Машиностроение Украины и мира

Кыргызстан: смертельно опасный авторынок

Ежедневно в Кыргызстан из Японии или Китая ввозится как минимум одна машина с повышенным радиационным фоном. Это лишь официальная статистика. Фактически же в республике гораздо больше зараженных радиацией машин, и далеко не все они находятся под арестом. Сейчас на приколе около 80 зараженных машин. Проводить радиологические испытания на границе и не допускать опасное авто к продаже должна Государственная таможенная служба. Но ситуация сложилась тупиковая: отправить обратно эти машины невозможно, и утилизировать их на территории Кыргызстана тоже нельзя…  

Контейнеры с машинами приходят в Кыргызстан по железнодорожным путям. По идее, радиационный фон проверяется при пересечении границ всеми контрольными службами других стран, но на деле, как выяснилось, контейнеры с зараженными машинами вскрываются только на территории страны. Хотя по пути следования проверяются и китайцами, и казахами. Но через железо машины не фонят. Радиация обнаруживается только при вскрытии контейнера. В таком случае таможня отказывается растаможивать товар. И тут возникает ситуация, которая не имеет решения.

Обратно такой груз забирать, естественно, никто не хочет. Сейчас на уровне правительства по линии МИД ведутся переговоры с японскими коллегами, но все аргументы той стороны сводятся к тому, что это частная сделка, и автомобиль приобретен у одного бизнесмена другим.

Утилизировать же эти машины здесь, в Кыргызстане, нельзя можем по нескольких причинам: первое – из соображений безопасности (зачем нужен чужой радиоактивный мусор?), второе – возникает правовая коллизия: по всем международным договоренностям захоронить чужие отходы нет возможности. Япония должна заниматься этим сама. Таможенники говорят, что сейчас обсуждается создание безопасной зоны, где будут стоять такие авто до решения вопроса.

Премьер-министр Джоомарт Оторбаев подтвердил, что обратно зараженные машины не принимают. “Есть определенная проблема. При захоронении должны приниматься международные нормы. Сами покупатели должны четко понимать, что этот товар никогда не будет реализован в Кыргызстане. Нужно наказывать рублем. На самом деле нужно вскрывать все контейнеры и проверять машины при растаможке. Но практика такова, что они (таможенники) не могут открыть все контейнеры. Таможенники замеряют только фон вагона. Если они будут вскрывать все контейнеры, у нас не будет импорта”, – говорит глава правительства.

При этом кабмин не рассматривает вариант введения запрета на ввоз машин из Японии. Это будет незаконно, согласно нормам ВТО. “Пока никакого решения у нас нет. Мы изучаем мировую практику, так как машины с повышенным фоном ввозятся не только в Кыргызстан”, – признался премьер-министр.

Между тем зараженные машины попадают не только на стоянки, но и на авторынки. И достоверно никто не может сказать, сколько таких авто в Кыргызстане и кто на них ездит.

Чиновники продолжают сами себя обманывать: дескать, машины с повышенным фоном не продаются, а находятся на стоянках. Между тем МВД выявляет случаи реализации зараженных авто на столичных и областных рынках.

Сначала оперативники обнаружили “Хонду”, радиационный фон которой был выше допустимого. В начале июня повышенный фон выявлен еще у одной машины марки “Хонда Одиссей”, 2003 г. в., ввезенной из Японии. Она находилась на рынке в Лебединовке.

Выяснилось, что в октябре 2013 г. автомашину проверяли инспекторы железнодорожной таможни “Северная”, и по ней составлен акт таможенного досмотра о том, что радиационное излучение не превышает норму. Кроме того, поставлены печати “Радиационный контроль проверен” и “Выпуск разрешен”. После чего “Хонда” выпущена из зоны таможенного контроля. Однако из заключения радиационного обследования Государственной инспекции по экологической и технической безопасности следует, что мощность экспозиционной дозы гамма-излучения от данной автомашины превышает естественный в 2,3 раза и свидетельствует о радиоактивной загрязненности.

Инспектор ЖДТ “Северная” подозревается в том, что вопреки интересам службы злоупотребил должностным положением. По факту возбуждено уголовное дело, машина опечатана и поставлена на стоянку.

За весь год правоохранительные органы выявили только два случая продажи зараженного авто. Еще несколько случаев выявили сами таможенники и медики. По данным МВД, уголовное дело по первому упомянутому факту завершено. Материалы переданы в суд.

