Машиностроение Украины и мира

Украина: тяжпром ищет новые рынки

Директор Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ) Георгий Скударь настроен пессимистично: “Какие новые рынки, о чем вы говорите? Это же тяжелая промышленность!”. Половину продукции предприятие традиционно отгружало в Россию, в этом году производство упадет примерно на 20%. Еще четверть экспортных поставок НКМЗ приходится на страны Европы. Несмотря на это, Скударь – евроскептик. Он не верит в позитивный эффект снятия ЕС пошлин на торговлю с Украиной. Хотя уверяет, что с 2000 г. завод вложил в модернизацию и техническое перевооружение более $500 млн.

Пока статистика не на стороне еврооптимистов. За семь месяцев 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. экспорт товаров в Россию сократился на $2,28 млрд., но одновременно вырос в Европу – на $1,3 млрд. В процентах – падение на 23,7% и рост на 13% соответственно. Владимир Власюк, директор ГП “Укрпромвнешэкспертиза”, уверяет, что сокращение поставок в РФ было ожидаемым и с политическими событиями связано лишь частично. Самый серьезный спад – в торговле транспортными средствами. За семь месяцев сбыт вагонов в Россию обвалился на 77%: продано всего 2700 единиц. Бывали времена, когда столько же продавали за месяц. Всего по позиции “транспортные средства” экспорт упал на $703 млн. Объективными предпосылками снижения продаж стало насыщение российского рынка теми же вагонами, а также активное развитие внутреннего производства автомобилей.

Металлопрокат, трубы и изделия из металла следуют вторыми в рейтинге падения поставок в РФ. Тут – чистая политика, уверен Власюк. Поступление на российский рынок украинских труб выгодно потребителям. Один из крупнейших – ОАО “Газпром”. Украина 2013 г. продала в Россию труб на $1 млрд., еще $2,4 млрд. пришлось на металлопрокат. Потери экспорта по этой статье за семь месяцев составили почти $600 млн., в целом за год ожидается падение примерно на 45%.

Еще на $214 млн. снизились продажи восточному соседу продукции пищепрома, на $190 млн. – машин и оборудования. В первом случае тенденция может и поменяться: продовольственный вопрос в РФ усложнился в связи с санкциями против западных продуктов. Во втором – уповать на восстановление рынков не стоит. Прогноз “Укрпромвнешэкспертизы” на 2014 г. – потеря $340 млн. по данной позиции.

При этом Россия – вовсе не крупнейший торговый партнер Украины. Сегодня доля РФ в экспорте составляет 20%, и она снижается на протяжении трех лет подряд: в 2013 г. она была 23,8%. В то же время вес Евросоюза растет: с 26,5% в 2013 г. до 32,6% за 7 месяцев 2014 г. Но номенклатура поставок в ЕС не всегда совпадает с ушедшей с российского направления. Наполовину удалось компенсировать потери по металлопрокату и трубам: их продажи в Европу выросли на $288 млн. Там находятся традиционные рынки, и при наличии нужных сертификатов поставки можно наращивать.

В пищепроме, казалось бы, произошла полная переориентация: рост экспорта в ЕС на $224 млн. То же самое – в агросекторе и перерабатывающей промышленности: при сокращении экспорта сельхозпродукции в Россию на $144 млн. он вырос на $150 млн. в ЕС. Одной из крупнейших статей экспорта в Европу остаются продукты переработки подсолнечника, прежде всего масло и шрот. Нынешний рост этой статьи на $130 млн. – следствие хорошего урожая данной культуры в Украине, полагает аналитик “Альфа-Банка” Алексей Блинов.

В сегменте “машины и оборудование” увеличение экспорта в ЕС также почти равно спаду продаж в РФ: поставки в западном направлении увеличились на $185 млн. “У нас есть ряд предприятий, которые начали заранее готовиться к переориентации с российского на европейские рынки”, – отмечает Власюк. Среди таких передовиков он называет, например, производителей кабельно-проводниковой продукции (фирма “Леони” (Стрый, Львовской обл.)), поставщиков подъемного и кранового оборудования (один из них – тот же НКМЗ), экспортеров автозапчастей (ООО “Белоцерковский завод “Трибо”).

Еще в 2008 г. завод “Трибо” зарегистрировал “Трибо Рейл”, “дочку” в Великобритании, рассказали на предприятии. “Трибо Рейл” работает исключительно на рынок Европы, хотя производственные мощности находятся в Украине, – говорит маркетолог компании Ирина Синицкая. – Сейчас мы нарастили поставки в Европу, но это не что-то новое – скорее прорыв по старой продукции”. Продажи материнской “Трибо” на российском рынке не сокращаются. “Удается удерживать традиционную клиентскую базу, производителей не так много”, – объясняет сотрудница предприятия.

Есть ли у Украины возможности для продолжения роста экспорта в Европу? Власюк уверен, что да: “Просто сравните емкости рынков: Европа импортирует товаров на $5,7 трлн. в год. Из них – на $1,7 трлн. машиностроительной продукции. У России весь импорт только на $320 млрд.”. Однако переориентация на Запад не будет такой простой, как казалось совсем недавно. (Forbes Украина/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version