Машиностроение Украины и мира

Казахстан: автомобильная промышленность в последнее время стремительно развивается

Если еще недавно в стране производилось чуть более 4 тыс. автомобилей, то в 2013 г. этот показатель достиг около 40 тыс. У предприятий большие планы, в том числе по экспорту. Однако не все так просто.

По данным Министерства по инвестициям и развитию РК, объем производства легковых автомобилей в натуральном выражении увеличился с 3,2 тыс. в 2008 г. до 37,4 тыс. в 2013 г. (в 11,6 раза), грузовых – с 1013 до 2425 штук соответственно.

В январе-июле 2014 г. было произведено 20727 легковых автомобилей, 1080 грузовых и 288 автобусов. При этом доля производства автотранспортных средств в общем объеме машиностроения увеличилась с 4,5% в 2008г. до 18,3% в 2013 г.

Из выпущенных в 2014 г. 37469 легковых авто 31000 произвело АО “Азия Авто” (16 моделей KIA, семь – Skoda, восемь – Chevrolet и Lada). АО “Агромашхолдинг” и ТОО “СарыаркаАвтоПром” изготовили 6464 автомобиля (SsangYong, Iveco, Chance, Peugeot).

ТОО Daewoo Bus Kazakhstan было выпущено 112 автобусов (городские большого и среднего класса, пригородные). Производство ТОО Hyundai Auto Truck & Bus составило 989 штук (седельные тягачи, грузовые шасси, спецтехника, автобусы). АО “КАМАЗ-Инжиниринг” изготовило 1184 авто (грузовики, самосвалы и спецтехника на шасси “КАМАЗ”). АО “Уральскагрореммаш” произвело 85 единиц спецтехники (пожарные и поливомоечные машины).

“Азия Авто Казахстан” в 2017 г. планирует пуск нового проекта мощностью 120 тыс. автомобилей в год в Усть-Каменогорске, с последующим освоением автокомпонентных производств. Намечается производство таких моделей, как Lada Granta, Lada Kalina New, Lada 4×4 New.

“Что касается конкуренции, то, по-моему, все благоприятно, поскольку мы числимся среди лидеров, наши модели находятся в ТОП-20 наиболее популярных в Казахстане. Это говорит о том, что мы занимаемся производством востребованной продукции, – сказал Forbes Kazakhstan генеральный директор АО “Азия Авто Казахстан” Ержан Мандиев. – Большую долю на отечественном рынке занимает продукция российского автопрома, и в ней 80% – от ОАО “АвтоВАЗ”. Сейчас мы строим в ВКО завод, который будет ориентирован на выпуск именно такой продукции, то есть идем к импортозамещению. Но предприятие будет нацелено не только на внутренний рынок, но также на поставки в Россию, а именно на Дальний Восток и в Сибирь”.

В перспективах компании – постепенный переход на производство электрических автомобилей либо машин с гибридным двигателем. “Мы не хотим отставать от общемирового тренда и обсуждаем с коллегами идею начала сборки одной модели электромобиля. На наш взгляд, это будет хорошее решение для потребителя, поскольку предлагает наиболее высокий запас хода – 200 км на одном заряде. В принципе, для эксплуатации внутри города, наверное, этого будет достаточно”, – полагает Мандиев.

В свою очередь АО “Агромашхолдинг” планирует производить автомобили SsangYong – 20 тыс. штук в год. ТОО “СарыаркаАвтоПром” будет выпускать Toyota Fortuner – 6 тыс., Geely – 50 тыс., Iveco – 25 тыс. единиц в год.

К 2019 г., по данным правительства, будет достигнут уровень производства в 200 тыс. автомобилей в год. Уровень локализации при этом должен быть повышен с нынешних 30% до 50% к 1 августа 2018 г. (есть договоренность со странами-участницами ТС о том, что в учет локализации будут браться и компоненты, произведенные в странах союза).

“Низкий уровень локализации служит основным барьером при выходе казахстанской продукции на экспортные рынки. Поэтому автопроизводителям необходимо уделить особое внимание развитию собственной компонентной базы. Министерство через Кaznex Invest окажет всю необходимую поддержку для привлечения ключевых мировых производителей автокомпонетов на рынок Казахстана. И масштабы планируемых к пуску производств уже создают экономические предпосылки для изготовления отдельных компонентов”, – отметил вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау.

Экспорт же должен составлять не менее 30% от общего объема производства – примерно 60 тыс. автомобилей в год.

