Торговые войны в железнодорожной металлургии получили свежее продолжение. В ответ на закрытие российского рынка вагонного литья, а в перспективе и колесных пар, Украина отреагировала ассиметрично: c 29 ноября она на 5 лет продлила действие антидемпинговой пошлины на стрелочные переводы происхождением из РФ. По иронии судьбы инициатором пошлин стало предприятие, расположенное на территории, которую Россия теперь считает своей – Керченский стрелочный завод.
Под санкции попадают 11 типоразмеров стрелочных переводов: как для магистральных железнодорожных путей, так и для колеи метрополитена и подъездных путей промпредприятий. Размер пошлины установлен на уровне 59,4% от таможенной стоимости (только для Муромского стрелочного завода – 13,4%), что делает абсолютно нерентабельной поставку этой продукции в Украину. Эффективность данной меры подтверждает и таможенная статистика. За 2012-2013 гг. зафиксированы единичные случаи ввоза российских стрелок в Украину.
Впервые подобные пошлины Украина ввела еще в 2002 г. Тогда их возбудили по инициативе Днепропетровского стрелочного завода. В 2008 г. дело пересмотрели, но решения не изменили: срок действия пошлин был продлен еще на 5 лет. В ноябре 2013 г. он снова себя исчерпал, и перед тогдашними властями в Киеве возникла дилемма. С одной стороны, на столе в Министерстве экономики уже лежало письмо от имени Керченского стрелочного завода с обращением, чтобы пошлины ни в коем случае не отменять. С другой – стрелочные переводы числились одним из пунктов большого торгово-экономического пакета, который правительство Н. Азарова планировало заключить с Кремлем (но так и не успело этого сделать).
По прошествии года Межведомственная комиссия по международной торговле Украины пришла к выводу, что отмена пошлин приведет к возобновлению демпинга со стороны российских производителей стрелочных переводов и нанесет ущерб национальной экономике. Величина ущерба в документах не указана, но емкость рынка, который призваны защитить ограничения, оценивается в несколько сотен миллионов гривен. Цена одного перевода в зависимости от типа, веса, комплектующих и гарнитуры сейчас колеблется в интервале 150-500 тыс. грн.
По словам бывшего главы управления путейного хозяйства “Укрзализныци” Евгения Юрковского, для поддержания безопасности и повышения пропускной способности железных дорог страны необходимо ежегодно обновлять по 1000 стрелочных переводов. Но, учитывая материальное положение, госкомпания регулярно экономит на стрелках. По данным “Укрзализныци” в прошлом году удалось установить только 88 новых переводов. Правда, в текущем году по состоянию на ноябрь – уже 211. Более активно эти работы продвигались в 2010-2012 гг., когда страна готовилась к футбольному еврочемпионату. За указанный период на украинских ж/д путях появилось около 600 новых стрелочных переводов.
После того, как в футбол отыграли, “Укрзализныця” предпочитает латать, а не менять уже имеющееся у него стрелочное хозяйство. В 2014 г. произведено более 1000 таких ремонтов разной степени сложности. Для них достаточно обойтись закупкой ремкомплекта, который в несколько раз дешевле самого перевода. Хотя для стрелочных заводов и это неплохой способ заработка. Согласно сообщению пресс-службы Керченского стрелочного завода, на 2014 г. он получил заказ от “Укрзализныци” только на 126 новых стрелочных переводов, но зато и на более чем 2500 комплектов запасных частей для верхнего строения пути.
Согласно оценкам КСЗ, этот заказ составляет около 45% от годовой потребности отечественных железных дорог. Под остальные 55% подвязался Днепропетровский стрелочный завод. Суммарно оба предприятия, как следует из новейшей тендерной истории “Укрзализнычпостача” (фирмы-снабженца государственных железных дорог), должны заработать более 330 млн. грн. Пай не столь уж большой, чтобы делить его с россиянами. К тому же нередко объемы, заявленные “Укрзализныцей” на тендере, совпадают с реальным объемом закупок, обращают внимание в дирекции Днепропетровского стрелочного завода. Как правило, реальные закупки существенно меньше, да и за них сроки оплаты часто срываются. Вследствие чего дебиторская задолженность “Укрзализнычпостача” постоянно растет.
