Директор представительства ОАО “Минский тракторный завод” в Российской Федерации Александр Судник, в преддверии Российского агротехнического форума, рассказал об увеличении экспорта продукции МТЗ в страны дальнего зарубежья и о занимаемой доле рынка.
– С какими трудностями сталкивается завод в настоящее время?
– В данный момент основной трудностью является снижение покупательской способности конечного потребителя на рынке РФ. Это вызвано снижением платежеспособного спроса в связи с отсутствием субсидий сельхозпроизводителям, низким финансированием программы “Росагролизинга”, снижением объемов выдаваемых кредитов банками.
Но в виду с последними политическими событиями появляются тенденции к активизации финансирования сельхозтоваропроизводителей.
– Насколько сильно снизилась покупательская активность?
– Продажи упали довольно значительно. Если сравнить предыдущий и нынешний год, то реализация белорусской техники марки “Белорус” на рынке РФ за первое полугодие составило 89%.
– Кто является вашими основными конкурентами?
– ОАО “МТЗ” (Минский тракторный завод) на территории РФ занимает в общем объеме примерно 80% рынка. В сегменте 80-130 л. с. тракторам “Беларус” принадлежит практически 100% рынка. Нашими конкурентами, в первую очередь, являются иностранные компании, которые обладают сборочными производствами на территории РФ, в том числе John Deere Rus. Также, в сегменте энергонасыщенных тракторов на рынке РФ существенную конкуренцию составляет ОАО “Кировский завод”.
– Как обстоят дела с экспортом?
– Снижение спроса на рынке РФ, ОАО “МТЗ” компенсирует увеличением продаж в страны дальнего зарубежья. Особый рост отмечен в таких странах как Пакистан, Египет, Алжир, Нигерия, Венесуэла, Куба, Никарагуа – везде рост в десятки и сотни процентов по отношению к прошлому году. Широко техника ОАО “МТЗ” представлена на рынке стран СНГ и Европейского союза. Для увеличения объемов продаж в Европе освоено производство линейки тракторов мощностью 80-350 л. с. с двигателями Stage-IIIB, идет освоение производства тракторов с двигателями Stage-IV. С целью расширения присутствия МТЗ в странах ЮВА, в феврале зарегистрирован Торговый дом ОАО “МТЗ” в Сингапуре со 100%-ным участием капитала ОАО “МТЗ”. В марте открыто сборочное производство в Камбодже, мощность сборки не менее 500 шт. ежегодно. В марте зарегистрирован собственный субъект ТПС с участием капитала МТЗ в Пакистане.
– Чем вызван такой спрос на экспорт?
– ОАО “МТЗ” занимает 10% мирового рынка колесных тракторов. А секрет спроса на нашу технику прост. Это широкий ряд моделей и модификаций для работы в любых условиях, великолепный экономический эффект благодаря высокой производительности и минимальным затратам на обслуживание, возможность агрегатирования как с местным так и с зарубежным навесным оборудованием, надежность и долговечность в эксплуатации, мобильный сервис, всегда наличие качественных оригинальных запасных частей. Также у нас великолепно отлажена дилерская сеть, на любую поломку мы реагируем в течение суток.
– Отразилась ли как-то на ОАО “МТЗ” экономическая ситуация в России?
– Безусловно, но прогнозируем, что, в конечном счете, это положительно скажется не только на работе завода на рынке РФ, но и на российских производителях тракторов и сельскохозяйственной техники. У конечного потребителя не всегда есть средства на покупку новой техники, поэтому необходимо широко развивать программы финансовой поддержки. В Республике Беларусь издан Указ президента №466 “О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь”. Он под собой подразумевает компенсацию ставки рефинансирования при покупке нашей техники в кредит через ОАО “Сбербанк России”, из бюджета Республики Беларусь. Это довольно ощутимая помощь, поэтому программа сейчас набирает свою популярность.
– Ожидается ли в скором будущем расширение модельного ряда МТЗ?
– Модельный ряд ОАО “МТЗ” имеет более 70 моделей тракторов и более 140 вариантов их сборки для всех климатических и эксплуатационных условий. Сейчас основной акцент мы делаем на знакомстве сельского труженика с нашей энергонасыщенной техникой. Это такие модели тракторов как, “Беларус-3022” мощностью 300 л. с. и “Беларус-3522” мощностью 355 л. с. Эти тракторы прошли широкие испытания на полях Республики Беларусь. Они обкатаны, доведены до идеала и сейчас мы с ними выходим на рынок РФ. Пока сегмент нашей техники в общем объеме энергонасыщенных составляет порядка 10,7%. Но наш трактор существенно дешевле, чем зарубежный аналог, обладает прекрасными эксплуатационными характеристиками, поэтому уверен, что он будет востребован среди российских фермеров. Также ОАО “МТЗ” освоило выпуск трактора “Беларус-4522”, мощностью 450 л. с. Этот трактор, на данный момент, проходит испытания на полях Республике Беларусь, и в ближайшее время будет предложен на рынке РФ. У нас широкий ассортимент лесной техники, техника для переувлажненных почв на гусеничном ходу, экскаваторы, погрузчики – мы готовы удовлетворить любые запросы потребителя. Наша дилерская сеть насчитывает 158 аттестованных дилеров по всей территории РФ поэтому, с сервисом и запчастями, никогда не будет проблем. (Трактор.ру/Машиностроение Украины и мира)