Оперативникам удалось найти эту радиоактивную машину благодаря банальной взятке, которую получил сотрудник таможни. В МВД поступила жалоба о вымогательстве взятки, и в ходе проверки случайно установили, что сотрудник таможни вымогал деньги для того, чтобы пропустить зараженное авто на авторынок.

По второму уголовному делу следствие до сих пор продолжается. Пока оперативники не раскрывают подробностей, но признают, что проблема кроется в таможне, и установить точное количество машин, которые выставлены на продажу, они не могут. И эта “Хонда Одиссей” с повышенным фоном также обнаружена случайно – во время плановой проверки.

Ранее вице-премьер-министр Валерий Диль провел совещание по вопросу ввоза машин с повышенным радиационным фоном. Однако сотрудники аппарата уверяют, что никакой встречи не было и якобы проблемы не существует. Экологи и медики утверждают обратное. В ГТС также подтвердили, что на стоянке находится около 80 машин с повышенным радиационным фоном.

По словам директора Департамента госсанэпиднадзора при Минздраве Толо Исакова, в настоящее время в Кыргызстане арестовано уже более 80 опасных машин, и правительство до сих пор не знает, как с ними поступить и предотвратить их ввоз. “Государственная таможенная служба должна проверять фон, но отправить назад не прошедшую проверку машину не удается. Посольство Японии отвечает, что купля-продажа машин – сделка между предпринимателями. Министерство иностранных дел пытается добиться того, чтобы мы могли вернуть автомобили, но пока безрезультатно”, – вслед за главой правительства признает он.

Когда таможня не может разобраться или сомневается в результатах исследования, для углубленного анализа приглашаются специалисты Госсанэпиднадзора, который подтверждает либо опровергает наличие радиации. Департамент дает предписание вернуть товар стране-производителю, но на деле это не так просто. “Чиновники предлагают захоронить арестованные машины на территории Кыргызстана. Мы же настаиваем на том, что нельзя превращать республику в свалку токсичных отходов других стран, – рассказал Толо Исаков. – Нужно договориться с японской стороной и отправить назад некачественный товар. Если это невозможно, то межведомственная комиссия должна признать безвыходность положения и принять решение по утилизации. Оперативно этот вопрос не решается. Каждый день ввозится новая радиоактивная машина. Политической воли не хватает, чтобы решить проблему. Мы предлагаем ввести временный запрет на ввоз машин из Японии”.

Такие машины обычно поступают со свалок, куда отправляются машины-утопленники после цунами в 2011 г.

Зараженные машины есть и в России, но, по словам таможенников, там отработан механизм возврата таких автомобилей обратно в Японию. Так как они ввозятся в основном через судоходные пути, то при вскрытии и обнаружении радиации их сразу же отправляют обратно на том же судне. И здесь может быть только коррупционная составляющая, когда подделываются документы, где прописано, что у машины радиационный фон не превышен. Кыргызстану же избавиться от зараженного груза пока практически невозможно.

Попадают же такие автомобили не через аукционы. При покупке обычно в сопровождающем листе все данные о радиационном фоне указаны. А вот основными поставщиками зараженного груза являются пакистанские фирмы. В Японии даже появилось такое понятие, как “паковские стоянки”.

Эти стоянки расположены преимущественно в портовых городах Японии. На них также занимаются разборкой автомобилей на запчасти. Бывает, что для последующей перепродажи их берут со свалок для утилизации. Здесь машины ремонтируются, изменяется пробег. Стоят автомобили с большим пробегом на аукционах дешево, поэтому их скупают, “скручивают” показатели и превращают в большие деньги. Сюда же попадают и зараженные машины. И делать бизнес на здоровье, по современным меркам, вполне себе можно. Удивительно, но такую же позицию занимают японские власти, ссылаясь на то, что эти сделки заключаются между предпринимателями.

Арестованные машины на стоянках не представляют опасности до тех пор, пока на них не начинают ездить. По норме уровень радиации не должен превышать 20-25 микрорентген/ч. У ввезенных авто показатель зашкаливает за 500 микрорентген/ч. Как они попадают на рынки, естественно, никто не знает, но все мы догадываемся: благодаря жадности, которая у некоторых выше, чем совесть. (24kg.org/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version