Машиностроение Украины и мира

Казахстан: ведущие иностранные компании поборются за рынок железнодорожного машиностроения

Территорию выставочного комплекса “Мессе” в западной части Берлина пересекает железнодорожное полотно длиной 3,5 км. Именно здесь каждые два года проводится крупнейшая в мире выставка рельсового транспорта InnoTrans (значительная часть экспонатов прибывает своим ходом). Здесь ведущие производители устраивают премьеры инноваций, продавцы встречаются с покупателями, заключаются договоры о сотрудничестве.

Осенью 2014 г. в Берлине президент Alstom Transport Анри Пупар-Лафарж и глава КТЖ Аскар Мамин подписали два меморандума о намерениях – об увеличении доли Alstom в астанинском заводе ЭКЗ (производство электровозов) с 25% до 50% и о создании Центра систем сигнализации на базе СП “КазЭлектроПривод” (50% – Alstom Communication, 50% – дочерняя компания КТЖ “Камкор”). Как сообщил Мамин, сами контракты планируется заключить в ходе встречи президентов Назарбаева и Олланда.

Стоимость сделки стороны пока не озвучивают. Исполнительный директор Alstom Transport по Центральной Азии и Кавказу Мартин Вожур утверждает, что и при изменении долей участия (сейчас КТЖ принадлежит 50% завода, а Alstom и его российскому партнеру “Трансмашхолдингу” – по 25%) управление предприятием останется консенсусным. Однако в операционное управление инвестор намерен больше внедрять собственные стандарты, чтобы ЭКЗ стал частью глобальной сети поставок компании.

Второй важный аспект – соглашением предусматривается 25-летний контракт на техобслуживание локомотивов. И вот он-то в ближайшее время повлияет на расстановку сил в конкурентной среде. Для того чтобы полноценно осуществлять сервис, Alstom намерен создать в Казахстане пять депо с местными партнерами, которые “будут отвечать за элементы техобслуживания” – одно основное, крупное, и четыре вспомогательных. Скорее всего, это будут самостоятельные хозяйственные единицы с доступом к технологиям ЭКЗ.

КТЖ уже объявила о проведении электронного конкурса по продаже некоторых активов группы, и это оказались как раз пять депо по ремонту подвижного состава в разных концах страны. Возможно, именно новые хозяева бывших подразделений КТЖ получат доступ не только к технологиям глобального игрока, но и гарантированный объем работ на годы вперед. В самом Alstom на вопрос, с частными или государственными компаниями ведутся переговоры по созданию ремонтных СП, ответили: “Это довольно деликатный момент, поскольку сейчас в стране идет тренд на приватизацию и то, что на сегодняшний день является государственным, завтра может стать частным”. Из чего можно сделать вывод, что по крайней мере некоторые участники конкурса имеют точное представление о перспективах в случае победы.

Почему они заманчивые, видно из тенденций рынка. Согласно отчету Европейской ассоциации железнодорожной промышленности (UNIFE), один из наиболее быстрорастущих рынков сектора – рынок сервиса (+3,7% в год при среднем росте отрасли на 2,8%). Это объясняется накопленным увеличением парка установленного оборудования. Если в 2011-2013 гг. его объем составлял примерно 30 млрд. евро в год, то в 2014-2016 гг. ожидается среднее значение в 34 млрд. евро, а в 2017-2019 гг. – 38 млрд евро.

При этом эпицентр роста находится на развивающихся рынках. По данным UNIFE, особенно динамично в последние годы модернизировал свой железнодорожный транспорт, в частности городской, Ближний Восток. Сейчас быстрее всего растет рынок Южной Америки. Железнодорожная сеть Казахстана в 14 тыс. км пути является третьей по протяженности с колеей 1520 мм и, судя по последнему Посланию главы государства, будет еще расти, становясь достаточно емким и интересным рынком.

Второй контракт предусматривает превращение СП “КазЭлектроПривод”, выпускающего стрелочные переводы, в полноценный инжиниринговый центр по адаптации и выпуску всей системы железнодорожной сигнализации. “То есть мы говорим уже не только об оборудовании, но и об интеллектуальном потенциале. Начали сотрудничать по этому вопросу с КазАТК (Казахская академия транспорта и коммуникаций). Сегодня нужных нам специалистов нет, поэтому будем готовить их с нуля. Это очень далеко идущий проект, у производства систем сигнализации и безопасности большой потенциал, овладение этой компетенцией сделает Казахстан значительно более автономным”, – поясняет Вожур, добавляя, что продукция СП будет интересна всей “территории 1520”.

Характерно, что рынок систем сигнализации сейчас тоже переживает бум – идет рост на 3,5% в год по миру.

Не так давно КазАТК, единственный в стране ВУЗ, готовящий инженеров железнодорожного транспорта, тоже вернулся под государственный контроль – КТЖ выкупила его у приватизировавших ранее собственников.

Намерение увеличить доли участия в совместных предприятиях с Казахстаном на InnoTrans подтвердили также два других основных партнера КТЖ – американская General Electric Transportаtion и испанская Talgo. Мамин считает, что это служит доказательством инвестиционной привлекательности Казахстана даже в нынешних сложных условиях, и с ним трудно не согласиться. В 2014 г. Казахстан, никогда раньше не имевший железнодорожного машиностроения, довел экспорт отрасли до $100 млн. (Forbes.kz/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version