Машиностроение Украины и мира

Южная Корея стремится на глобальный рынок вертолетов

В Японии разработкой и производством вертолетов занимаются три компании, благодаря государственным контрактам, действующим на протяжении более 50 лет. Ни одна из этих компаний не смогла бы освоить крупномасштабное производство вертолетов в том случае, если бы правительство Японии поручило выполнение госконтрактов только одному подрядчику.

ООО «КриалЭнергоСтрой» создал первый в России салон дизельных электростанций, в котором представлена продукция ведущих мировых производителей – компаний «Сиэлт-ДМО», «AKSA Power Generation», «Промышленные силовые машины», «ТСС», FG Wilson, PowerLink, Metallwarenfabrik GmbH & Co, Cummins, Generac. Заходите и выбирайте !

Южная Корея, в свою очередь, случайно или же целенаправленно, избегает такой политики. Министерства промышленности и обороны этой страны выбрали корпорацию Korea Aerospace Industries (KAI), которая зарекомендовала себя наиболее опытным вертолетостроителем, в качестве предпочтительного подрядчика на реализацию программы по разработке многоцелевого вертолета с целью выхода Южной Кореи на мировой рынок.

Как сообщают представители KAI, программа разработки многоцелевого вертолета гражданского и военного назначения LCH-LAH потребует инвестиций в более чем $970 млн. Согласно заявленной спецификации, масса вертолета будет равна 4,5 т, но не исключено, что она может быть увеличена до 5 т. Контракт на реализацию данной программы должен быть подписан в ноябре. По оценкам инвестиционной фирмы Daishin Securities, стоимость контракта составит $1,47 млрд., в том числе $392 млн. за счет иностранных инвестиций. Само собой, после окончательного выбора иностранного партнера бюджет проекта может претерпеть изменения.

По информации KAI, в настоящее время в качестве потенциальных иностранных партнеров указанного проекта рассматриваются такие компании, как AgustaWestland, Sikorsky, Airbus Helicopters и Bell Helicopter. Каждая из них предлагает существующие технические средства как базу для дальнейшей разработки нового вертолета. Доступные варианты варьируются от существующей модели AgustaWestland AW169 с минимальными конструктивными изменениями до совершенно нового вертолета, проектируемого на базе Bell-430, производство которого уже завершено.

Airbus Helicopters для участия в проекте предлагает 5-тонную модель EC155, для которой потребуется дальнейшая доработка. С технической точки зрения для корпорации KAI данный вариант мог бы стать одним из самых подходящих. Подобными преимуществами обладает и 5,3-тонный вертолет S-76 компании Sikorsky.

Министерство финансов Южной Кореи, в свою очередь, могло бы всецело выступить за выбор модели AW169. В настоящее время проходят летные испытания гражданской версии этого вертолета, так что южнокорейскому правительству пришлось бы заплатить иностранным партнерам только за разработку военной модификации. Естественно, этот вариант обладает минимальными техническими рисками. Однако, как утверждают в KAI, правительство Южной Кореи в данном случае не обладает правом окончательного выбора иностранного инвестора.

Важность этого проекта подчеркивается прогнозируемой потребностью со стороны Южной Кореи в более чем 200 вертолетах данного типа. В отличие от проблемной программы по созданию боевого истребителя KF-X, а также попыток запуска проектов по разработке турбовинтового самолета и бизнес-джета программа LCH-LAH обладает реальным потенциалом. Иными словами, с ее помощью KAI может освоить крупномасштабное производство вертолетов для международного рынка, или же занять определенную долю в одном из его сегментов.

В 2006-2013 гг. корпорация KAI совместно с Airbus Helicopters занималась разработкой 8,7-тонного многоцелевого вертолета Surion; таким образом, конструкторы этой компании обладают большим опытом в вертолетостроении по сравнению с конкурирующей компанией Korean Airlines, которая тоже работает по государственным контрактам. Кроме того, KAI занимается производством фюзеляжей вертолетов AH-64 Apache для компании Boeing. Конечно, Korean Airlines обладает намного большим опытом производства вертолетов, но когда дело касается проектирования и разработки, то здесь победа на стороне KAI.

История приводит свои доводы против разделения национальной вертолетостроительной индустрии. В конце 1940-х – начале 1950-х годов компании Westland и Agusta приступили к сборке американских вертолетов по лицензии – то есть ненамного раньше японской Kawasaki Heavy Industries. Впоследствии Westland и Agusta стали ведущими вертолетостроителями в Великобритании и Италии соответственно, а чуть позже обе компании объединились в одного независимого игрока на мировом рынке. Компания Kawasaki вынуждена была делить заказы японского правительства с Mitsubishi и Fuji – и в результате японской промышленностью до сих пор выпускаются исключительно собранные по лицензии вертолеты.

