Машиностроение Украины и мира

Россия: ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» в современном судостроении

Руководитель предприятия по ремонту атомных подлодок ОАО “Дальневосточный завод “Звезда” (Большой Камень Приморского края) Юрий Фильченок сообщил, он прекрасно осознает груз ответственности за трудовой коллектив, численность которого будет расти каждый год, за исполнение военных заказов, за строительство и ввод в эксплуатацию самой современной и крупной в России судостроительной верфи.

– Каким вы видите место завода “Звезда” в современном судостроении? Ведь, помимо ремонта АПЛ, здесь предстоит сооружать нефтяные платформы и танкеры?

– За последние годы в дальневосточном судостроении произошло достаточно много событий. Идет формирование консорциума современного судостроения, в который входят такие крупные компании, как “Роснефть”, “Газпромбанк”, ОСК.

В соответствии с целями и задачами консорциума, формируется кадровый состав организации. Задачи, поставленные руководством, будут реализованы в структурах ДВЗ “Звезда”. Завод в этой системе является одним из ключевых предприятий – крупнейшим на российском Дальнем Востоке, специализирующимся на ремонте и модернизации АПЛ Тихоокеанского флота. Эта задача выполняется, и далее будет выполняться, как одна из главнейших. Вторая важная задача, которую мы сегодня решаем, – строительство самой современной в России специализированной судостроительной верфи.

Консорциум уточнил объекты ускоренного пуска первой очереди судоверфи. Определены заказы морской техники, которые должны быть построены на новой верфи для концерна “Роснефть”. Это, прежде всего, платформы ледового класса для разведочного и добычного бурения на шельфе Арктики. Это строительство судов снабжения, которые будут обслуживать каждую из этих платформ.

Концерн “Роснефть” активно осваивает арктический шельф, но в связи с отсутствием подобной техники в России, вынужден арендовать за границей суда и платформы ледового класса. Это обходится в приличные деньги. Так что, наша верфь нужна стране, как воздух.

– Сможет ли ДЦСС реализовать этот непростой проект?

– Только за последние три года темпы роста объемов производства Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, и об этом мы докладывали Игорю Сечину, поднялись почти в 3 раза. Это громадный темп роста. Мы восстановили “Дальзавод” во Владивостоке, восстановили компетенции бывших номерных военных ремонтных заводов. Программа сформирована. Сейчас главное – ритмично работать.

Возведение судостроительного комплекса “Звезда” входит в судостроительную программу Российской Федерации, утвержденную правительством больше года назад. Стоимость строительства верфи – 111,7 млрд. руб. Это громадные деньги, и освоить их надо быстро.

Первоначально по программе мы планировали построить верфь до 2020 г. А когда стали разбираться с потребностями страны, поняли, что так долго ждать государство не может. В 2018 г. у нас уже должно работать производство. Поэтому мы вынуждены перекроить все планы и выделить опережающий пусковой комплекс. Он, поверьте мне, через 4 года точно будет работать. Стоимость этой очереди – около 60 млрд. руб. Более точные цифры определяются прямо сейчас: проектная документация сдана в главгосэкспертизу.

– Какова примерная стоимость судов, которые планирует строить верфь?

– Есть такие цифры: день работы буровой установки на арктическом шельфе обходится в $1 млн. А стране необходимо 15 таких комплексов. Стоимость объектов, которые мы должны строить, исчисляется миллиардами рублей. Основная идея управляющего консорциума в том и состоит, чтобы сблизить три мощные силы: финансирование со стороны крупного кредитного учреждения – “Газпромбанка”, заказчика на объекты оффшорного судостроения – НК “Роснефть”, и “Объединенную судостроительную корпорацию”, как профильную производственную структуру.

– Какие первоочередные задачи стоят перед коллективом завода “Звезда”?

– Две важнейшие – увеличение численности коллектива и повышение технических компетенций персонала. Все эти вопросы обсуждаются руководством отрасли и консорциума.

На “Звезде” три основных направления работы: судоремонт и модернизация кораблей ВМФ, строительство новой верфи и утилизация заказов в соответствии с графиками флота.

Стоит признать, коллектив завода в годы реформирования государства прилично “просел” по объему производства. Мы мало занимались судоремонтом, выполняя большой объем работ по плановому демонтажу старых подводных лодок. Хочу отметить, что делали мы это достаточно успешно и многие заводчане, принимавшие участие в сложнейших работах по утилизации, достойны высоких правительственных наград. Нам не стыдно смотреть в глаза российскому народу, потому что большинство старых, ржавых кораблей, которые были накоплены за советский период, переработаны в соответствии с международными нормами.

Но в последние годы резко увеличился государственный оборонный заказ по ремонту и модернизации Военно-морского флота. Потому нам необходимо увеличивать численность работающих на заводе “Звезда”, повышать производительность труда, заниматься техническим перевооружением.

