Машиностроение Украины и мира

Украина: автомобильное производство в 2014 году продолжает падать

Автомобильное производство в стране продолжает падать. В июле по данным ассоциации “Укравтопром” на всех украинских заводах было изготовлено чуть больше полутысячи автомобилей. И это по всей стране. О причинах такого спада рассказали ведущие отечественные автомобильные производители. Но плана спасению производства у них, кажется, нет.

Красноречивый факт: по сравнению с июнем общее производство автотранспорта, сократилось в 2,2 раза, а относительно июля прошлого года – более чем в 9 раз. В чем же причина падения?

По мнению директора по маркетингу Группы компаний “АИС” Сергея Боровика, основные причины в обвале спроса на автомобильном рынке более чем в два раза и отсутствие поддержки отечественных автопроизводителей. Это, как сообщил Боровик, привело к сложной ситуации в национальном автомобильном производстве. “Поэтому, сегодня импорт автомобилей более выгоден, чем производство, а катастрофическое снижение емкости рынка только усугубляет экономику внутреннего производства.

В данной ситуации руководством Группы компаний “АИС” было принято непростое решение временно приостановить деятельность Кременчугского автосборочного завода. Ранее нам уже также приходилось временно приостанавливать работу завода – отсюда в частности такие не высокие показатели производства в июле (в июле по данным “Укравтопрома” произведено 165 авто, что на 77% меньше показателей 2013 г., когда собрали 720 автомобилей). Но при этом стоит обратить внимание, что по итогам 7 месяцев общие показатели производства на КрАСЗе выросли по сравнению с прошлым годом на 221% (собрано более 7500 автомобилей)”.

В пресс-службе ЗАО “Еврокар” считают, что низкие показатели производства связаны с низким спросом на автомобильном рынке. Физические и юридические лица откладывают покупку новых автомобилей на неопределенный срок или, в случае необходимости, приобретают автомобили с пробегом. И это действительно так. Рынок б/у пока не имеет такого спада, как рынок новых авто.

В пресс-службе Корпорации “УкрАвто” сообщили, что низкие показатели производства в июле связаны с рядом факторов, которые влияют не только на Запорожский автомобильный завод, а и на отрасль в целом. Это девальвация гривны, напряженная геополитическая ситуация в Восточном регионе, фактическая остановка продаж в Луганской и Донецкой областях, Крыму, уменьшение спроса на автомобильном рынке Украины в целом и сокращение объемов экспорта. Все это негативно сказалось на автопроизводстве в июле.

В Ассоциации “Укравтопром” дополнили перечень негативных фактором. В частности, глава ассоциации заслуженный экономист Украины Михаил Резник сказал: “вспомним прошлый год. Ситуация на украинском рынке была настолько тяжелой, что актуализировался вопрос о необходимости применения экономических стимулов, в виде бонусов за утилизацию выбывших из эксплуатации автомобилей и льготных потребительских кредитов. Предлагался инструмент для аккумуляции средств на эти цели в виде экологического налога. Другими словами еще в прошлом году и наша ассоциация, и многие операторы рынка подавали сигнал SOS понимая, что ресурсы для поддержания занятости как в производстве так и в дистрибуции на исходе. К сожалению в этом году ситуация только ухудшилась. Продажи новых автотранспортных средств упали в два раза. При этом доля украинских автопроизводителей на падающем рынке не превышает 30% и имеет негативную динамику”.

“И если после кризиса 2008 г., – сказал Резник, – отечественный автопром в значительной степени выживал за счет экспортных поставок, то сегодня такой возможности практически не существует, так как единственным крупным внешним рынком для нас была Российская Федерация.

Таким образом, крайне низкая потребительская активность на внутреннем рынке и ограниченные экспортные возможности заставляют украинские предприятия сокращать объемы выпуска продукции, а в отдельных случаях приостанавливать производственную деятельность”.

В пресс-службе компании “Еврокар” сообщили, что ожидают в августе такой же объем производства, как и в июле. Например, завод “Еврокар” уже выполнил весь объем производства, запланированный на август. Что касается реализации, то компания “Еврокар” ожидает снижение объемов продаж. Август традиционно считается месяцем с низкой деловой активностью, которая в текущих условиях усложнена неопределенностью экономической и политической ситуации, девальвацией национальной валюты.

По итогам августа вряд ли стоит ждать кардинальных изменений в объемах производства и на Запорожском автомобильном заводе, считают в пресс-службе “УкрАвто”. Многое будет зависеть от стабилизации экономической ситуации в стране.

Как сообщил Сергей Боровик, производство на КрАСЗе остановлено и в августе, ранее собираемые на заводе автомобили Geely и SsangYong теперь будут импортироваться в Украину в готовом виде.

В Ассоциации “Укравтопром” также считают, что, к сожалению, вряд ли, можно ожидать изменения той тенденции, которая сложилась в последние месяцы.

Однозначно можно сказать, что “раздувать” склад никто не будет. К тому же, при существующем платежеспособном спросе, складских запасов предприятий, работающих на рынок хватит надолго.

Что касается производства спец техники, продукции двойного назначения и транспорта для общественных перевозок, здесь все будет зависеть от госзаказа и муниципальных закупок, считает Резник. И если, к примеру, по АвтоКрАЗу, который получил заказ на военную технику, можно делать планирование объемов производства, то по другим предприятиям, специализирующимся на коммерческой и спецтехнике строить прогнозы достаточно проблематично.

