Машиностроение Украины и мира

США: Boeing Co концентрирует силы на послепродажном обслуживании

Ежегодный “День инвестора” в компании Boeing породил многочисленные красивые истории о новых авиалайнерах, но среди них затерялась одна: о повышении внимания производителя к сфере послепродажного обслуживания как важной составляющей стратегии роста.

Рэй Коннер, президент “Boeing – Коммерческие самолеты” (BCA), объяснил инвесторам, что рынок послепродажного обслуживания является “критическим элементом” плана расширения компании. По прогнозам Boeing до 2033 г. емкость рынка обслуживания составит $2,5 трлн. – сумма, превышающая объем рынка новых узкофюзеляжных самолетов и включает весь спектр не связанных с производством услуг, от регулярного технического обслуживания до обучения и переподготовки летного состава.

Boeing не выделяет доходы от обслуживающего сектора из продаж BCA, которые достигли рекордных $53 млрд. в 2013 г. По словам Коннера, Boeing занимает почетное третье место в списке провайдеров услуг послепродажного обслуживания после GE, заработавшего $7,9 млрд. в прошлом году и Lufthansa Technik с результатом $5,7 млрд.

Агентство Canaccord Genuity оценивает ежегодный доход Boeing от коммерческих услуг в $6,5 млрд., из которых $5,5 млрд. приходятся на традиционные виды послепродажного обслуживания, такие как продажа запчастей, техническое обслуживание и инжиниринг. Хотя эти услуги составляют чуть более 10% от всей выручки BCA, маржа в этом бизнесе выше, а потенциал – просто огромен, учитывая, что по прогнозам Boeing к 2033 г. совокупный эксплуатируемый парк коммерческих авиалайнеров вырастет до 41000 ВС.

“Мы считаем, что норма доходности в сфере коммерческих услуг выше, чем в среднем по BCA, и что сегмент сервиса является не только конкурентным преимуществом, но и фактор финансовой стабильности, пока недостаточно разработанный”, – отмечает эксперт Canaccord Кен Герберт. По данным Boeing, в 2014 г. маржа BCA составила примерно 10%.

Американскому авиастроителю непросто дается даже самый базовый уровень послепродажного обслуживания: ТОиР. В той или иной мере комплексная программа обслуживания GoldCare используется полусотней эксплуатантов для 1600 ВС, что не дотягивает до 15% от совокупного эксплуатируемого парка коммерческих самолетов Boeing.

Если сравнить эти цифры с аналогичными программами двигателестроительных компаний, то становится очевидным, что Boeing есть, к чему стремиться. По оценкам консалтинговой фирмы TeamSAI, доля двигателей нынешнего поколения, обслуживающихся производителем, варьируется в пределах от 40% в случае CFM56 до выше 90% в случае семейства Rolls-Royce Trent. Капитальный ремонт двигателя – задача более трудоемкая и требующая больше инструмента и материалов, чем обслуживание планера, поэтому двигателестроителям проще захватить большую долю рынка послепродажного обслуживания продукции.

Потерпев неудачу в таком “краеугольном” сегменте, Boeing направляет внимание на другие возможности. Управляя логистической цепочкой, компания заключает контракты, предполагающие права дистрибуции запчастей, как, например, с производителем шасси для 777X, Heroux-Devtek.

Boeing также нацелен на то, что в списке приоритетов любого эксплуатанта стоит на втором месте после безопасности: повышение операционной эффективности. Вскоре после “Дня инвестора” руководство Boeing объявило о покупке нидерландской компании AerData, разработчика программного обеспечения (ПО) для работы с документацией по ТОиР, которое признают многие лизинговые компании. Позже раскрылись планы о покупке другого разработчика ПО, ETS Aviation, специализирующегося на повышении топливной эффективности. Эту компанию Boeing намеревается интегрировать в дочернее предприятие, Jeppesen UK.

Все эти шаги вполне вписываются в стратегию, которую, как предполагают аналитики, Boeing собирается реализовывать. “Мы считаем, что инвестиции будут направляться на сферу информационных услуг и цифровых технологий, не меньше, чем на материальный сегмент, – считает Кен Герберт. – Предположительно, компания будет расти как органически, так и за счет поглощений, по мере активизации этого направления бизнеса. Стратегия в сфере коммерческих услуг становится более агрессивной”.

Джо Надол из агентства J.P. Morgan отмечает, что специализирующаяся на дистрибуции дочерняя компания Aviall – потенциальный кандидат на расширение путем слияния. Между тем, считает он, усилия Boeing на рынке послепродажного обслуживания – не новость для других участников этого рынка, и они не слишком обеспокоены по этому поводу. “До сих пор эта давнишняя цель показывала относительно скромные результаты и не оказывала большого влияния на рынок”, – отмечает Надол.

Коннер, между тем, не назвал конкретных плановых задач по сегменту коммерческих услуг, но не оставил сомнений о надеждах производителя. По его словам, все три крупнейших провайдера послепродажного обслуживания вместе покрывают не более 25% рынка, а значит есть, к чему стремиться. (Авиатранспортное обозрение/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version