Машиностроение Украины и мира

Латвия: сэкономив 1,5 млн. евро, государство нанесет ощутимый ущерб космической отрасли

В Латвии забывают о науке. Такие настроения царят в ученом сообществе. Поводом стал отказ правительства присоединиться к Европейскому космическому агентству. Для этого нужно было до 31 января сделать миллионный взнос, а денег нет и не предвидится…

В Латвийском космическом объединении или так называемом кластере, участвуют почти 60 институтов, лабораторий и предприятий. Главная их цель – объединить усилия в продвижении Латвии в мировой космической отрасли. “Латвийский опыт с советского времени так долго развивался, знания в физике, математике настолько сильные, что наши ученые хорошо развиты и узнаваемы в мире. И могут создать здесь фирму, которая бы использовала космические технологии”, – уверена глава Кластера космических технологий и услуг Майя Цебере.

Но одних знаний и опыта недостаточно для работы фирмы. Большинство из участников кластера по сути еле-еле выживают. Нет заказов, нет финансирования, нет внимания со стороны государства. Изменить ситуацию может участие в Европейском космическом агентстве. Это дает рекламу, узнаваемость и доверие со стороны клиентов и партнеров. Для этого необходимо всего 1,5 млн. евро из госказны.

Что такое латвийский космос? Это сохранившиеся каким-то непостижимым чудом НИИ и лаборатории. Когда-то они были ведущими разработчиками в области космоса. Сейчас они живут в декорациях 25-летней давности, используют оборудование, которое еще древнее, и при этом создают уникальные инновационные технологии и материалы.

Фирма “Плазма, керамика, технологии”. Остаток лаборатории посреди давно захиревшего исследовательского комплекса в Саласпилсе. Здесь в маленькой комнате производят нанопорошки, по качеству конкурирующие с японскими аналогами. Из этих порошков создаются керамические детали, сверхустойчивые к деформации и высоким температурам, с металлической теплопроводностью и т. д. То, что нужно для космоса. “Исходным материалом может быть металл, титан, алюминий, кремний. Исходный материал в виде порошка вдувается в высокотемпературный поток газа. В трубе горит плазма температурой 10000 град. С, испаряется все, получается парогазовая смесь, как из чайника. Это все испаряется, и из конденсата получается маленький нанопорошок”, – пояснил особенности производства руководитель фирмы Plasma & Ceramic Technologies Эрик Пальцевский.

Институт химии древесины. В космических программах они участвуют еще с 1980-х годов. Здесь производят уникальный пенопласт для обшивки основных ступеней ракетоносителей. Институт за последние 10 лет сумел о себе заявить на европейском космическом рынке. К примеру, пенопласт используется при строительстве Airbus. Кроме того, он использовался при пуске европейской ракеты “Ариана-5”, и если сложится, будет использована при запуске “Арианы-6”.

Наконец, Baltic Scientific Instruments. Это спасенный в начале 1990-х годов НИИ радиоизотопного приборостроения. И это настоящая история успеха. “Основное применение нашей аппаратуры вовсе не космос, а атомная энергетика, но поскольку космос также требует применения такой же примерно аппаратуры функционально как и атомная энергетика, мы ведем также разработку аппаратуры для космических исследований и такие проекты используем как тренировка для молодых физиков, молодых технологов, для получения ими практики разработки в интересных проектах”, – пояснил глава компании Baltic Scientific Instruments Владимир Гостило.

В мире латвийская компания занимает 10% рынка детекторов гамма-излучений, в основном конкурируя с двумя американскими компаниями. Цена одного детектора – от 40 до сотен тысяч евро. Производство ведется почти вручную. Но даже несмотря на то, что космические проекты для этой фирмы не в приоритете, их детекторы исследовали Меркурий, летали на Марс и фотографировали глубины космоса для НАСА, а сейчас они работают над проектом детекторов, которые бы определяли грунт на планетах с атмосферой. “Сейчас мы имеем один такой проект – космическая задача по снижению фоновых характеристик именно таких спектрометров и анализаторов, которые могут устанавливаться под брюхом на мобильных средствах, которые будут ходить по планетам с атмосферой”, – уточнил Гостило.

Участие в агентстве без преувеличений практически последний шанс на выживание латвийской космонауки. Государство 3 года назад пообещало участвовать, и если откажется – это будет сигнал для всей Европы, что целая страна, а значит и компании и институты в ней, не надежны и с ними лучше не работать. Сэкономив 1,5 млн. евро, государство нанесет ощутимый ущерб отрасли и недополучит десятки миллионов в виде налогов, не говоря уже о престиже государства на околоземной орбите. (rus.db.lv/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version