Предлагаемая замена производимой в Украине ракеты-носителя “Зенит-3SL” на российскую “Ангара-А3” в программе “Морской старт” с одновременным переводом плавучего космодрома из базового порта Лонг-Бич (США) в Бразилию нецелесообразна с технической, юридической и финансовой точек зрения, полагают эксперты.
“Для того, чтобы приспособить плавучий космодром к работе с ракетой-носителем “Ангара-А3”, потребуется провести значительный объем работ, и в частности, реконструировать и усилить газоход, полностью переделать стартовый стол, хранилища компонентов ракетного топлива и блоков носителя, смонтировать башню обслуживания, поскольку в отличие от “Зенита”, созданного по концепции полностью автоматизированного старта, “Ангара” при предстартовой подготовке требует проведения ряда ручных операций”, – сообщил представитель российской ракетно-космической отрасли.
По его словам, “в настоящее время пока не просчитано, возможна ли вообще подобная модернизация существующей инфраструктуры “Морского старта”, поскольку сооружение башни обслуживания негативно скажется на остойчивости пусковой платформы “Одиссей”.
С юридической точки зрения “большое значение имеет российско-американское Соглашение о мерах по охране технологий в связи с деятельностью программы “Морской старт” от 2006 г.”. “Согласно этому документу, США имеет право отозвать лицензию на применение инфраструктуры “Морского старта” в случае, если деятельность российской стороны будет расценена как противоречащая американским национальным интересам. В этом случае любая коммерческая эксплуатация комплекса станет невозможной”, – подчеркнул собеседник.
“В случае прекращения работы “Морского старта” оба его судна, несущие на себе интеллектуальную собственность США, будут обязаны остаться в базовом порту, а российская сторона будет должна за свой счет демонтировать с них все свое оборудование”, – сообщил он.
“По части финансов в случае реализации планов перевода “Морского старта” из США помимо расходов на модернизацию комплекса, сопоставимых со стоимостью строительства полноценного наземного стартового комплекса, к России перейдут долговые обязательства “Морского старта”, оцениваемые примерно в $400 млн., а в совокупности ее издержки могут составить до $2 млрд.”, – сказал собеседник. (Интерфакс-АВН/Машиностроение Украины и мира)