Машиностроение Украины и мира

Украина: ГКА проведет акционирование ГП «Производственное объединение «Южный машиностроительный завод им. А. Макарова»

Государственное космическое агентство (Госкосмос) готовит законопроект, которым предлагается провести акционирование ГП “Южный машиностроительный завод им. Макарова” (“Южмаш”) и в течение четырех лет вложить в его модернизацию и развитие 1,7 млрд. грн. Представители самого завода считают, что этот шаг спасет предприятие от неминуемого банкротства. В то же время эксперты отмечают, что подобные меры – лишь начало длительного процесса по оздоровлению стратегического предприятия.

Согласно тексту законопроекта “Об особенностях корпоратизации государственного предприятия “Производственное объединение “Южный машиностроительный завод им. Макарова”, разработанного Госкосмосом, государству предлагается провести процедуру корпоратизации “Южмаша”, создав на его основе акционерное общество, 100% акций которого будут принадлежать государству без права отчуждения. На данный момент документ находится на согласовании профильных государственных органов и готовится к подаче на согласование в Кабинет министров. В процессе создания акционерного общества разработчики законопроекта предлагают выделить для уставного фонда предприятия средства в 1,77 млрд. грн. равными частями на протяжении четырех лет, начиная с 2015г. Кроме того, законопроектом также предусмотрено закрепление за предприятием части имущества без права отчуждения. Это имущество будет определено Госкосмосом в рамках специальной проверки.

Государственное предприятие “Южмаш” является единственным в Украине центром производства ракетно-космической техники, расположенным в Днепропетровске. ГП было основано в 1944 г. для производства межконтинентальных баллистических ракет, сейчас оно выпускает ракеты-носители “Зенит”, “Циклон”, ракетные двигатели, агрегаты ракет-носителей “Антарес” (США) и “Вега” (ЕС), шасси самолетов Ан-148 и Ан-158. Является членом нескольких международных космических проектов с участием Бразилии, США, ЕС, России.

В тексте пояснительной записки отмечается, что, несмотря на принятие Кабмином еще в 2009 г. программы развития “Южмаша” и конструкторского бюро “Южное” до 2013 г., она была профинансирована только на 0,13% (2,25 млн. грн. из запланированных 1,77 млрд. грн.), а госгарантии по привлеченным кредитам на 2,05 млрд. грн. не выдавались вовсе. Разработчики документа отмечают, что предприятие столкнулось с такими проблемами, как нехватка оборотных средств, прогрессирующий износ основных фондов, падение производства, низкая инвестиционная привлекательность, сложности в привлечении кредитов. Основными причинами возникновения этих проблем являются систематический недостаток вложений в обновление фондов “Южмаша”, срыв госпрограммы по развитию предприятия, отсутствие структурных преобразований в отрасли и сокращение объемов сотрудничества в космической деятельности с Россией.

В Госкосмосе предполагают, что акционирование предприятия позволит обеспечить развитие “Южмаша” ресурсами и переориентировать его на производство продукции оборонного назначения. Кроме того, это позволит установить специальный правовой режим собственности для производственных мощностей ракетного, космического и оборонного машиностроения.

Помощник генерального директора “Южмаша” Владимир Ткаченко отмечает, что при практически полном отсутствии заказов предприятие не может справиться с проблемами самостоятельно. “Сейчас нас в первую очередь беспокоит задолженность перед коллективом, которая за три месяца составила уже около 46 млн. грн.. Есть долги и за энергоресурсы, однако нам удалось договориться с местными властями о компромиссном варианте их погашения”, – отмечает Ткаченко.

По его словам, сейчас работу с “Южмашем” приостановили практически все контрагенты из России, а это порядка 80% всех заказов. “Заморожен проект “Морской старт” (плавучий космодром в экваториальной зоне, эксплуатирующий ракеты-носители “Зенит”), хотя, согласно договоренностям, мы еще два года должны были поставлять ракеты для него”, – рассказал Ткаченко. Он также добавил, что заказы из других стран способны покрыть потребности предприятия не более чем на 20%. С учетом разрыва экономических отношений с Россией, по словам Владимира Ткаченко, сейчас необходимо организовывать на “Южмаше” и производство комплектующих, которые раньше импортировались. “Мы можем взять продукцию непроверенных поставщиков, но в космосе цена ошибки слишком высока. Замещение следует делать постепенно и желательно на собственном производстве, чтобы гарантировать качество”, – пояснил он.

Впрочем, начальник управления космической производственной инфраструктуры и кооперации Госкосмоса Олег Колобков не разделяет тревоги относительно прекращения поставок ракетных комплектующих из России и замораживания международных проектов. “Космическая отрасль продолжает развиваться в партнерстве с Россией и наша кооперация не претерпела изменений. Да, “Морской старт” приостановлен, но он все еще остается актуальным для стран-участников”, – говорит Колобков.

Он также рассказал, что Госкосмос разработал еще один законопроект, продлевающий действие таможенных льгот на ввоз и вывоз ракетной продукции через российскую границу до 2020 г. “Если он не будет принят, то согласно действующим договоренностям, действие льгот для украинской стороны прекратится с 1 января 2015 г., что также ударит по “Южмашу”, – отмечает Колобков. По его словам, оба законопроекта по поддержке предприятия сейчас находятся на согласовании в Министерстве экономразвития и торговли, а также в Министерстве финансов. “Мы готовим документы к регистрации в Кабмине, хотя еще не получили согласования профильных министерств. По их мнению, все субъекты предпринимательской деятельности должны быть равны. Но мы продолжаем работу по разъяснению необходимости этих мер”, – уточнил Колобков.

