Машиностроение Украины и мира

Россия: машиностроительные предприятия Свердловской области сокращают объемы экспортных поставок продукции

Свердловские машиностроители существенно снижают объемы экспорта продукции. За первое полугодие объем поставок за рубеж составил $4,4 млрд., в том числе на машиностроительную продукцию пришлось $605 млн.

Начальник отдела машиностроения и оборонной промышленности Минпромнауки Свердловской области Павел Лыжин в ходе совещания “О перспективах развития машиностроения Свердловской области, мерах господдержки экспортной деятельности и защиты внутреннего рынка” заявил, что машиностроение занимает 3-е место в отраслевой структуре экспорта, уступая лишь металлургии и химической промышленности.

“География экспортной деятельности машиностроителей включает 92 страны всех континентов. Мы активно присутствуем на рынках Африки и Ближнего Востока, и около трети экспортной продукции потребляется Европой и Северной Америкой”, – отметил он.

По словам представителя областного Минпрома, в прошлом году падение экспортных поставок в секторе машиностроения составило 35%-ных пунктов к 2012 г. За 6 месяцев объем вывозимой продукции уменьшился еще на 20%. В регионе работает целый ряд предприятий, которые более чем на 90% ориентированы на внешний рынок. К примеру, большую часть своей продукции на экспорт поставляет ООО “Ирбитский мотоциклетный завод”.

Основными причинами падения экспорта в ведомстве называют изменившуюся конъюнктуру мировых рынков, в первую очередь это сокращение поставок продукции в Европу и Украину.

С другой стороны, члена комитета Торгово-промышленной палаты России (ТПП) по промышленному развитию Олег Московский заявил, что ряд машиностроительных предприятий все же получил определенные плюсы от сложившейся внешнеполитической ситуации, так как значительно сократились объемы импорта в Россию украинского подвижного состава. За счет подросшего во втором полугодии спроса местные производители все же смогли начать наращивать производство вагонов.

В 2013 г. на железнодорожные локомотивы, вагоны трамваев и подвижной состав приходится порядка 5% свердловского машиностроительного экспорта или $49,2 млн.

Вагоностроители в начале года испытывали серьезные трудности из-за значительного снижения спроса на подвижной состав. Согласно информации Госкомстата, за 6 месяцев рынок вагоностроения в денежном выражении упал на 18,8%. А производство вагонов уменьшилось на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вагоностроители страны переходили на сокращенную рабочую неделю.

Еще один повод для падения объемов экспорта уральской машиностроительной продукции эксперты называют научно-техническую стагнацию и снижение производственного потенциала машиностроительных предприятий, обусловленное недостаточным инвестиционным вливанием в отрасль. Даже правительство Свердловской области приняло решение урезать часть субсидий в рамках госпрограммы развития промышленности региона. О каком объеме средств идет речь, уточнить не удалось. Однако, по словам источника, близкого к правительству, урезана будет часть финансирования в рамках программы по возмещению части ставки рефинансирования по кредитам, привлеченным на реализацию инвестпроектов по развитию промпредприятий. Многие предприятия региона также либо заморозили или урезали инвестпрограммы, в том числе включающие финансирование НИОКР и модернизацию производств.

Также в Министерстве промышленности отметили, что объемы экспорта сократились в силу урезания мер государственной поддержки экспортно-ориентированных предприятий, связанным с вступлением России в ВТО.

К примеру, в рамках положения Соглашения ВТО был отменен действовавший до 2013 г. механизм субсидирования из федерального бюджета процентных ставок по экспортным кредитам. Начиная с 2001 г., уральские предприятия активно пользовались этой мерой поддержки. Например, ОАО “Уральский завод тяжелого машиностроения” (“Уралмашзавод”) получил 20 млн. руб. на возмещение части затрат на выплату процентов по экспортному кредиту с Индией на поставку прокатных валков для металлургического производства.

Областные власти прорабатывают вопрос поддержки промпредприятий в расширении экспортной деятельности. “Дополнительно планируется выделение бюджетных средств предприятиям на проведение НИОКР и прохождение сертификационных процедур. Получение сертификатов соответствия является обязательным условием для выхода продукта на внешний рынок. На компенсацию части затрат на сертификацию в разрабатываемой подпрограмме, начиная с 2015 г., предусмотрено ежегодно 25 млн. руб. Еще 80 млн. руб. планируется на поддержку НИОКР”, – рассказал Павел Лыжин, уточнив, что пока решение о выделении средств принято не было. (Metalmonitor/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version