Машиностроение Украины и мира

Казахстан: автомобильный рынок вопреки всему продолжает расти

После завершившегося на высокой ноте 2013 г., когда продажи новых авто превысили 165 тыс. единиц, на 70% перекрыв показатель 2012 г., авторынок, казалось, имел все основания рассчитывать на “продолжение банкета”. Однако, февральская девальвация скорректировала оптимистичные планы и стала важным фактором, определившим развитие рынка. Игроки были вынуждены поднять цены, поскольку взаиморасчеты с поставщиками производятся в иностранной валюте, изменилась или изменится в ближайшее время стоимость услуг сервиса…

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), за январь-март официальные автодилеры реализовали 34474 новых автомобиля. Это на 25% больше, чем в аналогичном периоде прошлого, самого успешного за последнее время для авторынка года, когда продажи оценивались в 27569 авто. В денежном эквиваленте рынок продаж новых автомобилей по итогам I квартала вырос по сравнению с январем-мартом 2013 г. почти на треть и достиг $775 млн. Доля импорта среди реализованных автомобилей составила 79,3%, доля машин местной сборки – 20,7% или 27337 и 7137 единиц соответственно.

Оценивая итоги квартала с точки зрения представительства сегментов, эксперты отмечают лидерство класса “В”, показавшего рост на 32,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди моделей этого класса наиболее популярны Lada Largus и Hyundai Accent.

На втором месте – класс “С”, доля присутствия которого на рынке упала на 5,1%. Самой популярной моделью в классе “Е”, рыночная доля которого сократилась на 7,1%, остается Toyota Camry. Не изменились предпочтения и в классе, где самым популярным авто является Daewoo Matiz, хотя продажи конкретно этой модели откатились на 38%. Класс “D” продемонстрировал рост продаж на 26,3%, где лидером стала модель Toyota Avensis: этих автомобилей продано 124 единицы против 76 в I квартале 2013 г. В классе “F” было реализовано 60 авто, причем выдающиеся результаты в данном сегменте продемонстрировал Mercedes-Benz S-Сlass: с начала года реализован 41 автомобиль данной модели, тогда как год назад официально удалось продать всего один. Сегмент внедорожников за обозначенный период вырос на 39,5% с 7163 до 9996 единиц. С начала года самыми высокими темпами рос сегмент компактных SUV (плюс 78,7%), где хитом продаж стал Nissan Qashqai. Хорошие показатели также продемонстрировал сегмент субкомпактных SUV.

В разрезе брэндов по результатам трех месяцев лидерство удержала Lada, которая по сравнению с прошлым годом, хоть и потеряла в доле рынка (она сократилась с 36,5% до 29,5%), все же добилась продаж в 10163 единицы. На втором месте обосновался Hyundai, показавший рост продаж по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 65% с 1937 до 3190 единиц, и увеличивший долю присутствия на 2,23%. На третьей строчке списка востребованных брэндов расположилась KIA с результатом продаж в 3076 единиц, а на четвертой позиции – Chevrolet. В I квартале прошлого года в стране было реализовано 1705 автомобилей данного брэнда, а в январе-марте нынешнего продажи увеличились до 2918 единиц. На пятой строчке оказалась Toyota с результатом 2518 реализованных авто против 1558 соответственно. Шестое место занято брэндом GAZ с результатом продаж 1960 единиц и долей рынка в 7%. На седьмой позиции находится Nissan. Продажи данного японского брэнда выросли с 1416 единиц до 1756 соответственно. Казахстанские автолюбители продолжают демонстрировать хорошее отношение к Renault: реализация машин данного производителя с начала года составила 1750 единиц, и этого оказалось достаточно, чтобы занять восьмую строчку таблицы популярности брэндов.

Изменения, связанные с введением нового техрегламента, как говорилось выше, ударили по узбекскому автопрому, что отразилось в статистике. Согласно данным за I квартал, прежний лидер рейтингов Uz-Daewoo оказался на девятом месте. Продажи данного брэнда сократились с 2533 единиц в I квартале прошлого года до 1078 авто в январе-марте, а доля рынка уменьшилась с 9% до 3%.

Замыкает десятку Skoda с хорошим количественным ростом продаж – с 472 единиц за три месяца 2013 г. до 995 единиц в аналогичном периоде текущего года.

Среди брэндов, оказавшихся за пределами первой десятки, аналитики АКАБ отмечают высокие темпы увеличения продаж у Volkswagen (с 246 до 512 единиц соответственно), хороший старт брэнда Geely, сразу занявшего положение выше середины таблицы. Выросли продажи UAZ, Mitsubishi, Peugeot.

