Машиностроение Украины и мира

Европа: Airbus Helicopters отказывается от ряда инновационных технологий

Похоже, что Airbus Helicopters отказывается от ряда инновационных технологий в новом двухмоторном X4.

B 2011 г. с легкой руки тогдашнего президента Eurocopter Лутца Бертлинга его называли революцией в вертолетной индустрии, носителем новой философии винтокрылого полета. Но со временем становится все очевиднее, что программа двухмоторного вертолета среднего класса X4 от Airbus Helicopters не воплотит все инновационные технологии, которые изначально ей предназначались.

Когда разработка X4 шла полным ходом, Бертлинг заявил, что сам вертолет, его авионика и органы управления станут таким же квантовым скачком в вертолетостроении, каким стал в своей отрасли в конце 1980-х самолет Airbus A320 с его электродистанционной системой управления (ЭДСУ). Разработчики признавали, что не все технологии будут полностью отработаны к моменту ввода вертолета в коммерческую эксплуатацию в 2017 г., однако предполагалось, что параллельно будут создаваться два варианта, и уж второй вариант к 2019 г. будет укомплектован всеми обещанными технологическими достижениями.

Сегодня, судя по всему, план программы X4 кардинально изменился, поскольку нынешнему президенту Airbus Helicopters Гийому Фори свойствен куда более взвешенный и консервативный подход. На прошедшем в 2014г. салоне в Фарнборо Фори сказал, что X4 будет оборудован все тем же бортовым комплексом Helionix разработки Airbus, который устанавливается на две новейшие модели – EC145 T2 и EC175. Спору нет, это очень эффективная авионика, но все же не совсем то, что изначально рисовали в воображении конструкторы X4.

Вероятно, причина в том, что для Airbus критически важно, чтобы X4 получился с первой попытки. Производителю не терпится разрушить видимость монополии AgustaWestland AW139 в среднем классе, которая позволила итало-британской компании выйти на лидирующие позиции в этом сегменте рынка и дала важное преимущество производным этой модели, AW169 и AW189, заранее получившим заметную долю спроса. X4 должен заменить не только AS365 Dauphin, но и более широкий вариант, EC155, а заодно и AW139 с AW169.

“X4 выходит на рынок в среднем сегменте, в котором уровень ожиданий заказчиков очень высок, – комментирует Фори. – Операторы хотят видеть надежность, возможности машины при выполнении заданий, короткие сроки поставки и низкую стоимость эксплуатации. В этом сегменте и так очень тесно, его поджимают и конкуренты класса super-medium, а клиенты стремятся сократить эксплуатационные расходы за счет эффектов экономики масштаба”. Возвращаясь к Х4, он заверяет: “Эволюция будет. Но продукт, который поступит в эксплуатацию, будет соответствовать ожиданиям рынка с самого первого дня”.

Airbus Helicopters все еще обещает впечатляющие скоростные характеристики, которые должны обеспечить новые турбовальные двигатели Pratt & Whitney Canada PW210 и Turbomeca Arrano. К настоящему моменту практически завершена разработка лопастей Blue Edge и их испытания на вертолете Airbus Helicopters EC155. Они должны существенно снизить уровень внешнего шума X4.

Фори признает, что относится с большой осторожностью к разработке и вводу в строй новых моделей вертолетов. EC175 вышел с задержкой почти в два года, изначально ввод в эксплуатацию был запланирован на конец 2012 г., но поставка трех машин первым клиентам состоится только в ближайшее время. Отчасти это результат решения Фори отложить поставки до завершения всеобъемлющих испытаний, доработки авионики Helionix и получения всех возможных подтверждений надежности вертолета. “Мы хотим, чтобы модель X4 пошла на один шаг дальше в плане индустриализации и зрелости конструкции, поэтому с первого дня выбираем правильные технологии и нужный уровень летных характеристик и не спешим сделать что-то революционное”, – говорит он. Компания намерена официально представить программу общественности в марте на салоне Heli-Expo в Орландо – годом позже обещанного.

Неясно и будущее других программ с индексом “X”: X4 – первая модель из семейства, которое должно выйти на рынок до конца десятилетия. Запланирована также замена Super Puma/EC225, эта программа называется X6, а X9, скорее всего, – легкий двухмоторный вертолет. Airbus Helicopters также работает над демонстратором скоростного гибридного вертолета, который заменит замороженную в прошлом году программу X3 (X-Cubed). Этот демонстратор назван LifeRCraft и разрабатывается в рамках проекта ЕС Clean Sky 2. Разработка и испытание компонентов и субсистем вертолета запланированы на 2016-2018 гг., первый полет – на 2019 г. (Авиатранспортное обозрение/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version