Машиностроение Украины и мира

Украина: что мешает электромобилям стать популярными

Низкие эксплуатационные расходы, простота и надежность конструкции, отсутствие вредных выбросов, выбор предложений на рынке… Что еще нужно добавить к тому, чтобы электромобили стали популярны во всем мире и в Украине, в частности?

Недостатки есть у всех. И у электромобилей, в противовес всем их достоинствам, есть ряд типичных недостатков, в той или иной степени, присущих всем современным электрическим авто.

Первый, и, пожалуй, главный недостаток электроавтомобилей – это их стоимость.

Например, самый доступный – Renault Twizy (ориентировочная цена 114000 грн.) – отличается незаурядным дизайном, аскетической комплектацией и 2-местным исполнением.

Цена на самую “простую” модель BIO Auto evA-2 стартует с 124560 грн. При этом в авто из комплектации присутствуют только печка, парктроник и легкосплавные диски. Стоимость BIO evA-4 – от 175985 грн. Согласитесь, это дороговато для китайского микроавтомобиля без кондиционера. То же самое можно сказать и о ShanDong ShiFeng GD-04, и о Guangsheng GS-DJ05.

А вот электромобиль i-MiEV имеет богатую комплектацию и носит имя такого уважаемого брэнда как Mitsubishi. Стоимость авто соответствующая – порядка 367000 грн. (причем авто относится к А-классу).

На этом фоне выделяются автомобили Tesla – полноразмерные электрические автомобили с широкой комплектацией, выдающимися скоростными характеристиками и немалым запасом хода. Но за все это продавцы поросят чуть ли не 1 млн. грн.

Другой недостаток – малый пробег.

Как правило, он составляет 100-150 км, чего вполне достаточно для ежедневных поездок на работу и возвращения домой. А вот при поездках за город – нужно будет тщательно рассчитывать километраж “до розетки”. Здесь выделяются только BYD е6 (пробег около 300 км пробега на одной зарядке), и Tesla – около 400 км. Стоимость BYD е6 в Китае в пересчете на украинские гривни порядка 350-400 тыс. грн.

Третий недостаток – количество циклов заряда-разряда батарей.

О стоимости самих батарей производители умалчивают, но не трудно догадаться, что их стоимость составляет существенную долю цены всего автомобиля.

В автомобилях Bio Auto жизненный цикл батарей (а там установлены обычные кислотно-щелочные аккумуляторы) составляет 500-700 зарядок и разрядок, обеспечивая пробег в 100 км на одной зарядке. Т. е. до замены батарей автомобиль “пробежит” всего 50 тыс. км. Гелиевые аккумуляторы увеличивают стоимость авто почти на 10 тыс. грн., но “живут” уже 800-1000 циклов и позволяют проехать 120-130 км. Т. е. замена батарей будет необходима после пробега в 100-130 тыс. км.

Литиевые аккумуляторы способны на 3000-5000 циклов заряд-разряд, а пробег на одной зарядке составит около 150 км. С такими аккумуляторами авто в состоянии проездить уже чуть ли не 0,5 млн. км. Но здесь следует опять вспомнить первый недостаток: эти аккумуляторы добавят к базовой стоимости еще по 30 тыс. грн., и evA-4 с ними обойдется в 207900 грн., а evA-5 – 211800 грн.

Аккумуляторы BYD е6, по утверждению производителя, “живут” 4000 перезарядок. Это позволит проехать чуть ли не 1 млн. км до замены аккумуляторов.

Tazzari Zero на одном комплекте аккумуляторных батарей может проехать порядка 200 тыс. км (число циклов зарядки составляет 1500-2000).

Что в итоге? Как правило, представленные на украинском рынке электромобили, вполне подходят для передвижения по городу – на работу и с работы. Для этого им достаточно и пробега на одной зарядке, и максимальной скорости, а заряжать их можно от бытовой розетки. Вот только поставить ночью авто на зарядку смогут не все – жителям средних и верхних этажей будет достаточно сложно “бросить провод” во двор, а гараж есть далеко не у всех. Подключиться же к электросети на охраняемых парковках – почти нереально.

