Машиностроение Украины и мира

Украина: экономике обещают переориентирование на военно-промышленный комплекс

Президент Петр Порошенко пообещал, что украинская экономика будет переориентирована на “военные рельсы”. Глава государства также заявил, что армия получит необходимое финансирование и заверил, что система управления Военно-промышленным комплексом (ВПК) страны будет оптимизирована. Впрочем, представители предприятий военной промышленности жалуются, что их продукция пользуется спросом только на внешних рынках, а госзаказы не поступают и не финансируются. Эксперты положительно оценивают решение президента, однако не верят в его скорую реализацию.

На открытом расширенном заседании Кабинета министров президент Петр Порошенко сделал долгожданное для страны заявление о том, что “в условиях российской агрессии” украинская экономика будет переориентирована на укрепление отечественного Военно-промышленного комплекса (ВПК). “Нет худа без добра. Угроза со стороны РФ, к сожалению, носит долгосрочный характер, и насущные потребности обороны могут сделать Военно-промышленный комплекс одним из локомотивов отечественной экономики”, – заверил глава государства чиновников и присутствующих. Порошенко также пообещал, что необходимое финансирование для украинской армии будет найдено, а управление военной сферой ожидает переформатирование. “Как бы ни было сложно, я заверяю: мы совместно найдем деньги на оборону и сделаем так, чтобы значительная часть этих средств не ушла в песок и не зависла на счетах. Если мы не выстроим приоритетную систему управления, логистики и контроля за использованием ресурсов, мы никогда не сможем победить”, – подчеркнул президент. Он также добавил, что провел встречу с волонтерскими организациями, которые “подсказали, как лучше” реорганизовать работу военной сферы.

До Петра Порошенко с инициативой модернизировать и реформировать ВПК выступали и его предшественники на посту президента. В сентябре 2008 г. третий президент Украины В. Ющенко анонсировал начало адаптации украинского ВПК к стандартам НАТО. В сентябре 2012 г. В. Янукович анонсировал масштабные военные реформы – тогда речь шла о разработке и реализации комплексной программы развития ВПК до 2018 г. с целью увеличения количества государственных заказов для заводов оборонного назначения. По данным “Белой книги – 2013” Вооруженных сил Украины, сухопутные войска располагали 683 танками, 1965 боевыми бронированными машинами (ББМ), техникой десантного назначения – 262 ББМ и 90 артиллерийскими системами калибром более 100 мм. Кроме того, насчитывалось 72 боевых вертолета и 379 артиллерийских систем (свыше 100 мм). По состоянию на прошлый год в распоряжении Воздушных сил было 160 боевых и 27 транспортных самолетов, у морских сил – 22 боевых корабля и катера, 8 противолодочных вертолетов, 3 самолета, 40 танков, 199 ББМ, 54 артиллерийских систем.

Представители предприятий оборонного комплекса страны с недоверием восприняли заявления Петра Порошенко. “Нам уже больше 20 лет власти обещают развивать ВПК, однако кроме постоянных проверок со стороны пяти госведомств мы от государства ничего не видим, – сообщил директор тернопольского радиозавода “Орион” (одно из ведущих предприятий в Украине по производству средств радиосвязи в диапазонах частот 146-174 МГц.) Ярослав Карпик. – Несмотря на то, что 96% доли нашего предприятия принадлежит государству, государственные заказы не поступают, хотя свою продукцию мы продаем в 10-15 других стран. Например, наша электроника установлена на поездах Hyundai в Южной Корее, а украинские тендеры мы выиграть не можем”. По его словам, предприятие подавало в Кабмин предложения по развитию новых разработок в оборонной сфере. “Мы уже три месяца ждем ответа от правительства касательно финансирования новых разработок. Но ответа до сих пор нет. А ведь мы можем обеспечить нашу армию, пограничников и спецслужбы современными средствами связи”, – рассказал Карпик.

