Машиностроение Украины и мира

Россия: санкции ударили по производителям и продавцам вооружений

Администрация США ввела санкции против корпорации “Ростех” – крупнейшего российского производителя и продавца вооружений. Среди многочисленных компаний “Ростеха” – предприятие по производству титана для американского авиационного гиганта Boeing. Ранее очередной пакет санкций против российских оружейников ввел Евросоюз. В РФ не понимают, почему введение новых санкций продолжается, несмотря на мирный процесс, начавшийся в Украине.

Как заявило Министерство финансов США, санкции вводятся против “Ростеха”, его главы Сергея Чемезова и пяти российских оборонных фирм.

В список попал, в частности, Мытищинский машиностроительный завод – производитель гусеничных машин, по иронии судьбы основанный еще в царское время американцем Александром Бари. Кроме него, в списке фигурирует Машиностроительный завод им. М. Калинина, входящий в Концерн ПВО “Алмаз-Антей”. Сам холдинг попал под санкции еще в середине лета из-за того, что именно он производит зенитно-различный комплекс “Бук”, из которого был сбит малайзийский “Boeing”.

Еще одна компания в списке – Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП), головное предприятие по производству систем управления вооружений. Наконец, ограничительные меры вводятся в отношении предприятия, обозначенного в списке как “Долгопрудный исследовательски-производственный комплекс”. ИПК с таким названием в России нет, и, очевидно, речь идет о каком-то из предприятий в подмосковном Долгопрудном.

Пока неясно, затронут ли санкции против “Ростеха” входящее в него предприятие “ВПСМО-АВИСМА” – производителя титана для американской авиастроительной компании Boeing, с которым у концерна налажено многолетнее сотрудничество и подписаны многомиллионные контракты.

Эксперт в области международной безопасности Центра Белфера при Гарвардском университете Симон Сараджян сказал, что авиационный гигант был готов к возможным санкциям против российского партнера. Boeing очень активно закупал титан у “Ростеха”, создал неплохой запас, предвидя такое развитие событий. Поэтому введенные санкции могут не нанести немедленного ущерба производству самолетов. К тому же, и в Вашингтоне, и в Брюсселе не исключили возможного пересмотра пакета”, – отметил Сараджян.

В компании Boeing комментария относительно нового санкционного режима не дали.

Президент США Барак Обама заявил, что санкции вводятся в связи с тем, что Россия продолжала дестабилизировать ситуацию в Украине. При этом хозяин Белого дома отметил, что в случае, если Россия будет способствовать мирному разрешению конфликта в Донбассе, санкционный режим может быть пересмотрен или отменен.

Свой пакет санкций в отношении российских оборонных предприятий обнародовал и Европейский союз.

В санкционном списке ЕС присутствуют восемь российских компаний. Все они – влиятельные игроки на рынке, производящие продукцию двойного назначения. Это “Объединенная авиастроительная корпорация” (ОАК), “Уралвагонзавод”, “Оборонпром”, концерн “Калашников”, электронно-оптическая компания “Сириус”, “Станкоинструмент”, Тульский оружейный завод, НПО “Базальт”, “Химкомпозит”, НПО “Высокоточные комплексы”, концерн “Технологии машиностроения”, концерн ПВО “Алмаз-Антей”.

Согласно постановлению, опубликованному в журнале ЕС, этим компаниям запрещено поставлять продукцию “двойного назначения” и передавать военные технологии. Кроме того, ограничен их доступ к получению кредитов в иностранных банках. Впрочем, на Западе российские оборонщики займы почти не берут. Например, у “Объединенной авиастроительной корпорации”, которая производит и гражданские самолеты, по словам ее вице-президента Дмитрия Елисеева, доля иностранных заимствований – всего 1%.

Компания выпускает, в частности, самолет “Сухой-Суперджет”, причем совместно с европейскими странами. Доля импортных комплектующих при реализации этого проекта составляет 60%, а сам самолет производится в кооперации с итальянской Alenia Aermacchi. Однако проекту ничто не грозит: “Сухой” обладает лишь 49% акций “суперджета”, а санкции касаются лишь тех предприятий, где россияне владеют контрольным пакетом.

Пакет ЕС выглядит значительно более мягким, чем американский: Брюссель не запретил российским компаниям поставлять продукцию на европейские рынки. Это значит, к примеру, что “Калашников” по-прежнему сможет продавать охотничьи ружья и карабины в Европе.

Концерн давно вынашивал планы экспансии в Европе: он собирался даже создать там склады с готовой продукцией. Основными покупателями ижевского охотничьего оружия – главным образом, популярных карабинов “Сайга” и сделанных под старину ружей – были Германия и Италия.

Как и в случае с американскими санкциями, в европейский список попала компания “Алмаз-Антей”, которой еще в июне запретили продавать продукцию в ЕС: это означало фактическое прекращение военно-технического сотрудничества России с Грецией и Кипром.

Пока не до конца понятно, как санкции отразятся на “Уралвагонзаводе” – производителе основного российского танка Т-90. У компании есть совместное предприятие в латвийском Елгавt по производству грузовых вагонов: на его открытии летом прошлого года приезжал даже президент прибалтийской страны Андрис Берзиньш. Представители предприятия сказали, что пока будут воздерживаться от каких-либо комментариев о сложившейся ситуации.

Симон Сараджян считает, что Европа пошла на санкции из-за изменившегося отношения к Путину канцлера Германии Ангелы Меркель. “Одно время они созванивались почти ежедневного и обсуждали урегулирование, – напоминает эксперт. – Но в конце концов эти доверительные отношения испортились, и Меркель стала выражать недовольство тем, что Путин, по ее мнению, в ходе этих переговоров ей лгал. Именно Германия дожала скептиков из числа стран-членов ЕС на предмет введения новых санкций”.

По словам эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Владимира Брутера, официально на Западе санкционный режим не увязывают с миротворческим процессом. “Санкционная война обеспечивает непрекращающееся давление на Россию, которое плавно переходит в шантаж. Если Москва капитулирует, то Запад оставляет за собой право посмотреть, достаточно ли она капитулировала, чтобы отменить санкции. Ну а если минский процесс будет идти медленно, санкционная политика усилится”, – отмечает Брутер. (Газета.ru/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version