Более полугода на ГП “Антонов” идут бои за кресло главы. Дмитрий Кива рассказал о подноготной конфликта и его планах по развитию предприятия…
ГП “Антонов” лихорадит уже полгода. После того, как Кабинет министров Украины 9 апреля уволил Дмитрия Киву с поста председателя правления госконцерна (он занимал эту должность с 2008 г.), а в мае Минпромполитики попыталось разорвать контракт с Кивой-генконструктором, сотрудники предприятия неоднократно проводили митинги в поддержку уволенного руководителя под стенами профильного министерства, Кабмина и администрации президента.
После того, как Министерство промышленной политики 1 августа возложило на Сергея Меренкова исполнение обязанностей президента – генерального конструктора (соответствующий приказ датирован 24 июля), пресс-служба авиазавода распространила сообщение о попытке рейдерского захвата предприятия группой лиц во главе с новоназначенным генконструктором. Коллектив предприятия возмутил тот факт, что вместо проработавшего на должности генерального конструктора с 2006 г. Дмитрия Кивы новым главой стал Сергей Меренков, который хотя и был главным специалистом “Антонова” по производству пассажирского самолета Ан-140, в 2006 г. покинул предприятие при довольно странных обстоятельствах.
Юристы концерна утверждают, что Минпромполитики не имело права издавать приказ о назначении Сергея Меренкова. Они ссылаются на тот факт, что еще 23 марта решением Кабмина госпредприятие было переподчинено Министерству экономического развития и торговли, а 11 апреля приказом правительство и вовсе постановило ликвидировать Минпромполитики и объединить его с Минэкономразвития.
3 сентября новоназначенный руководитель ГП “Антонов” Сергей Меренков даже попытался силой попасть на рабочее место, однако сотрудники предприятия не пустили его на территорию авиазавода. В этот же день Окружной административный суд Киева вынес постановление, которым подтвердил полномочия руководителя Дмитрия Кивы.
А уже 12 сентября этот же суд поставил окончательную точку в споре – он вынес постановление, которым признал недействительным с момента подписания приказ Минппромполитики о назначении и. о. руководителя предприятия Меренкова.
– За что Вас сняли с должности президента-генерального конструктора ГП “Антонов”?
– Для меня самого это было некоторой неожиданностью. Меня вызвали в Министерство промышленной политики и сказали: “От правительства поступила команда снять Вас с должности. Вы не знаете, за что?”.
– Это они у Вас спрашивают?
– Да, они меня спрашивают: “Вы не знаете за что?”. Я: “Понятия не имею. Первый раз слышу”. Тем более, они-то знают, по крайне мере, в министерстве, что наше предприятие по всем показателям лучшее в отрасли – и по доходам, и по средней зарплате, и по отчислениям в бюджет (ГП “Антонов” в 2013 г. уменьшило чистую прибыль на 0,71%, по сравнению с 2012 г. до 39,05 млн. грн., чистый доход по итогам 2013 г. сократился на 1,49% до 3,27 млрд. грн.). То есть, мы лучше других предприятий. И тут вдруг меня увольняют…
– Какие предприятия опережает ГП “Антонов”?
– Ну, например, тот же Харьковский авиационный завод (в 2013 г. чистый убыток предприятия увеличился на 86,79%, по сравнению с 2012 г. до 311,49 млн. грн.) Мы всегда были лидерами в отрасли, хотя нас и “щемили” под разными предлогами.
Никогда не было и намека на то, чтобы снять руководителя, в том числе и меня, с должности. И тут такое… Разговор был следующим: “Может, Вы по собственному желанию уйдете?”. Я говорю: “А с какой стати? Нет”.
– Какие причины для Вашего увольнения называли в министерстве?
– Никаких. В итоге, мы договорились так – они подумают и напишут, по каким причинам меня увольняют. А я им на это все отвечу. Я встал и ушел.
– Что было после этого?