“Это то, что создано почти с нуля и развилось за первую пятилетку реализации программы ФИИР. Таких результатов удалось достичь благодаря Таможенному союзу, и не потому, что рынок открылся (он для нас еще не открылся), а благодаря его потенциальным возможностям – это стимул для наших предприятий”, – заявил Рау.

По его словам, Таможенный союз обеспечил защиту внутреннего рынка автомобилестроения. “Казахстан рынок не защищал, а как можно было развивать местный автопром, когда сюда секонд-хенд просто шел валом и в отдельные годы достигал 100 тыс. машин в год? С созданием ТС мы подняли пошлины до уровня российских, а когда Россия при вступлении в ВТО опустила их, мы пошлины сохранили. Таким образом было простимулировано производство, потому что внутренний рынок есть и потенциальный экспортный рынок в ближайшие страны и государства-партнеры ТС тоже имеется”, – указывает чиновник.

Своевременными, по его мнению, оказались и меры государственной поддержки. На сегодня, согласно данным вице-министра, имеется более 100 инструментов господдержки в данном сегменте, в том числе заключение инвестиционных соглашений с инвестором для финансирования индустриальных проектов; субсидирование процентных ставок; выдача гарантий по кредитам БВУ в приоритетных секторах и с учетом региональной специализации; выделение низкопроцентных долгосрочных займов; возмещение инвесторам до 30% затрат на СМР и приобретение оборудования в зависимости от объема инвестиций (минимальный – $20 млн.).

В будущем, с учетом того, что главными барьерами, препятствующими развитию отечественного автопрома, являются отсутствие автокомпонентных производств и испытательных баз, государство готово оказать поддержку бизнесу в создании испытательных лабораторий в виде возмещения затрат в размере 50% на безвозмездной основе.

Господдержку также получат проекты, направленные на крупносерийное производство, повышение уровня локализации и создание инфраструктуры технического регулирования.

Чиновники всех рангов уверяют, что участие Казахстана в ЕЭС позволит усилить экономический потенциал страны.

“На сегодня в рамках ЕЭС у нас создан общий рынок в 170 млн. человек, и мы занимаем совместно третье место в мире по производству электроэнергии (9% от мирового производства), четвертое место по выпуску стали (6%) и третье место – по чугуну (5% соответственно). Это является хорошим стимулом для развития промышленного производства, в частности машиностроения”, – говорит вице-министр национальной экономики Мадина Абылкасымова.

“Развитие машиностроительных производств является приоритетным направлением в рамках проводимой Евразийской экономической комиссией работы в сфере промышленности. Это прежде всего автопромсборка, сельхозмашиностроение, станкостроение, энергетическое машиностроение, производство дорожно-строительной техники и промышленной продукции для железнодорожного транспорта”, – сказал директор департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии Владимир Мальцев.

По его словам, анализ товарной структуры взаимной торговли государств-членов Таможенного союза и Евразийского экономического пространства свидетельствует, что машиностроение занимает второе место во внутреннем товарообороте ТС и ЕЭП (порядка 20% в общей структуре).

Однако, считает Мальцев, с учетом того, что производители Казахстана получат с 2015 г. доступ к российскому госзаказу в сфере легкой промышленности, продукции машиностроения и станкостроения, можно в ближайшем будущем ожидать роста этого показателя.

Позитивную роль должны сыграть и итоги проводимой работы по созданию равных условий конкуренции на рынках ТС и ЕАЭС. “Комиссия совместно с Российской ассоциацией розничной торговли “АКОРТ” прорабатывает механизмы свободного вхождения белорусской и казахстанской продукции легкой и пищевой промышленности, а также других сфер в крупные торговые сети Российской Федерации. Осуществляется выработка механизмов позиционирования товаров национальных производителей на рынке ТС. Основным инструментом, по нашему мнению, должно стать продвижение товаров под маркой “сделано в ЕАЭС”. В связи с этим необходимо проводить работу по сближению наших национальных инструментов поддержки такого брэнда и применению на территории ТС единых требований”, – заявил Мальцев.

Данный формат, по его мнению, позволит казахстанскому бизнесу на равных условиях работать с торговыми сетями России и приведет к более активному росту общего рынка за счет предоставления предприятиям Казахстана равного доступа к системе продвижения продукции, к рекламному рынку. И здесь речь может идти о продукции в различных сферах – от легкой промышленности до машиностроения.

