Эксперты отмечают, что в 2013 г. впервые после 2009 г. в российском машиностроении зафиксирована отрицательная динамика производства. Основная причина спада – снижение инвестиционного спроса. Негативно повлияло и вступление России в ВТО, причем в большей степени на сельскохозяйственное машиностроение. О том, что влияет на позиции “Тракторных заводов” и как планируется их укрепить, рассказывает заместитель генерального директора по корпоративным финансам и экономике Концерна Михаил Школьник.
– С какими экономическими показателями Концерн вошел в 2014 г.?
– Объем продаж “Тракторных заводов” в 2013 г. по сравнению с 2012 г. упал на 22%. Однако в 2014 г. намечено увеличение на 31%. Стабильный, более чем 30%-ный, рост объема продаж в течение последних лет демонстрирует машиностроение специального назначения. В новые продукты и производство будет инвестировано около 2,5 млрд. руб.
– Какие основные факторы повлияли на результаты деятельности?
– На смену восстановительному, послекризисному росту 2012 г. пришло замедление экономического роста в 2013 г. С учетом “заморозки” или сокращения инвестиций в отраслях-потребителях, снижения заградительных барьеров привступления в ВТО, возможностей иностранных производителей по предложению долгосрочного товарного кредитования потребителей (рассрочки до года) на фоне ограничения ликвидности российских товаропроизводителей, демпинговой политики китайских игроков, наблюдается падение объемов продаж техники российских производителей.
В 2013 г. падение спроса к 2012 г. на всех рынках присутствия Концерна “Тракторные заводы” по сельскохозяйственному машиностроению составило 14,5%, спрос на строительно-дорожную технику упал на 12,6%, а в автопроме – на 5,7%. Отмечались низкие темпы роста в отраслях – основных потребителях техники “Тракторных заводов” – угольной промышленности, горнодобывающей и нефтегазовой отрасли, сельском хозяйстве, железнодорожной отрасли. Наблюдались такие кризисные явления, как неуверенность российских покупателей в завтрашнем дне в условиях нестабильной экономической и политической ситуации, стремление потребителей либо “притормозить” финансовые вливания в развитие мощностей, либо вложиться в быстро окупаемые проекты, не требующие дорогой и качественной техники. Предпочтения клиентов на стагнирующем рынке и в условиях ограниченности финансовых ресурсов менялись в сторону приобретения более эффективных продуктов. Со значительным запозданием были запущены государственные программы поддержки и субсидирование покупки сельхозтехники и инновационных вагонов. В 2013 г. наблюдались спад спроса на вагоны в ожидании решения по возможной утилизации старых вагонов и попытка запретить ремонты с продлением сроков службы.
– Чего можно ожидать от 2014 г.?
– Показатели первых месяцев года говорят об общем ухудшении относительно аналогичного периода 2013 г., но при этом хочется отметить, что наметилось оживление в отраслях потребления продукции “Тракторных заводов”. Расчет индекса ИПЕМ-спрос в разрезе отраслевых групп показывает, что рост спроса наблюдается в добывающих отраслях (+0,5% в феврале 2013 г.; +0,7% с начала года).
Отложенный спрос на промышленную технику, нереализованный в полной мере в 2012 г. и 2013 г., а также высокий уровень физического морального износа подвижного состава железных дорог и сельскохозяйственной техники позволят значительно увеличить продажи концерна в 2014 г.
Также увеличению продаж продукции железнодорожного назначения будет способствовать повышенное требование потребителей к качеству изделий, что связано с растущими требованиями по нормам безопасности из-за увеличения скоростных режимов перевозки, веса загрузки вагонов, низкого качества путей и т. д.
И несмотря на неблагоприятные тенденции, наметившиеся в целом в российской промышленности в последние годы, о чем говорят довольно много и давно, считаю необходимым отметить, что Концерн является флагманом российского машиностроения – при наличии современной производственной базы, обновленном парке оборудования, за счет применения новых технологий, что обеспечивает высокое качество продукции, имеет перспективную, инновационную продуктовую линейку.
Существенное влияние на рост продаж техники и развитие российского машиностроения в 2014 г. будут оказывать меры государственной поддержки, и не только машиностроителей, но и отраслей потребителей. В частности, по промышленному машиностроению перечень мер достаточно большой. Это увеличение таможенных пошлин на строительно-дорожную технику; установление запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения для осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (соответствующий проект постановления находится на согласовании в правительстве РФ); введение утилизационного сбора на импортную строительно-дорожную технику. Кстати, подписание “Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г.”, предусматривающей строительство высокоскоростных магистралей протяженностью 4,5 тыс. км, позволит увеличить поставки строительно-дорожной техники концерна.
