Машиностроение Украины и мира

Россия: опорой развития современной гидроавиации стал самолет-амфибия Бе-200

Гидроавиация – отрасль, в которой приоритет России признается мировым сообществом, но для ее развития приходится преодолевать технические и организационные трудности. Опорой развития современной гидроавиации стал самолет-амфибия Бе-200, концепция которого была предложена главным конструктором Алексеем Константиновым и воплощена в жизнь его преемниками и последователями.

Потребность в создании самолета-амфибии Бе-200 диктовалась прежде всего необходимостью иметь в России высокоэффективное средство борьбы с лесными пожарами. Россия обладает самыми обширными лесными богатствами, требующими постоянных мероприятий по охране и защите, проведение которых невозможно без авиации. Еще 20 лет назад федеральный орган управления лесным хозяйством ежегодно привлекал до 700 воздушных судов (налет составлял более 150 тыс. ч). Можно констатировать, что лесное хозяйство было крупнейшим в стране государственным потребителем авиауслуг, стоимость которых, как и во всем мире, возрастает с каждым годом. Поэтому чрезвычайно важным становится поиск новых технологий, способных изменить негативную ситуацию. Выбор в качестве эффективного средства борьбы с лесными пожарами именно самолета-амфибии был обоснован высокой эффективностью водозаборного противопожарного самолета-амфибии, подтвержденной к тому времени опытом применения самолетов-амфибий CL-215/415 канадской компании Canadair.

Самолеты-амфибии идеально подходят для этой задачи, так как они могут перевезти большое количество воды и замедлителей огня в очень короткие сроки. Благодаря амфибийным возможностям самолет способен забрать на глиссировании с поверхности озера, реки или моря несколько тонн воды течение 10-20 с. Во многих районах мира лесные территории располагаются в 10 мин полета или менее от подходящего источника воды, что обеспечивает типичную частоту порядка шести сбросов воды в час.

При проектировании Бе-200 была поставлена задача создать самый эффективный противопожарный самолет в мире, с тем чтобы не только обеспечить возможность решения задач борьбы с пожарами в России, но и продвинуться с таким самолетом на международные рынки.

Основные характеристики базового самолета-амфибии Бе-200: крейсерская скорость (макс.) – 700 км/ч, скорость сваливания – не более 170 км/ч; дальность полета с макс. запасом топлива (с резервом топлива на 1 ч полета) – более 3500 км, потребная длина ВПП – 1800 м; Макс. полезная нагрузка – более 7000 кг; макс. масса залпового сброса – 12000 кг.

Возможность достижения столь амбициозных целей основывалась на наличии в России уникального опыта создания гидросамолетов и самолетов-амфибий, сконцентрированного прежде всего в ЦАГИ и ОАО “ТАНТК им. Г. Бериева”. Квинтэссенцией достижений ученых и конструкторов стало создание крупнейшего в мире самолета-амфибии А-40 (главный конструктор А. Константинов), аэродинамическая схема и гидродинамическая компоновка которого легла в основу проекта Бе-200.

В то же время, поскольку сезон открытой воды относительно короток, самолет следовало спроектировать так, чтобы его можно было использовать после пожароопасного сезона, а также предусмотреть различные варианты его эксплуатации с минимальными затратами на необходимую модификацию. Назначение самолета-амфибии Бе-200 и требования к его техническим характеристикам были определены совместно с предполагаемыми заказчиками, исходя из рассмотрения тех задач, в решении которых самолеты-амфибии имеют преимущества.

В число наиболее важных задач, которые могут выполняться самолетами-амфибиями, входят: борьба с пожарами; патрулирование водных поверхностей; выполнение поисково-спасательных операций; борьба с экологическими нарушениями; выполнение транспортных перевозок.

Комплексное рассмотрение потребностей рынка, технологических возможностей и экономических аспектов привело к выводу о необходимости принятия концепции создания семейства самолетов-амфибий, формируемого путем относительно простой и дешевой модификации базовой конструкции. Важнейшим вопросом было правильное определение технических требований к базовому самолету-амфибии Бе-200.