“У нас сейчас нет понимания того, каким образом восполнить потери в заказах. Никто не приводит инвесторов к нам, поэтому мы пытаемся организовать переговоры самостоятельно, но без поддержки государства они гораздо менее эффективны”, – говорит помощник гендиректора “Южмаша”. Он приводит в пример США и Индию, где государство ежегодно тратит на поддержку космической отрасли $18 млрд. и $5 млрд. соответственно. В то же время в Украине за прошлый год на эти цели было выделено всего лишь 10 млн. грн. По его словам, идеальным вариантом для “Южмаша” стало бы выделение 4 млрд. грн. на протяжении четырех лет – этой суммы хватило бы на покрытие первостепенных затрат и развитие. Впрочем, даже 1,7 млрд. должно хватить для минимальных “спасательных” мер. “Мы – патриоты, мы не требуем многого, но машиностроительный потенциал невозможно создать за один день, а растерять – очень легко”,- говорит Ткаченко.

По его мнению, вывести “Южмаш” из кризиса можно не только вливанием прямых инвестиций. “Государство может разместить у нас заказы на технику, которая сейчас необходима стране. Неужели Украине сейчас ничего не нужно?”, – спрашивает Владимир Ткаченко.

Олег Колобков рассказал, что переговоры о государственных заказах для днепропетровского предприятия сейчас ведутся. “Например, велика вероятность обеспечения “Южмаша” заказом на тракторы, которые могут стать хорошим подспорьем. Сейчас прорабатываются вопросы с Минобороны о ремонте двигателей техники, принадлежащей ведомству”, – отмечает чиновник. Что касается заказов на высокоточное и ракетное вооружение, то, по словам Колобкова, здесь конкретных намерений пока нет, хотя он не исключает возможности их возникновения.

Он уточнил, что, если будет проведена корпоратизация, необходимо будет осуществить оптимизацию существующих фондов и производственных площадей, сделать производство максимально компактным. “Оставшиеся площади будут распроданы, что позволит привлечь дополнительные средства”, – считает Колобков.

Руководитель индустриальной группы “Энергетика и инфраструктура” и партнер компании Deloitte & Touche Артур Огаджанян отмечает, что к вопросам корпоратизации стратегических предприятий государство должно подходить с осторожностью. “Если брать, к примеру, вопрос акционирования другого украинского гиганта – “Укрзализныци”, то тут этот шаг необходим, и без него предприятие эффективно функционировать не может. Но это не значит, что корпоратизация является панацеей”, – говорит эксперт. По словам Огаджаняна, совершенно нормальной практикой является продажа акций вновь созданных акционерных обществ на базе государственных предприятий, но здесь следует всегда учитывать вероятные риски от такой продажи. “Опять же, если использовать пример “Укрзализныци”, то это предприятие не будет подлежать приватизации, хотя отдельные его элементы и активы, исключая стратегические, действительно могут быть проданы. Все очень сильно зависит от уровня стратегической важности предприятия. Каждый раз государство должно трезво оценивать последствия вхождения частного капитала в такие компании”, – говорит партнер Deloitte & Touche. Артур Огаджанян также добавляет, что в любом случае, первым шагом при проведении корпоратизации предприятия, государство должно провести анализ ситуации и перспектив рынка и компании. “Если этого не сделать, то можно тратить сколько угодно денег и впоследствии потерять их. Это длительная и очень серьезная работа, особенно для таких крупных предприятий”, – считает эксперт.

Управляющий партнер инвестиционной компании Standart NV Карен Чифталарян считает, что акционирование ГП “Южмаш” необходимо, в первую очередь, чтобы делать дальнейшие шаги по оздоровлению предприятия. “Одной только корпоратизации будет недостаточно. При большой кредитной нагрузке потребуется ее реструктуризация под госгарантии с участием международных банков”, – говорит Чифталарян. Он также добавил, что после этого необходимо будет реорганизовать предприятие, ввести в него хороших менеджеров и начать работать над его стратегическим развитием.

По мнению Чифталаряна, “Южмаш” следует отдать в управление частным инвесторам, оставив при этом миноритарную долю под контролем государства. “Управлять такими компаниями должны люди, вкладывающие собственные деньги и опасающиеся их потери”, – отмечает Карен Чифталарян.

Однако с учетом реалий нашей экономики данное предприятие, возможно, привлекло внимание многих заинтересованных лиц, которые могли отчасти и спровоцировать нынешнюю ситуацию. “В мировой практике преодолеть влияние подобных людей невозможно. Иногда просто нужно принести что-то в жертву”, – говорит управляющий партнер Standart NV. Впрочем, по его мнению, крайне маловероятно, что предприятие будет доведено до банкротства, поскольку оно является стратегическим и имеет очень высокую цену. “Такие крупные стратегические предприятия крайне редко становятся банкротами. В качестве примера можно вспомнить банкротство американского инвестиционного банка Lehman Brothers в 2008 г. – тогда он был фактически принесен в жертву для того, чтобы выполнить обязательства перед клиентами”, – говорит Чифталарян. (Апостроф/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version