В рамках сельскохозяйственной отрасли обнулены ставки налога на прибыль организаций; установлены льготные ставки в 10% по налогу на добавленную стоимость при реализации и ввозе племенных животных до 31 декабря 2017 г.; реализован механизм поддержки по обновлению парка техники в виде субсидирования производителям сельскохозяйственной техники затрат на ее производство при условии продажи сельхозпроизводителям техники со скидкой в размере не менее 15%; с целью поддержки сельского хозяйства в соответствии с правилами ВТО разработан порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции.
По железнодорожному машиностроению к мерам господдержки относятся одобренная правительством РФ программа утилизации старых вагонов с одновременным стимулированием спроса на инновационные модели грузовых вагонов; запрет на использование литья (особенно крупного) сверх нормативного срока эксплуатации, а также литья, признанного контрафактным (не имеющим сведений о приемке по качеству инспекторами ОАО “РЖД”); приостановление сертификатов на комплектующие иностранных производителей на продолжительные периоды; введенная нулевая ставка налога на имущество для грузовых вагонов, приобретенных после данной даты (новых); вступление в силу с августа 2014 г. Технического регламента Таможенного союза ТР ТС, в котором процедура продления срока службы будет проводиться с обязательной модернизацией и сертификацией вагонов.
Также не стоит забывать и об экономических факторах, например, девальвации курса национальной валюты, которая должна благотворно сказаться на спросе на российскую технику на фоне доминирования на рынке иностранных производителей.
– На каких параметрах концерн должен сосредоточить внимание, чтобы улучшить результаты в текущем году?
– Наш лозунг в 2014 г. – новые продукты и конкурентная стоимость производства. Командная работа бизнес-единиц по максимизации объемов продаж и снижению текущих расходов, созданию конкурентной стоимости производства. Скорейшее освоение новых продуктов для выпуска их на рынок, с использованием благоприятных моментов ослабления рубля и возможности предложения оптимального соотношения “цена/качество”. Воплощение программ повсеместного снижения расходов – повышение энергоэффективности и производительности труда, оптимального использования оборудования.
– Как будет скорректирована Программа финансового оздоровления Концерна “Тракторные заводы” до 2017г.?
– Проводится актуализация стратегической программы развития и уже рассматриваются горизонты до 2024 г. Основные ориентиры прежние: повышение операционной эффективности, освоение новых продуктов, качественное использование мощностей. Поставлены амбициозные задачи по завоеванию рынка, прежде всего за счет импортозамещения: у нас есть что предложить клиентам – техника “Тракторных заводов” вполне соответствует мировым отраслевым лидерам по техническим параметрам, существенно более привлекательна по цене, менее требовательна и по обслуживанию.
Предстоит серьезная работа по уменьшению финансового цикла производства – необходимо научиться быть рачительными хозяевами и не создавать неоправданных запасов, организовать производство по лучшим мировым примерам – с исключением потерь и минимизацией запасов.
– Какие предприятия являются лидерами машиностроительно-индустриальной группы?
– По итогам экономического соревнования между коллективами заводов в 2013 г. команда ОАО “Курганмашзавод” была признана лучшей и удостоена звания “Предприятие года”. Оценка победителя производилась по целому ряду важнейших экономических и производственных показателей. Оценивался профессионализм команды предприятия, выполнение стратегических задач по технологическому и инфраструктурному перевооружению производства, а также выпуск инновационной отечественной продукции.
“Курганмашзавод” в 2013 г. сработал с ростом +85% по товарному выпуску, при этом удалось снизить накладные расходы на производство, снизить сверхнормативные запасы. Производительность труда выросла более чем вдвое, уровень потерь от брака ниже цифр 2012 г. в 1,5 раза, в полном объеме выполнена оптимизационная программа.
Львиная доля изготовленной продукции приходится на военную технику, но продолжается на предприятии и выпуск гражданской. С конвейера завода по-прежнему сходят мини-погрузчики с бортовым поворотом МКСМ-800, навесное оборудование к ним, транспортные машины и прицепы различных модификаций.
На “Курганмашзаводе” открыт и действует учебный центр для представителей заказчика: в программе – теоретический курс обучения эксплуатации боевой техники, производимой на предприятии, и практические занятия в условиях полигона.
В тандеме с ОАО “СКБМ”, инжиниринговым подразделением концерна созданы первые опытные образцы модернизированного бронетранспортера БТР-МДМ и машин на базе перспективной гусеничной платформы “Курганец-25”. Пущено в производство изготовление десяти модернизированных БМД-4М и БТР-МДМ, государственные испытания которых планируется начать уже в 2014 г. параллельно с подконтрольной войсковой эксплуатацией.
– На что надо обратить внимание аутсайдерам, чтобы улучшить финансовые показатели?
– Брать пример с команд-флагманов. Быть смелее в предложениях по оптимизации производства и ускорению освоения новых продуктов, суметь организовать коллективы на поиск решений по повышению эффективности всех процессов, искоренению иждивенчества и ожидания “экономического чуда”. Слаженная работа на результат позволит добиться большего. (Трактор.ру/Машиностроение Украины и мира)