Машиностроение Украины и мира

Украина: ПАО «Мотор Сич» рассматривает вариант создания совместных предприятий с Россией

Попытки украинских властей запретить поставки в Российскую Федерацию товаров двойного назначения вовсе не стали помехой для продаж двигателей запорожского ПАО “Мотор Сич” в эту страну. Как заявил в ходе “Гидроавиасалона-2014”, проходившего 4-7 сентября в Геленджике (РФ), президент “Мотор Сичи” Вячеслав Богуслаев, ограничения коснулись только поставок для нужд Минобороны РФ. По его словам, перенос производства продукции предприятия в Россию не планируется, но рассматривается вариант создания совместных предприятий по выпуску авиационных двигателей. “Никаких запретов со стороны Украины в отношении поставок любой продукции для исполнения Россией контрактов в третьи страны не существует. Есть запрет на продукцию, если она используется для военных целей, – сказал он. – Но у нас 90% предприятий не поставляет продукцию для Минобороны РФ”.

Интересно, что председателю наблюдательного совета “Мотор Сичи” Анатолию Малышу, как он сам об этом заявил, ничего не известно об идее создания СП в России. Не знают о планах Богуслаева и в “Объединенной двигательностроительной корпорации” (ОДК), тесно сотрудничавшей с “Мотор Сичью”. По словам пресс-секретаря ОДК Анастасии Денисовой, на сегодняшний день стороны ограничиваются лишь совместной эксплуатацией инженерного центра. В марте ОДК и “Мотор Сич” создали “Международный инженерный центр”, целью которого является координация разработок двигателей для гражданской и военно-транспортной авиации.

Еще в июне первый вице-премьер Украины Виталий Ярема заявлял, что президент Петр Порошенко на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) запретил сотрудничество с Россией в сфере военно-промышленного комплекса. Затем последовали сообщения с российской стороны якобы о планах Богуслаева перенести производство двигателей на российскую территорию или в третью страну, чтобы сохранить рыночные позиции предприятия. Но уже тогда в “Мотор Сичи” стали опровергать такие заявления, а Министерство финансов Украины утверждало, что поставки двигателей украинской компании в Россию приостановлены. Тем не менее, официальный документ, запрещающий экспорт товаров военного назначения и двойного пользования в РФ с целью их военного конечного использования, появился только 27 августа.

Отраслевые эксперты указывают, что у государства не было другого выхода, так как двигатель украинского завода мог поставляться на российский рынок якобы для гражданского транспорта, а по факту использоваться для военной техники. В “Мотор Сичи” утверждают, что такое развитие событий исключено. Анатолий Малыш пояснил, что на этот счет существует официальный документ – сертификат конечного пользователя, нарушение которого грозит исками в международных судах. “Если двигатель заказан для той или иной страны, то он никогда не будет использоваться для Минобороны РФ”, – утверждает Малыш.

Партнеры “Мотор Сичи” в Украине раскритиковали намерение Вячеслава Богуслаева развивать сотрудничество с Россией на территории федерации. По словам генерального конструктора ГП “Антонов” Дмитрия Кивы, Богуслаеву нужно думать прежде всего об интересах государства, а не расширять бизнес в РФ и пытаться обойти запрет на поставки продукции на российский рынок. “Сегодня “Антонов” рассматривает возможность остановить деятельность совместного предприятия с “Объединенной авиастроительной корпорацией” на российском рынке, – говорит он. – В условиях войны наличие такого СП будет неправильным по отношению к нашему государству. Мы и дальше будем продавать комплектующие для российских коллег, но уже не в рамках совместной компании”.

По словам старшего аналитика инвестгруппы “АРТ Капитал” Алексея Андрейченко, “Мотор Сич” зачастую поставляет в Россию не целые двигатели, а агрегаты, которые могут составлять до 70% мотора. Поэтому для страны в определенной степени является сложным составление четкого списка запрещенных товаров. Если сам двигатель легко вписать в список, говорит эксперт, то все запчасти намного сложнее. “Россия в будущем может обойтись и без продукции “Мотор Сичи” за счет увеличения производства двигателей (до 600 шт. в год) на мощностях ОАО “Климов”. Впрочем, сейчас это предприятие может выпускать менее половины необходимого объема, а чтобы полностью покрыть спрос, понадобится два-три года”, – говорит он. Аналитик считает, что СП даст возможность временно удовлетворять спрос РФ за счет продукции из Украины, а также без форсирования событий повышать собственные мощности. Тогда как “Мотор Сич” сможет спокойней выполнять свой пятилетний контракт.

“Мотор Сич” – крупнейший в СНГ производитель авиадвигателей для вертолетов “Ми” и “Ка”, а также самолетов “Ан” и “Як” и промышленных газотурбинных установок. В январе-июне предприятие увеличило чистую прибыль в 1,9 раза до 1,54 млрд. грн. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Чистый доход возрос на 21% до 4,7 млрд. грн., а валовая прибыль – на 56,9% до 2,4 млрд. грн. Портфель заказов компании на текущий год оценивается в $950 млн (+5% к 2013 г.).

“Мотор Сич” поставляет продукцию более чем в 100 стран – РФ, КНР, Индию, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока. В 2011 г. она заключила крупный контракт объемом $1,2 млрд с компанией “Вертолеты России” на поставку в течение 2012-2016 гг. 1,3 тыс. двигателей для предназначенных другим странам российских вертолетов Ми-8, Ми-17 и Ми-24. (Капитал/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version