Но особого выбора покупателей у отечественных стрелочников на Родине нет. Как отмечает Татьяна Хитрик, специалист по связям с общественностью компании “Трансинвест Холдинг”, на “Укрзализныцю” приходится около 80% всей потребляемой в стране стрелочной продукции. 20% – на всех остальных. Такая пропорция логична, но удручает, что УЗ постоянно сокращает портфель заказов. Если сравнивать показатели 2013 г., например с 2007 г., то за этот период объемы закупки стрелочных переводов со стороны “Укрзализныци” уменьшились на 88%, запчастей к ним – на 22%. “Подобная тенденция говорит не о том, что производимые стрелочные переводы стали более износостойкими, а о недостаточном финансировании отрасли, экономии на ремонте верхнего строения пути и в результате – на безопасности пассажирских перевозок”, – считает Татьяна Хитрик.
В дирекции Днепропетровского стрелочного завода отмечают, что в 2013 г. в корзине заказов предприятия контракты с “Укрзализнычпостачем” не составляли даже 20% от всех продаж. Почти 70% готовой продукции завод отправил на экспорт, в том числе в Россию. Она – одна из четырех стран, что приносит ДнСЗ более 10% доходов в год.
Правда, некоторые предпосылки к расширению рынка сбыта в украинском стрелочном сегменте все же есть. Во-первых, как говорится, не было бы счастья, так несчастье помогло. Вследствие боевых действий на Добассе, по подсчетам Донецкой железной дороги, уже повреждено порядка 20% ж/д полотна в регионе – рано или поздно его придется восстанавливать. Во-вторых, стратегия “Укрзализныци” направлена на увеличение количества скоростных пассажирских поездов в национальном трафике, а это также требует реконструкции путей и установки переводов, способных выдерживать скорости до 160 км/ч по главному направлению, а в перспективе – и 200 км/ч.
И в Днепропетровске, и в Керчи такую продукцию настойчиво осваивают, так что, избавившись в очередной раз от угрозы со стороны потенциальных российских конкурентов, этот стрелочный дуэт теперь может сконцентрироваться на внутренней борьбе. Ведь мощности украинских стрелочных предприятий даже после распределения заказов от “Укрзализныци” испытывают серьезную недозагрузку. Согласно оценкам генерального директора Керченского стрелочного завода Леонида Гофмана, предприятие сейчас работает только наполовину мощностей, у днепропетровцев этот показатель еще ниже. Но и у россиян невысок: Муромский и Новосибирский стрелочные заводы тоже загружены на 55-65%.
По муромцам украинские пошлины бьют особенно сильно, даже несмотря на более низкую ставку. Просто Новосибирский стрелочный завод является дочерним предприятием “Российских железных дорог”, поэтому “мамка” всегда обеспечит его работой и дома. Ежегодная потребность РЖД в стрелочных переводах оценивается как минимум в 10 тыс. комплектов. А вот Муромский завод входит в состав частного холдинга “ВСП”, поэтому для него зарубежные рынки имеют высшую ценность. Но на украинский, пожалуй, им уповать не стоит.
А вот Керченский стрелковый завод из нынешней политической ситуации может выжать максимум. Юридически оставаясь украинским предприятием, он пользуется всей полнотой продленных пошлин, а за счет географического положения может попробовать побороться за долю и на российском рынке. Как сообщил недавно замминистра промышленности и торговли России Георгий Каламанов, представители РЖД уже посетили производственную площадку керченского завода и готовы загрузить его заказами. От завода лишь ждут пакет документов, необходимых для отгрузки его продукции в рамках РФ. (МинПром/Машиностроение Украины и мира)