Машиностроение Украины и мира

Россия: новое вооружение армии

Научно-технический бум, разразившийся в России в конце нулевых, дал первые плоды. В 2015 г. на вооружение Российской армии поступят первые боевые системы, разработанные не в Советском Союзе, а полностью в современной России. О масштабных закупках речь пока не идет – технику перед этим нужно испытать.

Гусеничную платформу “Армата” собираются презентовать в феврале, а в мае показать во время парада Победы на Красной площади. Несмотря на то что характеристики опытных образцов военных не устроили, есть все шансы, что первую партию из 12 машин войсковым танкистам на пробу отдадут.

На основе этой платформы будет создано как минимум шесть боевых машин – основной боевой танк, тяжелая боевая машина пехоты (БМП), боевая машина поддержки танков (развитие “Терминатора”), бронированная ремонтно-эвакуационная машина (вывозит подбитые танки с поля боя), машина разграждения (расчищает минные поля и прокладывает дороги), шасси для самоходных артиллерийских установок реактивных, система залпового огня.

В частности, на танковой платформе базируются тяжелые огнеметные системы “Буратино” и “Солнцепек”, которые стреляют термобарическими снарядами – “вакуумными бомбами”, сравнимыми по мощности с ядерными. Боевой модуль у “Арматы” будет сменным, поэтому одну и ту же машину можно будет превратить из танка с САУ, поменять калибр орудия и т. д.

Директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко назвал поступление “Арматы” в войска знаковым событием. “Россия – первая получит танк пятого поколения. Это очень важно, потому что танки остаются основной ударной силой Сухопутных войск. Конфликт в Донбассе показал, что бронетехника и танки активно используются даже в конфликтах низкой интенсивности”, – сказал Коротченко.

Он пояснил, что пятое поколение бронетехники подразумевает бронекапсулу экипажа с комфортными условиями (в обычных танках очень жарко), боекомплект, вынесенный в отдельный отсек (сейчас он находится рядом с экипажем и часто становится причиной гибели танкистов из-за самоподрыва при попадании), и автоматизацию многих функций – наблюдения, разведки и обмена данными между танками внутри соединения (сейчас связь и контроль обстановки приходится устанавливать вручную).

“На ближайшие 30-40 лет альтернативы “Армате” у армии не будет. Это не значит, что эта платформа не будет развиваться. Но создавать еще одну платформу или даже несколько, как это было в советское время, сейчас никто не будет. Вся конкуренция проходит на этапе защиты аванпроекта”, – пояснил Коротченко.

Гусеничная платформа “Курганец” станет основой как минимум трех средних по массе (25 т) боевых машин – БМП, бронированной машины десанта (БМД), легких САУ. Кроме того, на базе “Курганца” в перспективе могут размещать войсковые системы ПВО (такие как С-300 и “Бук”), радары, системы связи.

Первыми в войска поступят созданные на базе “Курганца” БМП, которые оснастят 30-миллиметровой пушкой, противотанковым ракетным комплексом и пулеметом. Вооружение будет объединено в съемный роботизированный боевой модуль. Он будет управляться дистанционно из автономной бронекапсулы, причем наводчику достаточно будет выбрать цель, а система управления сама будет удерживать ее в прицеле и вести огонь.

“Бумеранг” фактически будет колесным аналогом “Курганца”. Во всяком случае, у них будут взаимозаменяемые боевые модули. На основе “Бумеранга” планируется создать бронетранспортер, колесную БМП, а также колесные артиллерийские установки, которые уже давно производятся на Западе. В отличие от гусеничной техники, которая предназначена для бездорожья, колесная может значительно быстрее передвигаться по дорогам общего пользования, что важно для быстрой переброски сил.

По словам директора ЦАМТО Игоря Коротченко, сейчас система противовоздушной обороны С-500 уже практически создана “в железе” и в 2015 г. начнутся ее испытания.

