вынуждены его принять. Но даже в этих условиях мы, уверен, сумеем ситуацию повернуть в свою пользу”, – заявил глава правительства, добавив, что Россия потенциально готова ввести защитные меры в авиастроении, судостроении, автомобильной промышленности и других отраслях.
По мнению экспертов, возможный запрет скажется, прежде всего, на потребителях. “Вместо стран Запада удар будет нанесен по собственному потребителю. Кроме того, безусловно, пострадает малый бизнес. Подержанные машины в нашу страну в основном везут небольшие компании и физические лица. Вообще, подобные предложения, если они будут одобрены, фактически ограничит возможность российским автолюбителя покупать те машины, которые они хотят. Если водителю нравится подержанные иномарки из Европы, то почему он должен себе в этом отказывать?”, – пояснил зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.
Санкции против России ввели США, Евросоюз, Канада, Австралия, Норвегия и Япония. Если проблем с импортом автомобилей из Австралии, Канады и Норвегии россиянам можно не опасаться, то европейские машины, а также модели из США и Японии в нашей стране пользуются популярностью.
Если санкции будут введены, то в первую очередь на вторичном рынке пострадает сегмент небольших автомобилей с двигателями объемом до 1,5 л в возрасте 3-5 лет. Такие модели ввозят в Россию чаще всего – сумма таможенных пошлин на них значительно меньше, чем на автомобили других возрастов и с более объемными двигателями. Также на Дальний Восток перестанут завозить подержанные автомобили из Японии, и россияне больше не смогут принимать участие в американских аукционах по покупке подержанных моделей. (Autonews/Машиностроение Украины и мира)