Машиностроение Украины и мира

Украина: авторынок в конце 2014 года бьет отрицательные рекорды

Украинский авторынок бьет отрицательные рекорды. Октябрь, с результатом продаж в 5891 новый легковой автомобиль, стал худшим за 14 лет (падение по сравнению с октябрем 2013 г. составило 63,4%). В сравнении с 2013 г. по-настоящему успешным для автодилеров был только февраль, когда в ожидании девальвации гривны украинцы скупили рекордные 15204 автомобиля (рост 11,9% по сравнению с февралем 2013 г.). Далее началось стремительное падение.

Всего за январь-октябрь было продано 82589 новых легковых автомобилей. Доля импорта в этом сегменте традиционно высока – около 75%. Отечественные производители, заметные в общей статистике, это, прежде всего, ЗАЗ (7134 проданных авто за 10 месяцев), Skoda производства “Еврокар” (за январь-октябрь на заводе в Закарпатской области было произведено 3232 машины для внутреннего рынка), “Богдан” (ВАЗ-2110 и -2111 украинского производства, 1465 авто), произведенные в Украине Hyundai Tucson, а также Geely и SsangYong крупноузловой сборки производства КрАСЗа.

Впрочем, далеко не все проданные автомобили этих марок были украинского производства: КрАСЗ произвел за 10 месяцев 7514 автомобилей, а только Geely за этот период было продано 8546 авто (показатель SsangYong составил 1463).

Рынок новых автомобилей в Украине стремительно развивался в 2006-2008 гг. за счет дешевизны и доступности кредитных ресурсов, сравнительно высоких доходов населения и стабильного курса доллара. Продажи росли на 30-40% в год, и в рекордном 2008 г. в Украине было продано 623252 легковых автомобиля. Падение в 2009 г. уже серьезно “проредило” украинских автодилеров. Тогда преимущественно закрылись мелкие и независимые операторы, самым крупным был дилер Opel “СВТ Фортуна”.

Ожидания восстановления продаж хотя бы до уровня в 300-400 тыс. автомобилей в год воодушевляли игроков авторынка, и они в последние годы формировали дилерскую сеть, исходя из этих оптимистичных планов, даже несмотря на кризис 2008 г. Однако ситуация в 2014 г. гораздо сложнее, чем в 2008 г. К уже “привычным” для украинского автобизнеса проблемам в виде девальвации гривны и сужения кредитования (в 2009-2013 гг. автокредиты все же выдавались, пусть и не так активно) добавились грабежи и масштабные боевые действия на востоке (одном из ключевых рынков для большинства автоимпортеров), а также общая геополитическая неопределенность, в которой находится страна.

Иными словами, шутка о том, что по украинским дорогам можно ездить разве что на танке, стала трагической реальностью. Разумеется, в такой ситуации часть автосалонов была закрыта – изначально это касалось Крыма, Донецкой и Луганской областей, но по мере ухудшения экономической ситуации в стране автосалоны начали закрываться и в остальной Украине. По разным оценкам, закрыто не менее 25% автосалонов из примерно 750, а ряд из тех, кто еще работает, также могут свернуть деятельность.

На сегодняшний день крупнейшими автодилерами Украины остаются, прежде всего, “Богдан-Авто Холдинг” (ранее “УА холдинг”, дилер Hyundai, Great Wall, “Богдан”, Subaru и др.), Группа компаний “ВиДи Групп”, “НИКО-Украина” (официальный импортер Mitsubishi Motors), “Виннер Автомотив” (глобальный дилер Ford). Также среди ведущих импортеров хотелось бы отметить традиционно входящую в ТОП-200 “Forbes Украина” ПИИ “Тойота Украина” (выручка 1,86 млрд. грн. за І полугодие).

В нынешних условиях проблемы есть практически у всех импортеров и дилеров, но громких банкротств, сравнимых даже с “СВТ Фортуна”, пока не было. Впрочем, обострение военно-политической ситуации или дальнейшая девальвация национальной валюты могут иметь лавинообразные последствия для всех украинских автоимпортеров и автодилеров.

Крупные дилеры с наработанной годами репутацией, большой клиентской базой и развитой сервисной сетью и в 2008 г., и сейчас оказались более устойчивыми к кризисной ситуации, чем мелкие игроки. Во-первых, имея больший объем продаж, они могут рассчитывать на скидки от импортеров и производителей и быть более лояльными с ценообразованием. Впрочем, в условиях почти двукратной девальвации гривны мало какие скидки могут сделать гривневую цену по-настоящему привлекательной.

Во-вторых, они могут неплохо зарабатывать на гарантийном и постгарантийном обслуживании. Как правило, у крупных автодилеров хорошая материально-техническая база и выгодное месторасположение СТО, к тому же покупатели новых иномарок обычно платежеспособны и сравнительно редко отказываются от гарантии.

К слову, крупные автодилеры пытаются работать даже в зоне АТО. Например, “Тойота Центр Донецк Галсмотор”, чей автосалон, открытый в феврале, находится возле Донецкого аэропорта, летом продавал автомобили в телефонном режиме, назначая встречи с клиентами по телефону и самостоятельно осуществляя доставку автомобилей.

Открылись также большинство фирменных донецких СТО (Honda, Toyota, Ford, Renault и др.). Впрочем, учитывая ситуацию, они сейчас в основном обслуживают автомобили отечественных марок, на которые вынужденно пересели в том числе многие их клиенты. В ближайшей перспективе нас ждет настоящая война за “постгарантийного” клиента, ведь место на рынке смогут занять далеко не все. (forbes.ua/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version