Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок: списанным самолетам нужны стандарты переработки и повторного использования материалов

По мере того, как тенденция списания ресурсных самолетов набирает силу, отрасль приходит к необходимости создания стандартов переработки и повторного использования материалов и компонентов. Повысить информированность отраслевой общественности о приемлемых практиках, а также эффективность и устойчивость жизненного цикла авиационных материалов – так формулирует задачи Ассоциация переработки воздушного парка (Aircraft Fleet Recycling Association, AFRA).

Реализуемая ассоциацией программа аккредитации рассматривается как базис для стандартов завершающего этапа жизненного цикла материалов и изделий, которые систематизируют передовой опыт в области разборки самолетов и вторичного использования запчастей. Изначально разрабатывались отдельные комплексы стандартов для этих видов деятельности, однако в итоге их свели в одно руководство, поскольку специалисты AFRA отметили большое количество дублирующих положений.

“Это не теории, – настаивает исполнительный директор ассоциации Мартэн Фрессинь, генеральный управляющий французского аэропорта Шатору, один из учредителей AFRA. – Это реальные процедуры, рекомендации и практические решения, разработанные непосредственно в отрасли”.

Компании, задействованные в разборке и возврате в эксплуатацию материалов и компонентов могут выбирать аккредитацию либо в одном, либо сразу в обоих видах деятельности. Примерно треть из 76 членов AFRA аккредитованы как минимум в одной области, и руководство ассоциации не намерено останавливаться на достигнутом.

“Мы стремимся к тому, чтобы аккредитация AFRA в будущем выросла в отраслевой стандарт, – говорит Джули Фельгар, управляющий директор по экологической политике Boeing, оказавшая поддержку в запуске AFRA. – В рамках нашей всеобъемлющей политики управления техногенной нагрузкой мы не можем игнорировать завершающий этап”.

Чтобы понять, почему, достаточно обратиться к цифрам. В 1990-1999 гг. в год списывалось в среднем 170 коммерческих авиалайнеров, согласно данным агентства ICF International. В следующее десятилетие это число выросло до 400 ВС в год до 2023 г. по прогнозам в среднем 750 самолетов будут списываться ежегодно, в перспективе до 1000.

Авиакомпании уже начинают позитивно реагировать на инициативы AFRA. Некоторые, в том числе Cathay Pacific и ANA, включили аккредитацию обязательным условием в тендеры на демонтаж списанных самолетов.

Следовать проверенным и утвержденным практикам разборки самолетов, вторичного использования материалов и компонентов и утилизации отходов – не просто разумная стратегия бизнеса, отмечают эксперты. Эта практика направлена на создание в отрасли предпосылок, которые позволят избежать возможно благонамеренных, но потенциально разрушительных попыток законодательного регулирования данных вопросов, что заметно в других отраслях. В 2000 г. Евросоюз принял директиву в области утилизации автомобилей с выработанным ресурсом (ELV), определяющую стандарты не только для переработки, но и для производства, в том числе предполагающие исключение использования опасных материалов. AFRA полагает, что создавая и пропагандируя внутренние проверенные и достаточно жесткие стандарты, стимулирует законодателей принять их, а не дублировать внешними.

Хотя сейчас основной акцент рециркуляции делается на завершающем этапе эизненногоо цикла, производители также меняют подходы. Например, Boeing и один из поставщиков авиастроителя, компания InterfaceFLOR разработала ковровое покрытие в виде квадратов для салонов самолетов, производимое на 100% из переработанных материалов. Квадраты позволяют снизить расход материала и стоимость, а повторное использование создает “петлю устойчивого развития”. В 2012 г. этот продукт дебютировал на самолетах Boeing-737 авиакомпании Southwest Airlines, и по словам Фельгар, авиастроитель собирается предложить его в качестве опции на других типах.

Boeing также пересматривает варианты использования отходов композитных материалов, образующихся в процессе производства 787. В частности, производитель изучает эффективные способы отделения годных к переработке композитов от одноразовых резиновых проклеек, соединяющих части. (Авиатранспортное обозрение/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version