Развертывание высокоширотной национальной российской космической станции может начаться в 2017 г. на базе модулей, предназначенных для МКС, но особой целесообразности и эксклюзивности в подобном проекте пока нет, это чистая политика. Такого мнения придерживается академик Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков.
Глава Роскосмоса Олег Остапенко подтвердил, что Космическое агентство рассматривает вариант создания высокоширотной национальной космической станции, этот вопрос может быть внесен в новую Федеральную космическую программу. По его словам, эта станция сможет решать задачи различного характера, в том числе стать базой для Лунной программы.
Как пояснил Железняков, решение о создании подобной станции – чистая политика. Для развертывания на орбите подобной станции можно будет использовать новые модули, предназначенные сегодня для Международной космической станции. “Если будет принято политическое решение о создании собственной национальной станции, то она начнет развертываться где-то в 2017 г. Все эти модули, которые предназначались для МКС, так как в 2020 г. она фактически прекратит существование, то уже не будет смысла их запускать. В принципе, как предлагает Роскосмос, они могут быть использованы для начала строительства собственной национальной станции”, – сказал академик.
Он отметил, что таким образом средства, которые затратят на этот проект, не будут сильно превышать то, что выделяется сегодня из бюджета для работы МКС. “То, что будет заложено в Федеральную космическую программу – это целиком и полностью политическое решение. Сколько и на что государство выделит денег, так Роскосмос и должен будет действовать. Говорить о каких-то новых расходных статьях здесь не приходится. Это все вписывается в те деньги, которые выделяет государство Космическому агентству”, – пояснил собеседник.
Основной вопрос – это целесообразность создания подобной станции и участие в ее создании нероссийских специалистов. По мнению Железнякова, такое решение может быть исключительно политическим, потому что даже ресурсы Международной космической станции на сегодня Россия использует для своих экспериментов не в полной мере. Таким образом, даже при наличии у РФ своей орбитальной станции, ее функционал не будет отличаться от того, что в настоящий момент делается на МКС.
“На мой взгляд, ввязываться в этот проект, наверное, не особенно важно. Только из политических соображений, чтобы у России была собственная станция. А если брать с научной точки зрения, то мы работаем и работали на МКС. Какие-либо эксклюзивные задачи на национальную задачу мы тоже не можем возложить – вряд ли она в ближайшем будущем станет базовой площадкой для наших полетов на Луну”, – сказал собеседник.
Что касается привлечения к созданию иностранных специалистов, то по мнению Железнякова, это могли бы быть представители Беларуси и Казахстана, если у них такое желание возникнет. “Наверное, это будет и политически обоснованно и логично. Но говорить о создании широкой международной кооперации в данном случае нужно с осторожностью. МКС это уже демонстрирует, что не все так гладко и хорошо, и целиком и полностью зависит от ситуации на Земле”, – пояснил он. (Aex.ru/Машиностроение Украины и мира)