B начале сентября холдинг “Вертолеты России” (дочерняя компания ОПК “Оборонпром” в составе госкорпорации “Ростех”) передал первую партию модернизированных военно-транспортных вертолетов Ми-8АМТШ Министерству обороны России. Четыре машины были построены на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ), где началось серийное производство вертолетов с улучшенными ресурсными показателями, позволяющими в том числе экономить значительные средства на обслуживании в течение жизненного цикла.
На этих вертолетах установлены двигатели повышенной мощности ВК-2500 с модернизированной (усиленной) трансмиссией, которые увеличивают эффективность применения вертолета в высокогорье и в районах с жарким климатом. Вертолет оснащен новой вспомогательной силовой установкой ТА-14 с повышенными высотностью запуска и энергоотдачей. Аккумуляторные батареи увеличенной энергоемкости продлевают время автономной работы электрооборудования. Новейшее пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает выполнение всего спектра стоящих перед вертолетом задач. При применении очков ночного видения на вертолетах возможны полеты в темное время суток. Возможность использования дополнительного оборудования для проведения поисково-спасательных операций, санитарного оборудования для эвакуации раненых, а также возможность десантирования личного состава существенно расширяют спектр применения авиатехники.
При модернизации Ми-8АМТШ большое внимание уделялось эффективности применения и удобству обслуживания вертолета. Межремонтные ресурсы новой машины увеличены с 1500 до 2000 ч, а срок службы вертолета – с 25 до 35 лет. При этом стоимость его эксплуатации в течение жизненного цикла снижена ориентировочно на 25-30% по сравнению с базовой версией.
Незадолго перед этим, в середине июля, У-УАЗ завершил поставку в Китай 52 модернизированных вертолетов Ми-171Е. Новые машины также получили оборудование, повышающее эффективность работы в условиях высокогорья. Они оснащены двигателями ВК-2500 увеличенной мощности, вспомогательной силовой установкой SAFIR и модернизированной трансмиссией. Дополнительно установленные на вертолетах внутренние топливные баки, поисковый прожектор и десантные сиденья значительно расширяют область их применения.
Начало поставок модернизированных вертолетов – это один из результатов стратегии холдинга “Вертолеты России”, направленной на внедрение новых технологий и модернизацию производства.
“Конкурентоспособность нашей вертолетной техники напрямую зависит от тех инновационных решений, которые мы сегодня внедряем, – в частности от технологий цифрового производства, энергосбережения и энергоэффективности, – говорит заместитель гендиректора холдинга “Вертолеты России” по производству Андрей Шибитов. – Мы ведем большую работу по модернизации и техническому перевооружению предприятий, фактически создавая новую производственную платформу холдинга”.
Политика “Вертолетов России” в области цифрового производства направлена на повышение эффективности и результативности бизнеса за счет внедрения цифровых технологий в процессы проектирования, технологической подготовки производства, изготовления изделий и их поддержки в процессе эксплуатации. Цифровое производство, в частности, предусматривает отказ от бумажных чертежей в качестве подлинников конструкторской документации и переход к трехмерным цифровым моделям. Внедрение всех составляющих политики цифрового производства позволит “Вертолетам России” решить задачи по оптимизации всего производственного цикла, обеспечить оперативное выполнение плана, технологическую гибкость и соответствующее качество продукции.
Другим важнейшим направлением модернизации стало формирование бережливого производства – это концепция, сводящая к минимуму объем энергетических и материальных потерь, которые сопровождают производственный процесс. В нее входят экономия электроэнергии, переработка вторичных материалов и отходов производства, снижение складских, логистических и прочих косвенных издержек. Вместе с освоением бережливого производства заводы холдинга “Вертолеты России” ориентированы на повышение экологичности технологических процессов.
По планам “Вертолетов России” в результате реализации программ повышения энергоэффективности энергоемкость продукции предприятий холдинга в 2020 г. должна снизиться на 40% по сравнению с 2010 г.
В ходе работ по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей в прошлом году на предприятиях “Вертолетов России” было введено свыше 800 единиц нового оборудования, проведено около 100 мероприятий, направленных на повышение экологичности и безопасности производства. Объем инвестиций в производственные мощности по итогам 2013 г. достиг 8,3 млрд. руб., что на 8,5% больше по сравнению с 2012 г.
В этом году модернизация продолжается – в сентябре на пермском заводе “Редуктор-ПМ” (входит в холдинг “Вертолеты России”) началось строительство нового сборочно-испытательного комплекса. Планируется, что он станет крупнейшим центром подобного рода в России. Завершение строительства комплекса общей площадью около 20 тыс. кв. м намечается в декабре 2016 г. Наряду с развитием испытательной базы ввод в эксплуатацию нового комплекса позволит значительно увеличить площадь существующего на “Редукторе-ПМ” сборочного производства. В свою очередь это даст возможность организовать сборку редукторов и трансмиссий в соответствии с передовыми мировыми практиками.
“В рамках модернизации производственных мощностей мы инвестируем значительные средства в создание уникальных центров компетенции, – говорит Андрей Шибитов. – На предприятии “Редуктор-ПМ” формируется центр компетенции по проектированию, производству, испытаниям и послепродажному обслуживанию вертолетных трансмиссий”. Общий объем инвестиционной программы на заводе “Редуктор-ПМ” в 2014-2016 гг. превысит 3,5 млрд. руб.
Необходимый элемент модернизации и освоения новых технологий – совершенствование системы менеджмента качества. В середине августа “Вертолеты России” и “Объединенная авиастроительная корпорация” (ОАК) подписали меморандум о взаимопонимании в области развития и поддержки схемы ICOP (Industry Control Other Party) в России.
По словам Андрея Шибитова, цель меморандума – проведение совместной работы по развитию и поддержке в России схемы ICOP по промышленному контролю органов по аккредитации и сертификации системы менеджмента качества (СМК). “Наша совместная работа с ОАК предполагает объединение усилий по гармонизации процессов сертификации системы менеджмента качества поставщиков и развитию цепочки поставок в авиационной отрасли России в соответствии с требованиями международных стандартов”, – говорит Андрей Шибитов.
Система ICOP была создана и контролируется Международной авиакосмической группой по качеству (IAQG) с целью глобальной гармонизации схем сертификации. Эта система признана ведущими мировыми авиационными, космическими и оборонными компаниями. “Самолетостроители участвуют в работе IAQG с 2003 г., – говорит директор департамента управления качеством и стандартизации ОАК Анатолий Колосов. – Начинала только компания “Сухой”, а с 2012 г. к IAQS присоединилась вся ОАК. С вступлением в эту организацию “Вертолетов России” наша работа выходит на новый уровень, позволяя консолидировать усилия всех авиастроителей по внедрению схемы ICOP в России”.
Внедрение ICOP будет способствовать повышению ответственности национальных систем и органов по сертификации СМК и их взаимному признанию на международном рынке, что в конечном итоге приведет к большей ориентации СМК предприятий на качество продукции и процессов ее разработки и производства. (Авиатранспортное обозрение/Машиностроение Украины и мира)