– Никаких официальных уведомлений об увольнении я так и не получил. (По информации Минпромполитики, Дмитрий Кива уволен с поста президента-генерального конструктора ГП “Антонов” 26 мая) Я даже позвонил для консультации знакомому прокурору и говорю: “Скажите, пожалуйста, мне говорят, что меня уволили, но официальных документов я не получал”. Он меня спрашивает: “А Вы где-то расписывались?”. Я: “Нет”. Он: “Вы кому-то дела передавали?”. Я: “Нет”. Он: “Работайте и не обращайте внимания. Это все незаконно”. Вот я до сих пор и работаю. Вы сейчас спросите, почему?
– Конечно.
– Потому что, если я не буду ходить на работу, меня уволят за прогулы.
– То есть, Вас могут уволить только за прогулы?
– У меня есть контракт. В нем четко прописаны условия его расторжения. Меня могут уволить, если систематически не платится зарплата людям – такого нет; если не выплачиваются деньги в бюджет – такого нет; если я систематически не выполняю распоряжения Кабмина и профильного министерства – такого тоже нет. Мне ни разу не сделали ни одного замечания по моей работе. То есть, формальных оснований для увольнения нет. А что касается объема выпуска продукции, то в 2005 г. (в год, когда Дмитрий Кива был назначен и. о. руководителя концерна) доход предприятия был вообще 427 млн. грн.
– А сейчас?
– В 2012 г. он вырос до 4 млрд. грн. По итогам 2013 г. – составил 3,2 млрд. грн. То есть, у нас хорошие доходы, но нам говорят, что мы работаем неэффективно – не выпускаем самолеты.
– Да, доходы растут, но количество выпускаемых самолетов не увеличивается. В 2012 г. вы выпустили шесть самолетов, в 2013 г. – четыре.
– Да, мы выпускаем мало самолетов.
– Почему?
– Дело в том, что ранее мы были ОКБ (опытно-конструкторским бюро) и только в 2010 г. к нам присоединили завод, который занимается серийным выпуском самолетов – “Авиант”. То есть до этого мы были только разработчиками. Более того, “Авиант” мы получили с долгами в 2 млрд. грн. На момент присоединения завод был попросту разворован – из некоторых цехов вывезли часть станков, даже выбили окна. Мы погасили долги, в том числе по зарплате, модернизировали около сотни станков, закупили новое оборудование, приняли на работу более 1 тыс. новых сотрудников. В 2009 г. был построен только 1 самолет, теперь мы увеличили эту цифру до четырех-пяти. И это только готовые самолеты, поставленные заказчикам. Но мы также наладили выпуск отдельных агрегатов, например, полностью освоили выпуск крыльев, которые мы используем как при сборке самолетов в Киеве, так и поставляем в рамках кооперации. В цехе окончательной сборки сегодня шесть самолетов Ан-148 и Ан-158. Для завершения их постройки мы должны получить комплектующие от партнеров, прежде всего – шасси. Так что определенный рост производства есть. И при этом мы все делаем за свой счет, не получая средств из государственного бюджета.
– Какие у Вас отношения с Сергеем Меренковым?
– Никаких.
– Вы не общаетесь, он Вам не звонит, нигде с ним не встречались?
– У меня и не было с ним никаких отношений. Я хорошо помню историю с его увольнением. Сергей Меренков был ведущим конструктором Ан-140 (он занимал эту должность до 2006 г.). Весной 2006 г. мы как раз вели переговоры с иранской компании HESA – они попросили сделать тренажер для Ан-140. Цена вопроса – $8 млн. И тут мне звонит Мялица (Анатолий Мялица, генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия) и говорит: “Там твой Меренков ведет неофициальные переговоры с директором иранского завода в гостинице”. Когда мы начали выяснять, что случилось, то оказалось, что Меренков не только проводил переговоры, но и передавал иранцам какие-то документы. На следующий день после переговоров Меренкова с иранцами представители HESA приходят и называют новую цену контракта – $6 млн. Эта сумма равна себестоимости проекта без учета прибыли. Мы, конечно же, контракт не подписали. В итоге Сергея Меренкова сначала отстранили от должности ведущего конструктора по самолету Ан-140 по недоверию, а в июле 2008 г. уволили. Он подал апелляцию, потом были суды и Апелляционный суд, который записал, что освободить его от должности – это не только мое право, но и моя обязанность. Вот все, что я могу сказать о Меренкове.