В целом, констатируют дилеры, качественное изменение структуры рынка, выражающееся в росте официальных продаж, стало одним из самых заметных трендов последних лет. Сравнительно недавно, в 2007 г., официальные автодилеры представляли всего 12% рынка, сегодня же их доля выросла до 85%. Падение спроса на автомобили, бывшие в употреблении, стало прямым следствием введения нового таможенного регулирования ввоза машин. Параллельно развитию официального, “белого” рынка растут запросы клиентов в отношении качества обслуживания и стандартов сервиса. Таким образом, акцент конкурентной борьбы смещается из области завоевания клиентов в область их удержания. В связи с этим компании уделяют больше внимания аспектам работы, связанным с обслуживанием, – готовят квалифицированный персонал, внедряют новые технологии обслуживания и различные клубные программы, обеспечивающие, в частности, льготные условия сервиса и приобретения запчастей.

Например, первое плановое ТО клиенты зачастую могут проходить бесплатно. Актуальность данного тренда не только в столицах, но и в регионах заставила дилеров повысить активность по развитию сетей. “Астана Моторс”, в частности, запланировала открытие автоцентров в Актау и Костанае, “БИПЭК АВТО” реализует программу по строительству в ближайшие 10 лет 70 специализированных автоцентров в 14 городах республики. “В прошлом году мы открыли автоцентры в Каскелене, Кульсарах, Жанаозене, Рудном, Хромтау, Экибастузе. На очереди ввод в эксплуатацию комплексов в Караганде, Шымкенте, а также начало строительства автоцентров в Актау и Астане, реализуется программа по возведению техцентров в 25 городах страны. Наиболее активными покупателями наших автомобилей остаются жители Астаны и Алматы, однако в прошлом году свыше 70% клиентов холдинга пришлось на областные и районные центры, а значит, необходимо обеспечить и в регионах качественные продажи и обслуживание”, – считает генеральный директор ТОО “БИПЭК АВТО” Игорь Потапов.

На рынке Алматы в этом году появился второй дилер Mitsubishi – компания Aster Auto. Чуть более двух лет назад было решено ограничиться единственным дилером, однако продажи брэнда росли и стала очевидна необходимость второго игрока. “В прошлом году мы получили в наш портфель несколько новых брэндов и в настоящее время являемся официальными дилерами Mitsubishi, Nissan, Volkswagen, Subaru, Mercedes-Benz. По итогам прошлого года результаты продаж превзошли наши ожидания, мы реализовали 2850 автомобилей. В этом году настроены на успех и ожидаем, что, несмотря на девальвацию, рынок будет расти, хотя и не такими темпами, как прежде”, – отмечает руководитель компании Аскар Бурунчин. Недавно Aster Auto открыла временный автосалон Mitsubishi в двух километрах от Алматы, в сторону Талгара. В следующем году в том же районе будет построен новый автосалон, соответствующий требованиям 3S.

Оценивая развитие рынка в денежном выражении, эксперты АКАБ отмечают, что по итогам I квартала лидером стала Toyota. Согласно данным ассоциации, дилеры японского брэнда продали автомобилей на $115 млн.

В денежном эквиваленте на долю национальных производителей пришлось $167,7 млн., что на 31,2% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, когда они реализовали продукции на $127,8 млн. На долю импортеров пришлось порядка $607,2 млн. против $470 млн. соответственно.

Комментируя тренды развития автомобильного рынка, аналитики не раз отмечали, что в последние годы казахстанцы стали предпочитать новые бюджетные автомобили транспорту более пафосному, но “с историей”. Президент АКАБ Андрей Лаврентьев по итогам прошлого года отмечал, что средний чек официального авторынка на приобретение автомобиля составил $16 тыс. Еще в 2007г. эта сумма была вдвое больше. “Появились дилеры и дистрибуторы, работающие в ценовом сегменте до $16 тыс., где официальные игроки прежде не были представлены вовсе или работали в очень ограниченном количестве – не только из-за того, что не было автомобилей, но и из-за отсутствия покупательской способности”, – говорил Лаврентьев.

По мнению Игоря Потапова, выбор нового автомобиля перестал быть привилегией узкого круга покупателей, и в таком случае вполне логично, что львиная доля спроса приходится на более привлекательные с точки зрения цены и качества брэнды, которые более доступны в обслуживании. За последний год “БИПЭК АВТО” увеличила долю в малом классе с 75% до 79%, продажи в сегменте “В” были обеспечены прежде всего широким предложением моделей Lada – Priora, Granta, Largus. Среди востребованных моделей также KIA Rio и Chevrolet Aveo.

