Машиностроение Украины и мира

Украина: какие автомобили могут подорожать и какой автобизнес может стать прибыльным

На рассмотрение Верховной Рады внесен законопроект, по которому отменяется плата за первую регистрацию автомобиля. Казалось бы, хорошо – покупателю прямая выгода – меньше платить. Но не все так просто: эквивалент стоимости первой регистрации авто тут же включили в акциз, который увеличился. Аналитики разобрались, что произойдет, если нововведения примут. Насколько реально подорожают автомобили, и каким автомобильным бизнесом станет выгодно заниматься, а каким – нет.

Аналитики внимательно изучили проект Закона “Про внесение изменений в Налоговый кодекс Украины касательно улучшения условий ведения бизнеса”, и пришели к выводу, что условия ведения бизнеса он улучшит далеко не всем. Да и не все потенциальные покупатели автомобилей воспримут нововведения с энтузиазмом.

Чтобы было понятно: сейчас стоимость первой регистрации не входит в цену автомобиля (прайс) и ее платил покупатель уже в момент постановки ТС на учет в ГАИ. По законопроекту, сбор за первую регистрацию хотят аннулировать, но эквивалентную сумму внести в акцизный сбор за авто. Т. е. теперь эта же сумма будет учтена сразу в прайсе автосалона.

Но не все так просто. Акцизный сбор участвует в формировании розничной цены на автомобиль и сверху на него насчитывается НДС и маржинальные наценки. Т. е. удорожание будет несколько больше, чем арифметическая сумма старой цены и сбора за первую регистрацию.

Как сообщил генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко, стоимость автомобилей поднимется пропорционально увеличению акциза. Дилеры не смогут покрыть это увеличение за счет маржи, которую они и так сейчас максимально сократили. Для автомобилей с небольшим объемом двигателя, 200-300 грн. удорожания, не сделают погоду. Но, если речь идет, например, о двигателях, объемом свыше 3 л, то здесь разница между акцизом, который существует сегодня и тем, который собираются ввести, – уже существенная. Дилеры столько не зарабатывают, поэтому весь акциз придется платить покупателям из своего кармана.

При этом, отмечает Назаренко, как это ни парадоксально, больше пострадают от повышения цены, продавцы недорогих автомобилей. И их потенциальные покупатели могут обратить внимание на подержанные авто. Дилеры премиальных марок, наоборот, – пострадают меньше. Для большинства их покупателей автомобиль – это часть бизнеса. Кроме того, они уже привыкли ездить (и покупать) на новых авто.

Можно рассчитать, на сколько примерно могут подорожать автомобили, если нововведение примет Верховная Рада.

Например, сегодня, на автомобили с бензиновым мотором объемом 1500 куб. см, акцизный сбор составляет 90 евро и плата за первую регистрацию – около 90 грн. То есть – примерно 1710 грн. (90 грн. + 90 евро по курсу 18). По-новому законопроекту – это будет 105 евро или 1890 грн. То есть – немножко, но не существенно дороже.

Для новых автомобилей с бензиновым мотором объемом 2200 куб. см, сегодня акцизный сбор составляет 704 евро плюс 260 грн. за первую регистрацию.

Итого – 12932 грн. По-новому, – 880 евро или 15840 грн. Тут разница посущественнее, но тоже не критичная.

У авто с 3-литровыми бензиновыми моторами сегодня акцизный сбор составляет 780 евро и еще 900 грн. за первую регистрацию. Итого – около 14940 грн. По-новому будет 960 евро или 17280 грн. Тоже не критично, с учетом стоимости автомобилей с таким объемом мотора.

Зато на большеобъемных моторах, например, на 6,2-литровом Cadillac Escalade рост цены будет больше 3000 евро. При цене самого авто в “сотню” евро – это всего 3%.

Для автомобилей с дизельными моторами удорожание составит, примерно, 30 евро при объеме двигателя 1500 куб. см, 200 евро при объеме 2500 куб. см, а у авто с 3-литровым дизелем подорожание может составить около 1500 евро.

Но только удорожанием автомобилей результаты последствия нововведения не ограничиваются. Могут подорожать и электромобили, а также – автодома для путешествий. Немного дороже могут стать мотоциклы и мопеды.