“С-500 реализует задачи противоракетной обороны с возможностью перехвата цели в ближнем космосе – до 250 км. У С-400 таких характеристик нет. Кроме того, здесь впервые реализуется принцип кинетического перехвата цели в ближнем космосе (цель поражается точным попаданием разрушительной “болванки”). Ничего подобного у нас раньше не было, советские системы ПРО, например, противоракетное кольцо Москвы А-135, базировались на принципе ядерного перехвата (когда на пути цели подрывался ядерный боеприпас). При этом в отличие от А-135 с шахтными ракетами С-500 будет базироваться на колесных шасси и может быть переброшена в любую часть страны”, – пояснил Коротченко.

Сейчас известно, что С-500 состоит из нескольких машин – пункта управления, радиолокационной станции и нескольких пусковых установок с ракетами. Причем для перехвата самолетов и баллистических снарядов используются разные ракеты и разные пусковые установки. Ракеты будут способны поразить цель, летящую со скоростью до 7 км/с, на расстоянии до 600 км.

Кроме того, в войсках начнут эксплуатировать первый войсковой комплект С-300В4 “Витязь”, который 26 декабря 2014 г. поступил в бригаду ПВО Южного военного округа. Как рассказал военный эксперт, член общественного совета Военно-промышленной комиссии при правительстве России Виктор Мураховский, в перспективе бригада войсковой ПВО будет создана в каждом военном округе (всего их четыре плюс оперативное командование “Север” в Арктике).

“В отличие от стратегических систем ПВО типа С-300 и С-400, которые получают целеуказание от различных источников – от разведки, авиации, средств дальнего радиолокационного обнаружения, – войсковая система обладает автономностью и может действовать самостоятельно. При этом обеспечивается защита значительного контингента сухопутных сил от ударов с воздуха”, – пояснил Мураховский.

ВВС ждут истребитель пятого поколения “Сухой” Т-50, который сейчас проходит государственные испытания. В 2015 г. он должен поступить на вооружение, а ОАК должна начать его серийное производство. Т-50 отличается сверхманевренностью, повышенной скоростью, малозаметностью и улучшенной бортовой электроникой.

Кроме того, в армию начнут поступать новые военно-транспортные самолеты Ил-476 (Ил-76МД-90А), производство которых налажено в Ульяновске. По словам главного редактора авиационного портала “Авиапорт” Олега Пантелеева, это реинкарнация самого востребованного в армии советского военно-транспортного самолета Ил-76, производство которого велось в Ташкенте и было утрачено. “У него новое крыло, усиленное и более технологическое, более массивное шасси, которое позволяет увеличить взлетную массу, новые двигатели ПС-90А, с увеличенной тягой и более экономичные, и новый пилотажно-навигационный комплекс”, – пояснил Пантелеев.

На базе Ил-476 в 2015 г. будет также создан “летающий радар” А-100 – самолет дальнего радиолокационного обнаружения, который заменит советские А-50.

При этом ВМФ никаких знаковых новинок в 2015 г. не ожидает. Флот получит две стратегические подводные лодки проекта 955 “Борей” с ракетами “Булава”, две многоцелевые атомные лодки проекта “Ясень” (убийцы авианосцев), три дизельные подводные лодки проекта 636.3 “Варшавянка”, которые пойдут на Черноморский флот, и несколько надводных кораблей, которые уже производятся серийно.

В Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) и на флоте в 2015 г. ждут поступления нового ракетного модуля “Рубеж”, который может устанавливаться на межконтинентальные ракеты “Ярс” (мобильного и шахтного базирования) и “Булава” (стартуют с подводных лодок проекта “Борей”).

Главной особенностью “Рубежа” являются маневрирующие боевые блоки. Именно они несут ядерный заряд и взрываются при попадании. Маневренность значительно повысит живучесть боеголовок, поскольку противоракетные системы не смогут просчитать траекторию их движения и поразить их на конечном участке полета.

Однако всем этим планам может помешать экономический кризис, который происходит в стране. Как пояснил заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, финансовые проблемы могут усугубить нехватку кадров и техническую отсталость российских оборонных предприятий. “У нас главные проблемы – это нехватка производственных мощностей и кадров. Теперь может вернуться и финансовая проблема. В этом случае все эти новинки окажутся под угрозой”, – пояснил Храмчихин. (Газета.ru/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version