– В Министерстве промышленной политики заявляют, что “Антонов” должен выпускать больше 10 самолетов в год, но не делает этого.
– Министерство промышленной политики не имеет к нам с 23 марта никакого отношения. Оно ликвидировано. (11 апреля Министерство промышленной политики реорганизовано посредством присоединения к Министерству экономического развития и торговли).
– Министерство на самом деле находится в процессе ликвидации, но продолжает выполнять свои функции.
– Да, Вы правы, министерство находится в процессе ликвидации, но по закону оно должно заниматься только вопросами ликвидации, а не управлением предприятия. У меня есть справка, выданная межведомственной комиссией, согласно которой с 23 марта “Антонов” находится в сфере управления Минэкономразвития. Поэтому Минпромполитики не имело никакого права меня увольнять.
– Сколько самолетов вы планируете выпустить в этом году?
– В 2014 г. мы планируем выпустить 5 самолетов. По крайней мере, мы будем стараться. Мы всегда хотим выпускать больше, но у нас никогда не было государственной поддержки. Ведь для выпуска самолетов необходимо постоянно модернизировать серийное производство, приобретать современные технологии. В прошлом году я пытался добиться государственной поддержки в получении кредита на льготных условиях под реструктуризацию предыдущих кредитов, для модернизации серийного производства и пополнения оборотных средств. Ведь для производства каждого самолета нам нужно закупить двигатели, другое оборудование, материалы и тому подобное на около $15 млн.
– А продаете за сколько?
– За $25-30 млн.
– Это в два раза дороже. Куда же деньги уходят?
– $15 млн. – это же только расходы на закупку материалов, добавьте сюда еще стоимость работы сотрудников, другие расходы.
– Сколько самолетов может выпускать предприятие при соответствующем финансировании?
– При надлежащем финансировании мы готовы уже сегодня производить до 12 самолетов в год. Для этого нужно около $200-300 млн. оборотных средств. У нас таких денег нет. Поэтому нужно взять кредит сроком на три года.
– В каких банках планируете брать кредиты?
– Сейчас я не могу вам ответить на этот вопрос. Раньше мы планировали брать кредиты в российском банке.
– Почему же правительство не поддерживает вас?
– Скажу кратко – многое коррумпировано и в правительстве, и среди депутатов.
– 12 сентября Окружной административный суд Киева вынес постановление, которым подтвердил ваши полномочия руководителя ГП “Антонов”. Что планируете делать, вернув должность?
– Буду работать, как и раньше.
– Какие варианты рассматриваете?
– Все зависит от дальнейшего развития ситуации. Сейчас мы стараемся менять вектор сотрудничества. Если раньше мы тесно сотрудничали с Россией, то сейчас мы диверсифицируем производственные связи, развиваем сотрудничество с другими партнерами, в том числе с Китаем, Индией, Ираном и Польшей.
– Есть какие-то конкретные договоренности?
– В авиации переговорный процесс достаточно длительный. Уже более года мы ведем переговоры со многими странами (Польша, Турция, Германия), но они боятся нестабильной ситуации в стране. Переговоры затягиваются.
Да, речь идет о программе по производству самолета, но какой именно модели я сказать не могу. Стоимость контракта $2-3 млрд. Мы даже уже подписали протокол о намерениях, но из-за нестабильности в стране и на предприятии процесс замедляется.
– На какие рынки еще ориентируетесь?