Назаренко считает, что от нововведения больше, чем импортеры, пострадает национальный производитель. “В недорогом массовом сегменте, где работает украинский автопром, покупатель наиболее чувствителен к повышению цен. Не исключено, что он вынужден будет обратить внимание на подержанные авто. Если такой законопроект примут, всем украинским автозаводам можно будет закрываться”, – сказал Олег Назаренко. У собранных в Украине “ЗАЗов”, “ВАЗов”, “Богданов”, “Шкод” и “Джили” появятся очень мощные конкуренты в лице подержанных импортных авто.

Но дело тут не только в отмене первой регистрации и в повышенном акцизе на автомобили. В законопроекте, помимо этого, предлагается увеличить акциз на кузова для промышленной сборки. Причем – существенно: с 218 евро до 270 евро. 52 евро или 936 грн. Станет ли оно критическим для авто бюджетного сегмента? Особенно, когда хватает предложений б/у.

Как сказал директор отделения стратегического планирования “Атлант-М” Алексей Терещенко, “сами эти законодательные инициативы мы считаем неверными. Отмена сбора за первую регистрацию автомобилей, который дифференцирован в зависимости от возраста авто, фактически снимет барьер для ввоза в Украину подержанных автомобилей и добьет рынок новых автомобилей, не говоря уже об автопроизводстве.

Можно прогнозировать, что в Украину при этом хлынет поток автомобилей старше 8 лет, для которых сейчас ставка сбора является по сути запретительной.

Напомню, что ставка первой регистрации распространенных в Украине автомобилей с рабочим объемом двигателя 1001-1500 куб. см составляет 6,37 грн./куб. см, 1501-1800 куб. см – 8,9 грн., 1801-2500 куб. см – 12,73 грн. Для транспортных средств, которые использовались до 8 лет, применяется коэффициент 2, а для тех, которые использовались свыше 8 лет, – коэффициент 40. А потенциальный спрос на дешевые подержанные иномарки очень высок, исходя из старения автомобильного парка и недостаточных продаж автомобилей в 2009-2014 гг.”.

Повышение акциза, считает Алексей Терещенко, – это “просто легкий, очевидный и поэтому неправильный путь пополнения бюджета. Он ведет к удорожанию импорта, его сокращению и, как следствие, сокращению поступлений в бюджет”.

Действительно, сегодня регистрация подержанного автомобиля, например, с 1,5-литровым бензиновым мотором старше 8 лет стоит около 3800 грн. Эти деньги по законопроекту платить будет не надо. Но, фактически их “потерю” компенсирует предложенное повышение акциза. Для авто старше 5 лет с 1,63 евро до 2,02 евро за каждый кубический сантиметр объема мотора. В результате, подержанные 1,5-литровые иномарки станут дороже примерно на 7000 грн.

Но и это еще не все. Прогнозируют (если нововведения вступят в силу) рост импорта подержанного грузового транспорта (так называемых вэнов и бусов).

Кто, несомненно, выиграет от предложенных нововведений, то это “гонщики” подержанной грузовой техники.

Сегодня грузовой коммерческий транспорт – товар не подакцизный. А значит – отмена платы за первую регистрацию такой техники, сразу удешевит ее. Казалось бы, от этого выиграют импортеры. Но по подсчетам сегодня за регистрацию нового грузовичка (вена) с 3-литровым дизельным мотором надо заплатить 450 грн. Для сравнения: регистрация подержанного грузовика старше 8 лет с 3-литровым дизельным мотором обойдется в 30000 грн. Это защитный барьер от ввоза металлолома в Украину. Если его отменят, подержанный грузовой транспорт получит существенное преимущество перед новым, потому что компенсировать его акцизом, как в случае с легковыми авто – не смогут. А значит – подержанные грузовички повезут к нам в страну потоком. Параллельно упадет и без того слабый спрос на новую грузовую автотехнику.

Из, так сказать, хороших перспектив можно отметить, что Верховная Рада сейчас не работает. Ее распустил президент. Когда она заработает вновь, чтобы утвердить (либо отклонить) данный законопроект – неизвестно. Тем более, что в новом составе наш парламент, скорее всего, первоочередно займется более актуальными для страны вопросами. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version