В июле направил обращение к министру обороны Валерию Гелетею и отечественный производитель бронежилетов Запорожский инструментальный завод. В письме предприятие уведомляет главу ведомства о начале выпуска бронежилетов четвертого класса защиты в сотрудничестве с металлургической промышленностью (защита от ручного стрелкового оружия – пистолеты Макарова, ТТ, автомат Калашникова, СВД). “Сейчас вес изделий составляет 9-13,5 кг, а его цена варьируется – 6,2-19,2 тыс. грн./ед. без НДС. Отечественные производители, в отличие от иностранных, от этого вида налогов не освобождены”, – отмечается в обращении предприятия. Впрочем, до сих пор ответа от Министерства обороны не последовало.

Вместе с тем, спрос на украинское вооружение, военную технику и товары оборонного назначения за рубежом действительно высок. По словам заместителя директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Антона Михненко, около 90% продукции украинского ВПК экспортируется. “Основными потребителями являются страны Африки, Ближнего Востока, а особенно перспективным для нас является тихоокеанский регион, в частности, страны Латинской Америки. И тут важно не только развивать присутствие на этих рынках, но и сохранить те поставки, которые есть сейчас”, – отмечает эксперт. Он уточнил, что экспортноориентированной продукцией украинского ВПК является танкостроение (танки “Оплот”, БТР-3Е, БТР-4), стрелковое вооружение, надводное кораблестроение, производство газотурбин и двигателей, а также агрегатов для строительства и конструирования военной техники. “Украинский ВПК может быть привлекательным и для западных инвестиций, но для этого у наш должен быть стабильный внутренний рынок, который нуждается в модернизации и госзаказах. Европейские страны в основном торгуют техникой и вооружением между собой, и Украина может стать для них привлекательным рынком сбыта. Однако важно учесть, что нам выгоден товарооброт – иностранные партнеры не будут покупать украинскую продукцию, которая не пользуется внутренним спросом”, – отметил Михненко. По его мнению, для того чтобы украинский ВПК стал флагманом украинской экономики, государству необходимо решить ряд актуальных вопросов. “Прежде всего, необходим приток новых квалифицированных специалистов в отрасль, где работают еще профессионалы старой закалки, в основном, это немолодые уже люди. Кроме того, следует заменить станки современным оборудованием, упростить процедуры участия наших предприятий в государственных тендерах, – подчеркнул Михненко. – И, конечно, должна существовать прозрачная процедура финансирования и освоения государственных средств. На счетах Минобороны до сих пор лежат 5 млрд. грн. из выделенных 9 млрд. грн.”.

В том, что продукция украинского ВПК может быть привлекательна с точки зрения инвестиций, в том числе за счет новых разработок и патентов, не сомневаются и участники отрасли. “Нашими двигателями для военных вертолетов Ми-8МК и Ми-2МК всерьез и давно интересуются на международном рынке, например, в странах Латинской Америки и Африки, – отмечает глава наблюдательного совета ПАО “Мотор Сич” Анатолий Малыш. – Нашим разработкам нет аналогов в мире, однако на них нет госзаказов на внутреннем рынке”. Не менее интересны инвесторам и разработки ГП “Антонов”. Речь идет о новом военно-транспортном самолете Ан-178, который может подняться в воздух уже в следующем году. “Новый самолет Ан-178 может перевозить до двух морских контейнеров, при этом самолеты настолько маневрены, что могут садиться на грунтовом аэродроме. А “Руслан” и “Мрия” – легенды украинского авиастроения. Однако без соответствующего финансирования и отсутствия госзаказов говорить о развитии военно-транспортной авиации не приходится”, – отмечает источник в ГП “Антонов”.

От интенсификации развития украинского ВПК выиграют и другие сегменты промышленности. “Все новации и технологии, используемые в военной сфере, можно будет впоследствии применять и в мирных целях. Поэтому можно однозначно сказать о том, что это путь к прогрессу экономики в целом, – отметил партнер компании Deloitte Артур Огаджанян. – Однако этот сектор очень зависим от политических решений и конъюнктуры на международной арене. На модернизацию и развитие украинского ВПК уйдут годы и миллиарды долларов”. “Учитывая то, что эта сфера жестко регулируется государством, привлечь прямые инвестиции будет сложно. Полагаю, что будут создаваться совместные предприятия, в которых примут участие иностранные компании”, – уточнил генеральный директор ИБ Standart NV Карен Чифталарян. (Апостроф/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version