Технические требования и конструкция базового самолета-амфибии Бе-200 определяются противоречивыми требованиями к выполнению таких задач, как борьба с пожарами, патрулирование и транспортные перевозки.

С точки зрения летно-технических характеристик противопожарный вариант самолета-амфибии должен обладать:

– хорошей маневренностью при малых скоростях полета;

– способностью совершать крейсерский полет к району пожара с достаточно высокой скоростью;

– хорошим обзором для пилота, особенно вперед и вниз;

– простотой управления с максимальной автоматизацией, снижающей нагрузку на пилотов в процессе многократных заборов и сбросов воды;

– комфортабельными условиями в пилотской кабине;

– возможностью забора на глиссировании и сброса до 12 т воды;

– возможностью регулирования в широких пределах расхода и количества сбрасываемой воды.

Патрульный вариант отличается:

– большой продолжительностью морского наблюдения с относительно низкими скоростью и высотой полета;

– способностью совершать крейсерский полет к району патрулирования с высокой скоростью.

Транспортный самолет-амфибия, предназначенный для выполнения пассажирских и грузовых перевозок, должен обладать свойствами самолета, максимально приближенными к свойствам сухопутного самолета-аналога:

– высокой скоростью и достаточной дальностью полета;

– комфортабельными условиями для пассажиров;

– наличием герметичной кабины и необходимых эксплуатационных люков.

Кроме того, самолет-амфибия должен обладать высокими характеристиками мореходности, непотопляемости, устойчивости и управляемости при движении по воде.

Широкий диапазон и специфичность задач, решаемых МЧС России, потребовали создания самолета Бе-200ЧС с уникальной комбинацией взаимно противоречивых функций, способного работать в противопожарном, грузовом, спасательном и пассажирском вариантах.

Если принять во внимание, что вышеприведенные различные функции должны реализовываться без переоборудования самолета или с переоборудованием в аэродромных условиях, а также что данный многофункциональный самолет является самолетом-амфибией, эксплуатирующимся как с аэродромов, так и с водной поверхности, необходимо признать, что перед создателями самолета-амфибии Бе-200ЧС стояла, без преувеличения, сложнейшая задача.

Решение задачи продвижения самолета-амфибии Бе-200 на международные рынки требовало определиться с нормами летной годности, которым должен был соответствовать создаваемый самолет. Обеспечение возможности эксплуатации Бе-200 как внутри страны, так и за рубежом привело к решению о том, что самолет будет сертифицирован в соответствии с Сертификационным базисом, основанным на действующих на территории РФ нормах летной годности АП-25 и изложенных в Специальных технических условиях (СТУ) дополнительных требованиях к летной годности, вытекающих из особенностей конструкции, параметров, характеристик и условий эксплуатации самолета с выполнением противопожарной, грузовой и пассажирской функций, с учетом требований европейских и американских норм летной годности. Дополнительную сложность представляла разработка СТУ для применения Бе-200 с водной поверхности, особенно принимая во внимание тот факт, что в европейских нормах вообще отсутствовали требования к гидросамолетам и самолетам-амфибиям.

Сейчас можно с уверенностью утверждать, что поставленные при создании самолета-амфибии цели были достигнуты.

Первый полет опытного самолета Бе-200 в противопожарной модификации выполнен в сентябре 1998 г. Противопожарный вариант самолета сертифицирован АР МАК в 2001 г.

В августе 2002 г. начались полеты создаваемого по заказу МЧС России опытного многоцелевого самолета-амфибии Бе-200ЧС, сертификационные испытания которого с реализацией дополнительной возможности перевозки грузов были завершены в 2003 г. В декабре 2003 г. АР МАК выдал сертификат воздушного судна транспортного типа. В январе 2007 г. была сертифицирована возможность перевозки пассажиров на самолете-амфибии Бе-200ЧС. Впервые в мире самолет был сертифицирован в качестве противопожарного, грузового и пассажирского на базе единой конструкции.

Серийное производство самолетов Бе-200ЧС Иркутским авиационным заводом – филиалом ОАО “НПК “Иркут” – началось в 2003 г. С 2011 г. начались поставки серийных самолетов с новой производственной площадки – ОАО “ТАНТК им. Г. Бериева”. На сегодняшний день предприятие имеет твердые заказы от МЧС России и Минобороны РФ на поставку 12 самолетов Бе-200ЧС в различной комплектации.