Программа LCH-LAH начнется с разработки легкого гражданского вертолета (LCH), которая должна будет завершиться к 2020 г. На разработку вертолета LCH будет направлено 950 млрд. корейских вон, из которых 350 млрд. вон поступит за счет правительства, 400 млрд. – от иностранных партнеров, 200 млрд. предоставит корпорация KAI и другие южнокорейские компании. В случае выбора модели AW169 в качестве базового аппарата трудно представить, как будут использоваться выделяемые средства.

Разработка легкого армейского вертолета (LAH) начнется вслед за вертолетами LCH с планируемым пуском в эксплуатацию в 2022 г. По информации Daishin Securities, на разработку проекта LAH планируется потратить около 600 млрд. вон, которые должны покрыть внесение конструктивных изменений в армейский вариант по сравнению с гражданской модификацией.

В целом же данная программа исходит из планов создания ударного вертолета для южнокорейской армии. Министерство промышленности Южной Кореи еще в 2009 г. настаивало на том, что вертолеты должны обладать пассажирской кабиной вместо одной единственной двухместной кабины для экипажа, которая является стандартной для боевой машины. Таким образом, в угоду возможности коммерческого применения разрабатываемого вертолета правительство Южной Кореи готово было пожертвовать эффективностью машины на поле боя.

И здесь необходимо отметить, что спрос на многоцелевые вертолеты в мире постепенно увеличивается. Открывая программу AW169 в 2010 г., аналитики компании AgustaWestland прогнозировали потребность в вертолетах данного класса на уровне 1000 машин в течение 20 лет. Корпорация KAI, в свою очередь, планирует продать до 400 новых вертолетов, а еще 600 машин отправить на экспорт.

По словам директора Airbus Helicopters по работе с клиентами в Южной Корее Кристофа Цаммерта, модернизированный вертолет EC155 мог бы обзавестись улучшенной трансмиссией, что позволило бы увеличить межсервисный интервал в соответствии с действующими стандартами. Новому вертолету потребовалось бы больше мощности, и обновленная трансмиссия может стать идеальным решением, особенно в свете сохранения общей массы вертолета на прежнем уровне. В результате вертолет будет выглядеть совсем иначе.

Модель EC155, сертифицированная в 1998 г., является глубоко модернизированной версией вертолетов Dauphin, которые были пущены в эксплуатацию в 1970-х годах. В отличие от AW169 вертолеты EC155 больше и тяжелее, соответственно попадают уже в иной сегмент рынка. По словам руководства корпорации KAI, если Airbus станет партнером корейской компании по проекту LCH-LAH, европейский вертолетостроитель прекратит производство модели EC155, следовательно, для мирового рынка данный вертолет будет выпускать уже новый консорциум – Airbus-KAI.

Вертолеты S-76, такие же большие, как и EC155, могли бы стать отличной базой для дальнейшей модернизации, но компания Sikorsky пока что не проявляет высокого интереса к данному проекту. По словам представителей Sikorsky, окончательное решение об участии данной компании в программе LCH-LAH будет принято после получения соответствующего технического задания от корпорации KAI.

Вполне очевидно, что AgustaWestland может предложить KAI часть объемов по производству гражданской версии вертолетов AW169, которое, наверняка, растянется на несколько десятилетий. Возможности KAI по модернизации гражданской версии вертолетов AW169 весьма ограниченны, но эксперты предполагают, что часть бюджета программы LCH может быть потрачена на обновление AW169 к 2020 г.

Сотрудничество с компанией Bell обеспечило бы корпорации KAI доступ практически к новому вертолету и широкие возможности дальнейшего развития, но в то же время данный вариант обладает высокими рисками. Кроме того, такое сотрудничество, вероятно, было бы дороже.

В любом случае, независимо от того, какой партнер будет выбран, корпорация KAI получит существенную долю в разработке военной версии – по крайней мере на первом этапе собственный рынок для данного вертолета обеспечен. Большая часть инженеров, которые работали над проектом KAI Surion, будет задействована в программе LCH-LAH. Несмотря на опыт работы с проектом Surion корпорации KAI необходима квалифицированная помощь со стороны партнеров по гражданской сертификации нового вертолета, а также в рамках передачи технологий производства главных редукторов и систем автоматического управления полетом. Но при этом каждый вертолетостроитель старается оберегать от конкурентов данные технологии.

За последние годы потенциальный объем программы LAH значительно снизился. В 2009 г. Вооруженные силы Южной Кореи хотели получить порядка 274 вертолетов, в 2010 г. цифры были снижены до 260 единиц, в прошлом году называлась цифра чуть более 200 машин. По последней информации армии потребуется примерно 150 вертолетов, еще 50 машин будут востребованы ВМФ Южной Кореи. (Авиатранспортное обозрение/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version