Жизненный цикл современных батарей – вполне соответствует и жизненному циклу автомобиля. А вот какие батареи (и сколько) будет установлены на авто – зависит от платежеспособности покупателя. В целом же – стоимость электромобилей слишком высока для среднего украинца: мало кто захочет отдавать более 100 тыс. грн. за абсолютно “пустое” авто (как правило – китайского производства), при чем практически не способное выехать за пределы города. Есть, конечно, модели, лишенные этих недостатков, но их стоимость будет уже в 4-10 раз выше, и “средний” украинец такое авто вряд ли сможет себе позволить.

Итак, главные проблемы электроавтомобилей – их стоимость и отсутствие инфраструктуры. Эти вопросы в некоторых странах решаются на государственном уровне.

К примеру, в Германии официально поставили задачу: к 2020 г. довести в стране число электромобилей, включая гибриды, как минимум до 1 млн. (в настоящее время на дорогах Германии около 7 тыс. электроавтомобилей, на которые приходится 2 тыс. электрозаправок). Для этого государство планирует до 2015 г. вложить около 700 млн. евро в налоговые льготы для покупателей электроавтомобилей, средства также пойдут на научные исследования и поддержку региональных пилотных проектов.

Во Франции и некоторых скандинавских странах продажи электромобилей стимулируют с помощью премий. В Китае муниципалитет Шеньчженя компенсирует покупателю электроавтомобиля чуть ли не 50% его стоимости.

Подобные программы стимулируют продажи, но, тем не менее, такие методы в большинстве стран все еще не приводят к широкому распространению электромобилей. Даже в Японии электромобилей насчитывается всего около 24 тыс., что слишком мало по сравнению с общим парком легковых машин в стране.

Таким образом, государственные дотации покупателям важны, но не достаточны: электроавтомобили должны стать более привлекательны по потребительским характеристикам – максимально приблизиться к привычным нам автомобилям с ДВС. У электроавтомобилей должен увеличиться пробег на одной зарядке, увеличиться максимальная скорость, они должны получить приемлемую комплектацию, и, самое главное – цену, сравнимую с “обычными” авто. Все это возможно – технологии (особенно в Японии и Корее) активно развиваются, и стоимость аккумуляторов (соответственно, и электромобилей) постепенно снижается. А вот как скоро батарея качественных автоаккумуляторов и электродвигатель сравняются в стоимости с ДВС, – прогнозировать очень сложно. Будем надеяться, что в недрах секретных автолабораторий уже готовится новый революционный тип аккумуляторов, который, быть может, вскоре представят на рынке.

Итак, несмотря на кажущиеся перспективы и благородный экологический порыв – первый опыт по выводу электромобилей на мировой и украинский рынок не был столь успешным, как планировалось. Бум электромобилей в Украине пока не наблюдается. И, судя по всему, – наблюдаться будет не скоро. Причиной тому являются и отсутствие инфраструктуры для заправки электромобилей, и отсутствие государственных дотаций на экологичные виды транспорта, а сами по себе электромобили достаточно дороги.

Государственной программы по поддержке экологичных видов транспорта пока нет, так что каких-либо дотаций ожидать не приходится. С другой стороны, как рассказал один из владельцев крупной сети автозаправочных комплексов, – компания готова на заправках поставить оборудование для зарядки электромобилей. Готова – как только появится спрос на такую зарядку. Вот такой вот замкнутый круг.

Поэтому судьба электромобилей в Украине в ближайшие годы весьма призрачна – быть дорогими игрушками, возить туристов по территории пансионатов или хозяина в его имении. А переломным моментом для их распространения может стать только государственные дотации (это зависит только от политической воли руководства страны) и прорыв в технологиях (что позволит значительно снизить стоимость таких авто). Если это произойдет – появится и инфраструктура, и только тогда украинцы пересядут на электроавтомобили. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version