По состоянию на июль в МЧС России эксплуатируется шесть самолетов Бе-200ЧС. Еще один самолет Бе-200ЧС эксплуатируется в МЧС Азербайджана.

Начиная с 2003 г. самолеты-амфибии Бе-200ЧС осуществляли тушение пожаров в России, Италии, Греции, Португалии, Франции, Индонезии, США, Венесуэле.

Бе-200 – единственный в мире гражданский современный реактивный самолет-амфибия, соответствующий российским и международным требованиям к гражданским воздушным судам. 7 сентября 2010 г. Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) выдало сертификат типа на самолет-амфибию Бе-200ЧС-Е. В процессе сертификации Бе-200 была модифицирована или вновь создана нормативная база норм летной годности при эксплуатации самолетов на воде, соответствующая уровню безопасности, достигнутому в мире обычной авиацией.

Уникальные возможности самолетов Бе-200ЧС в процессе выполнения противопожарных работ в различных странах внимательно изучаются и высоко оцениваются специалистами. В отчетах по результатам работ отмечается, что самолет-амфибия Бе-200ЧС по производительности, летно-техническим характеристикам превосходит любое авиационное средство пожаротушения в мире. При тушении прибрежного района города 20 июня 2005 г. в течение одного полета было произведено 20 сбросов с общей массой сброшенной воды, превышающей 220 т.

В настоящее время ведутся переговоры с компаниями Европы, США, Индии, Венесуэлы, Индонезии и других стран по подготовке контрактов на поставку самолетов-амфибий Бе-200 в различных вариантах.

В процессе создания самолетов-амфибий Бе-200 специалистами ОАО “ТАНТК им. Г. Бериева” совместно со специалистами предприятий-соисполнителей и ряда научных институтов впервые в мире был решен ряд научно-технических проблем, направленных на дальнейшее развитие гидроавиации.

Компоновка самолета-амфибии наряду с установкой современных малошумных двигателей и применением панелей шумопоглощения позволила значительно снизить уровень воздействия шума на окружающую среду. По этому показателю самолет-амфибия Бе-200ЧС удовлетворяет требованиям действующих и перспективных международных норм летной годности в соответствии с главой 3 и главой 4 Приложения 16 к Конвенции ICAO

На самолете-амфибии Бе-200 со специфическими воздействующими факторами и условиями эксплуатации на воде впервые в мире была решена задача установки интегрированного современного комплекса электронного оборудования, не уступающего по функциям и точности оборудованию самых современных лайнеров. Конструкторами ОАО “ТАНТК им. Г. Бериева” впервые была решена задача автономной начальной выставки инерциальных навигационных систем – основного источника навигационной информации – при нахождении самолета на плаву.

Электродистанционная система управления (ЭДСУ) самолетом-амфибией Бе-200 обеспечивает одинаково удобное и точное управление при нахождении самолета-амфибии в воздухе и на плаву. Комплекс электронного оборудования, включающий систему автоматического управления, обеспечивает всепогодность эксплуатации самолета с возможностью посадки по условиям метеоминимума II категории ICАО.

Установленные на борту РЛС и тепло-телевизионная аппаратура позволяют производить поиск и обнаружение пострадавших в сложных метеоусловиях.

В качестве заключения следует отметить, что создание, организация серийного производства и внедрение в эксплуатацию самолета-амфибии Бе-200 и его модификаций знаменует практическое возрождение гидроавиации – области науки и техники, в которой российские ученые и инженеры имеют безусловный приоритет.

В процессе сертификации самолета-амфибии Бе-200 была модифицирована или вновь создана нормативная база норм летной годности при эксплуатации самолетов на воде, соответствующая уровню безопасности, достигнутому в мире обычной авиацией.

Создан и сертифицирован действительно многофункциональный самолет-амфибия Бе-200ЧС, практически продемонстрировавший уникальные возможности гидроавиации в ходе каждодневной эксплуатации. (Авиатранспортное обозрение/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version