“Совершенно неожиданно и вопреки прогнозам многих скептиков в Казахстане появилась перспектива развития автомобилестроения. Потенциал машиностроения в целом тоже достаточно велик, и уже сейчас мы видим, что наша продукция вполне конкурентоспособна на рынках России и Беларуси. Более того, есть достаточно обоснованные амбиции по экспорту в другие сопредельные страны”, – комментирует член правления НПП РК Рахим Ошакбаев.

Между тем российские эксперты прогнозируют в РФ в ближайшие пять-семь лет сокращение импорта и увеличение объемов экспорта легковых автомобилей, рост объемов производства, а также наращивание мощностей до уровня 3,8 млн. авто в соответствии с обязательствами производителей по локализации, а также анонсированными планами ввода мощностей.

При этом ими отмечается, что автомобильная промышленность Казахстана стремительно развивается, в течение пяти-семи лет также ожидается увеличение производственных мощностей до 280-300 тыс. штук в год и локального рынка до 250 тыс. штук.

Перечень компаний РК, имеющих потенциал для производства автокомпонентов и материалов

Предприятие Производимая продукция
1 ТОО “Аккумулятсрный завод” Аккумуляторные батареи
2 ТОО “Кайнар-АКБ” Аккумуляторные батареи
3 АО “Карданвал” Карданные валы
4 ТОО “Уральский механический завод” Коленчатые валы
5 ТОО “Караганвиносил завод гидроцилиндров” Годроцилиндры для строительно-дорожной, транспортной, сельскохозяйственной и коммунальной техники
6 Производственный кооператив “Эльбор” Вкладыши, втулки, подшпники скольжения для железнодорожной техники и др.; обработка цветных сплавов
7 АО “Казэнергокабель” Кабели силовые с пластмассовой изоляцией, провода с ПВХ-изоляцией для электрических установок и т. д.
8 ТОО “SatOperatingAktau” Полистирол различных марок
9 ТОО “Ашшур Химиндустрия” Продукты автомобильной и бытовой химии
10 АО “КЭМОНТ” Разработка и производство высоковольтного и низковольтного электротехнического оборудования
11 АО “Карагандинский завод электротехнического оборудования” Производство злектротехнического оборудования и низковольтной аппаратуры
12 ТОО “SATGLASS” Производство закаленного стекла, стекпопакетов
13 ТОО “УКТРИПЛЕКС” Безопасное, многослойное, прямое и гнутое стекло
14 АО “АгромашХолдинг” Поршневые пальцы, цилиндры, поршни, водяные насосы, масляные насосы для сельхозтехники

“Для Казахстана Таможенный союз и Евразийский экономический союз – большая возможность вывести автопром на новый уровень развития. Для этого нужно обеспечить не только внутреннее производство, но и развить экспорт. Разумеется, страны ТС здесь наиболее правильный партнер и те самые целевые рынки, куда казахстанская продукция должна поставляться”, – убежден старший менеджер PwC Russia Сергей Литвиненко.

Однако его слова в свете функционирования в России утилизационного сбора на ввоз казахстанских автомобилей и упорного отказа российского правительства в его отмене звучат не очень убедительно.

“В России и Беларуси еще с советских времен было очень развито машиностоение, а у нас автопром создается с нуля. Поэтому здесь ничего не остается, кроме как на начальной стадии дать максимальную господдержку. В этой части есть очень большой арсенал инструментов. Во-вторых, государство должно поддерживать продвижение экспорта. Но с автомобилями, к сожалению, у нас ситуация не сбалансированная – российские имеют беспрепятственный доступ на наш рынок, тогда как казахстанские авто не могут туда полноценно поставляться из-за наличия утилизационного сбора. Необходимо этот вопрос тщательно мониторить и принимать адекватные меры, в том числе, возможно, и “зеркальные”, – замечает Ошакбаев.

При принятии окончательного решения в этой части необходимо учитывать, что развитие автомобилестроения – выгодное для Казахстана дело: одно рабочее место на автозаводе дает до 15 рабочих мест в смежных отраслях, таких как сервис, продажи, логистика, страхование, банковский сектор, реклама, изготовление автокомпонентов. И если нарастить господдержку отрасли, то, по оптимистическим прогнозам экспертов, к 2020 г. можно будет увеличить количество рабочих мест в автомобильной отрасли страны с нынешних 20 тыс. до 51 тыс. Что, в свою очередь, обеспечит еще до полумиллиона рабочих мест в сопряженных отраслях. При этом только внутренний авторынок будет давать 171 млрд. тенге налоговых отчислений. Сейчас этот показатель составляет 50 млрд. (Forbes.kz/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version