– Кто придет работать на завод, будет завтра строить платформы и суда?

– По линии выполнения оборонного заказа, а также, по линии вновь строящейся верфи, завод должен приглашать на постоянную работу, либо вахтовым методом 1,5-2 тыс. человек ежегодно в течение пяти лет. Мне хочется, чтобы это были приморцы, чтобы они работали на “Звезда” постоянно, чтобы их семьи жили в Большом Камне.

Но также будем приглашать людей и из других регионов. Не стоит удивляться этому или относиться “с ревностью” – работы хватит на всех.

Надо сказать, что существует серьезная программа подготовки кадров для вновь строящейся верфи. Эта работа проводится совместно с партнерами.

ДЦСС, ОСК и созданный консорциум привлекли к работам по проектированию и строительству верфи мировых лидеров. Речь идет о немецких компаниях и южнокорейских судостроительных концернах, о предприятиях Санкт-Петербурга. Оборудование, которое сегодня монтируется на верфи, предполагает целевое обучение кадров: инженерно-технических работников, наладчиков, которые будут обслуживать автоматические линии. Будем проводить job training – обучение на рабочих местах верфей Южной Кореи.

Также будем отправлять туда специалистов, которые уже имеют профессиональную подготовку. Поэтому ведется работа по модернизации Дальневосточного судостроительного колледжа, который готовит судостроителей и судоремонтников, мы увеличиваем в учебном заведении число рабочих специальностей. Там уже есть лаборатории с современной техникой.

Расширена линейка специальностей для нашей отрасли в Дальневосточном Федеральном университете. Предполагается базовое обучение в других учебных заведениях Приморского края с последующей стажировкой на предприятиях-партнерах. Думаем о строительстве учебного комплекса на территории верфи в Большом Камне.

– Планируется ли строить новое жилье для работников суперверфи?

– Мы находимся в условиях жесткой конкуренции с северными и западными верфями, которые работают на европейской части страны. Там тоже резко увеличился гособоронзаказ, возрос объем контрактов со стороны гражданских государственных организаций, например, корпорации “Росатом”.

Сейчас настоящая кадровая конкуренция. Говорят, люди с Дальнего Востока уезжают. А нам надо так сделать, чтобы население Большого Камня увеличивалось. Отсюда самый главный вопрос – жилищное строительство.

Чудес не бывает. Я посещаю современные верфи в Китае, в Корее. Там сначала строятся новые дома, а потом приезжают специалисты. И мы будем возобновлять программы, выстраивать новые современные схемы финансирования строительства жилья.

Дальневосточный центр судостроения и судоремонта подготовил предложения по строительству в Большом Камне крупного жилого микрорайона. Сейчас определяем пути финансирования этого проекта.

– Некоторые из ваших предшественников “выросли” на заводе, некоторые считались “варягами”. Что лично вас связывает с Большим Камнем?

– Я живу в Шкотовском районе Приморья с 1964 г. (сюда в советское время входил Большой Камень, где находился административный центр). Паспорт в 16 лет получал в Большом Камне, пионером открывал Дворец культуры, оканчивал школу в Шкотовском районе, учился в Приморье. Большой Камень рос на моих глазах, и я – вместе с ним. Всю жизнь работал на оборонных заводах, связанных деловыми отношениями с ДВЗ “Звезда”. Поэтому, для меня это – знаковое место.

***

Юрий Фильченок родился в 1956 г. В 1978 г. окончил Дальневосточный политехнический институт им. В. Куйбышева по специальности “Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты”, инженер-механик, начал работать на заводе “Варяг” (Владивосток). Здесь прошел трудовой путь от помощника мастера до технического директора. В 2009-2014 гг. – заместитель генерального директора по производству ОАО “Дальневосточный центр судостроения и судоремонта”. Имеет государственные награды. В марте назначен советом акционеров ОАО “ДЦСС”, во главе с президентом НК “Роснефть” Игорем Сечиным, генеральным директором завода “Звезда”.

Дальневосточный завод “Звезда” – ведущее предприятие по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота и единственное на Дальнем Востоке специализирующееся на ремонте, переоборудованию и модернизации атомных подводных ракетоносцев. В ОАО “Звезда” ведется также утилизация подводных лодок, включая извлечение отработанного ядерного топлива, производится машиностроительная продукция, ремонт различного топливно-энергетического и судостроительного оборудования, переработка металлолома. Федеральному агентству по управлению госимуществом принадлежит 52,55% акций ОАО “Дальневосточный завод “Звезда”, ОАО “Дальневосточный центр судостроения и судоремонта” (ДЦСС, дальневосточной “дочки” Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) – 47,45%. (Shipbuilding.ru/ Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version