Между тем в январе-марте произошло примечательное событие: впервые за последние три года доля рынка сместилась в сторону более дорогих автомобилей. Такие результаты свидетельствуют об относительно благополучной ситуации в среднем и выше среднего ценовых сегментах. В то же время автолюбителям, которым совсем недавно перестала казаться мечтой возможность приобрести новую “ласточку” не на “барахолке” или у “серого” дилера, а в условиях цивилизованного рынка, пришлось затянуть пояса и пока отказаться от планов пересесть на новое авто – по крайней мере приобретенное через официальные каналы. В ценовом сегменте менее $10 тыс. было продано 9,3% новых авто, тогда как год назад на его долю приходилось 19,06% от общего объема продаж. Менее заметное снижение, с 32% в I квартале 2013 г. до 29,4% в соответствующем периоде 2014 г., произошло в ценовом сегменте $10-15 тыс. Доля сегмента $15-20 тыс. за соответствующий период выросла с 15% до 23%, сегмента $20-25 тыс. – с 9% до 12%. Незначительно, с 16% до 19%, увеличилась доля продаж в ценовом сегменте $25-40 тыс. Представительство ценового диапазона $40-80 тыс. сократилось, но совсем незначительно: с 6,14% в I квартале 2013 г. до 5,7% в аналогичном периоде 2014 г.

Среди авто местной сборки динамичный рост демонстрирует сегмент легковых автомобилей, темпы которого опережают рост рынка в целом. Продажи здесь увеличились на 21,3% по отношению к прошлогодним январю-марту, с 2920 до 3542 единиц. В этом сегменте наибольший рост, порядка 83,2%, показал класс “В”, где появились две новые модели – Skoda Rapid и Peugeot 301. В бюджетном ценовом сегменте легковых авто отечественной сборки ($10-15 тыс.) лидерство удерживает ZAZ Chance с результатом продаж 238 единиц. В диапазоне $20-25 тыс. самые высокие продажи у модели Chevrolet Cruze (758 единиц). Данный сегмент обладает самой высокой долей продаж на внутреннем рынке среди легковых авто местной сборки, по итогам трех месяцев на его долю пришлось 40%. В диапазоне $25-40 тыс. с результатом продаж 247 авто расположилась Skoda Octavia. В премиум-классе с начала года реализовано 11 автомобилей казахстанского производства: SsangYoung Chairman – семь единиц, KIA Cadenza и KIA Quoris – три и одно авто соответственно. Доля внедорожников казахстанской сборки по итогам квартала среди всех продаж новых авто составила 10%, а среди автомобилей местной сборки – 44%. За этот период было реализовано 3542 автомобиля, что на 21,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Девальвация не оказала радикального влияния на планы по развитию собственного автомобильного производства. Председатель совета директоров самого крупного автопроизводителя страны группы “БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО” Анатолий Балушкин подчеркивает, что для компании строительство завода полного цикла остается одним из приоритетных проектов. “Без корректировки по времени не обойтись, но кто долго запрягает, тот быстро едет. Мы собираемся осилить стройку на оборотные ресурсы, привлекать кредитные средства будем только на приобретение оборудования”, – говорит он. Под территорию завода выделено 523 га земли. Мощность первой очереди предприятия, пуск которой намечен на 2017 г., составит 60 тыс. автомобилей, в течение двух последующих лет производственную мощность планируется увеличить вдвое. Стоимость предварительных работ, связанных с подготовкой площадки, строительством городка, где будут жить занятые на стройке рабочие, оценивается в $50 млн.

ТОО “Сарыарка АвтоПром” не отказалось от реализации планов по сборке в Костанае автомобилей Toyota Fortuner. К 2017 г. локализацию сборки планируют довести до 50%; внедорожник в базовой версии обойдется покупателям в $40 тыс.

Как считают в АКАБ, стоимость произведенных в Казахстане автомобилей будет формироваться в зависимости от доли локализации. То есть цена, которая формируется внутри страны, не будет подвержена девальвации. “За счет роста курса доллара и евро будет увеличиваться стоимость новых поставок автомобильных компонентов. Обязательства производителей пока в любом случае, даже с учетом производственных закупок, на 70% связаны с приобретением запчастей и машинокомплектов в валюте. Все внутренние работы и внутренняя локализация, естественно, не будут подвержены девальвации. Например, если в автомобиле 20% казахстанской локализации, то на эти 20% от стоимости цена повышаться не будет”, – поясняют в ассоциации.

Сразу после 11 февраля игроки отрасли опасались давать долгосрочные прогнозы и предполагали, что оценить масштабы влияния изменений в экономике на авторынок можно будет лишь спустя некоторое время. Полугодовой срок, который в качестве ориентира называли некоторые дилеры, пока не прошел, но итоги первых месяцев свидетельствуют, что автомобильный рынок переживает девальвацию успешнее, чем опасались многие. И все же окончательные выводы делать рано, поскольку до сих пор многие дилеры имеют возможность привлекать клиентов, продавая автомобили “по старому курсу” и не меняя цены на услуги сервиса. Итоги весенне-летнего сезона покажут, сохранится ли оптимистичный настрой первого квартала, а заодно позволит более точно прогнозировать итоги года. (Forbes.kz/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version