В сложившейся ситуации, некоторым предприятиям (например КрАЗу) удается не только не сокращать, а наоборот – наращивать производство благодаря военным заказам. Доступна ли государственная поддержка (хотя бы в таком виде) другим предприятиям, пока вопрос. Большой вопрос. Хотя, это, скорее всего, единственное, на что им можно рассчитывать в нынешней ситуации.

В Ассоциации “Укравтопром”, в частности сообщили, что сегодня страна столкнулась с угрозами совершенно другого уровня, нежели год назад. Понимая это, не стоит возлагать надежды на серьезную господдержку отдельных отраслей. Максимум, на что можно рассчитывать, в ближнесрочной перспективе, это на защиту внутреннего рынка и размещение военных заказов на отечественных предприятиях.

Кроме, того, считают в “Укравтопроме”, выбор поставщика вооружения это прерогатива силовых структур и правительства. И далеко не все предприятия отечественного автопрома специализируются на военной технике или технике двойного назначения, которая на сегодняшнем этапе требуется украинским Вооруженным силам.

Украинские автомобилестроительные заводы, за исключением КрАЗа, никогда не привлекались к проектам по вооружению армии и поставкам автомобильной техники подобного рода, считают в пресс-службе “УкрАвто”. КрАЗ за время независимости Украины работал, и продолжает работать, над заказами военных ведомств не только в Украине, а и за ее пределами. У предприятия есть огромный опыт в этой сфере, поэтому на данный момент лишь КрАЗ способен выполнять заказы на поставку военной техники в Вооруженные силы Украины.

ЗАЗ военную технику не выпускает, а чтобы получить, и успешно выполнять военные заказы, необходимо перепрофилировать производство в соответствии с нуждами армий. Для этого нужно время, а за месяц это не сделать. Поэтому, на данный момент государственной поддержки автомобилестроительной отрасли, как таковой, нет, сообщили в пресс-службе “УкрАвто”.

В пресс-службе “Еврокара” также считают, что только у КрАЗа есть необходимые опыт, техническая документация, а также производственные мощности, необходимые для выпуска грузовиков с повышенной проходимостью и достаточной грузоподъемностью и защитой, пригодные для военного применения.

Помимо этого, сообщили в “Еврокаре”, производство продукции для военных нужд требует от завода наличия целого ряда факторов: производственной документации, технологического оборудования и широкой сети поставщиков материалов, узлов и агрегатов: “Завод “Еврокар” не производит комплектующие для своих нужд, поэтому не имеет оборудования для литья металла и пластмассы, металлообработки. Следовательно, не может в быстрые сроки освоить производство даже простой продукции военного применения.

Есть надежда, что военные действия в скором времени будут завершены, что позволит отечественной автомобильной промышленности сосредоточить усилия на расширение внутреннего и поиска новых рынков сбыта привычной мирной продукции”.

Кроме того, компания “Еврокар” считает, что государство должно изменить систему государственных закупок, прежде всего, выстроив долгосрочную систему приобретения товаров у национального производителя: “Мы готовы стать поставщиком новых автомобилей для Госавтоинспекции, оборудованных новейшими системами связи, автоматической системой фиксации нарушений и идентификации автомобилей, современной информационной системой. Также мы можем стать поставщиками автомобилей скорой помощи и автомобилей для домашних докторов для Министерства здравоохранения, которые будут оборудованы всей необходимой аппаратурой. Эти проекты давно готовы и могут быть реализованы в кратчайшие сроки”.

Как видим, на государственную поддержку мало кто из производителей рассчитывает. В то же время, если не считать “Еврокара” и КрАЗа никто из них не предпринимает сколько-нибудь активных действий.

Как сообщил Сергей Боровик, в “АИС” рассматривают возможность возобновления производства на КрАСЗе. Но дальнейшие производственные планы и планы развития завода будут сформированы после стабилизации ситуации на автомобильном рынке.

В пресс-службе “УкрАвто” также сообщили, что о какой-либо программе выхода производства из кризиса можно будет говорить лишь после окончания вооруженного конфликта и стабилизации ситуации.

Единого видения выхода из кризиса пока нет ни на государственном, ни на отраслевом уровне сообщили в компании “Еврокар”. Тем не менее, насколько известно, программа вывода производства из кризиса сейчас готовится Федерацией работодателей автомобильной отрасли Украины и их партнерами. Ожидается, что она будет представлена осенью.

Автопроизводители ждут стабилизации обстановки в стране, после которой может улучшиться и положение на производстве. Но, как показывает практика, у нас в стране нет таких рек, сидя на берегу которых, можно дождаться, как мимо проплывет труп врага. Сегодняшняя непростая обстановка требует более активных действий и от самих автопроизводителей, и от их профессиональной ассоциации, предназначение которой блюсти корпоративные интересы на внешнем и на внутреннем рынках. Возможно, как раз сегодня, после смены власти в стране, для отечественного автопрома вполне могут открыться новые перспективы. Для их достижения нужна общая новая программа действий, поддержки инвестиций. И не какая-то виртуальная, а практическая и пошаговая, иначе от автомобильной отрасли останется только пару предприятий. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version