– На европейский, азиатские, латиноамериканские, североамериканские. Но для выхода на них необходима модернизация, новые технологии. Мы будем дальше развивать разные модификации самолетов и создавать новые по мере возможностей. Например, Европа (проект объединенный, осуществляемый при участии 9 стран) на создание военного самолета А400М потратила 15 млрд. евро. Вопрос: где нам взять такие деньги?
– С Россией вы принципиально разорвали все контракты?
– По военно-транспортным программам – все. Это не секрет. В начале 2014 г. у нас был предварительно согласован контракт с российской ОАО “ОАК” на $150 млн. на создание военно-транспортного варианта самолета Ан-148. Контракт уже был предварительно парафирован, мне нужно было только поехать и поставить подпись в документе. Я не поехал.
– Почему?
– Не хочу, потому что началась война. У меня есть честь и совесть.
– То есть, российский рынок Вы для себя закрыли?
– Пока продолжается война – конечно, да. В таких условиях мы не будем работать с Россией.
Сейчас идет война, а у нас, по сути, нет новых военных самолетов украинского производства.
И тем не менее, мы тесно взаимодействуем с нашими военными по обеспечению модернизации и поддержания летной годности “Анов”, в том числе Ан-26 и Ан-30, находящихся на вооружении. К тому же мы приступили к постройке первого опытного экземпляра нового военно-транспортного самолета Ан-178, кстати, опять-таки за свой счет.
Открою Вам также секрет, мы направили президенту Украины письмо с инициативой выпускать на ГП “Антонов” беспилотные летательные аппараты.
– Какие?
– Сегодня есть много вариантов беспилотных летательных аппаратов – начиная от 50 кг и заканчивая несколькими тоннами. Сейчас прорабатываем этот вопрос с Министерством обороны.
– Это была ваша инициатива?
– Наша.
– Почему вы раньше этого не сделали, война началась в апреле?
– Дело в том, что это не совсем наша специфика. Мы занимаемся выпуском пассажирских и транспортных самолетов. Что касается, например, истребителей, то мы можем их выпускать, но они будут хуже, чем, например, у россиян, где только тактикой воздушного боя занимаются тысячи специалистов.
– Идет война, вы можете строить военные самолеты, но не делаете этого. Ладно. Сейчас многие помогают нашим бойцам кто как может. Ваше предприятие участвует в таких акциях?
– Мы постоянно перечисляем материальную помощь бойцам АТО.
– Какие суммы?
– Как от предприятия мы перечислили 900 тыс. грн. для нужд армии. Кроме того, военные бесплатно тренируются на нашем аэродроме в Гостомеле. Сбор средств проходит и среди сотрудников предприятия. На эти деньги профсоюз приобретает форму, необходимое оборудование и передает непосредственно в воинские части. Мы помогаем также нашим сотрудникам, которые несут службу в зоне АТО.
– Какова судьба среднего оперативно-тактического самолета короткого взлета и посадки Ан-70?
– В настоящий момент программа опытно-конструкторских работ по проекту завершена. Стоит вопрос его серийного производства. Мы начали постройку двух самолетов по заказу МО Украины на Серийном заводе “Антонов”, но из-за отсутствия средств ход работ приостановлен. Ранее были договоренности с российской стороной, которая никак не могла определиться, где в России будет строиться Ан-70. В 2012 г. договорились о запуске производства на предприятии в Казани (ОАО “Казанское авиационное производственное объединение им. С. Горбунова”), но затем российская сторона свела на нет наше сотрудничество.
– Но проект Ан-70 по-прежнему интересен?
– Что будет дальше мне сложно сказать. Ан-70 по многим характеристикам остается непревзойденным. Он может быть интересен для других рынков, в том числе, для США – у них нет самолетов такого класса. Однако, это уже будет не Ан-70 в том виде, как он существует сегодня, а новый самолет на его основе, который будет соответствовать требованиям новых заказчиков. (Дело/Машиностроение Украины и мира)