Машиностроение Украины и мира

Россия: требования по локализации продукции транспортного машиностроения возросли

По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), действия государства по ужесточению требований по локализации продукции транспортного машиностроения создают предпосылки для инновационного развития отрасли. Интерес со стороны иностранных машиностроителей к российскому рынку сохраняется и в таких условиях, однако требуется определение единой формулы локализации для корректной оценки предложений производителей.

В рамках круглого стола “Локализация производства продукции железнодорожного машиностроения и элементов инфраструктуры в России” заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук выступил с докладом “Кооперация с иностранными производителями: состояние и перспективы”.

Докладчик отметил, что ранее ИПЕМ принимал активное участие в формировании долгосрочных планов развития российского транспортного машиностроения. По заказу Минпромторга РФ был разработан проект Стратегии развития транспортного машиностроения РФ до 2030 г., а также выполнена доработка государственной программы “Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности” в части транспортного машиностроения. В данных работах специалисты ИПЕМ указали, что государственная промышленная политика должна быть направлена на создание и ввод в эксплуатацию отечественных инновационных разработок, для чего требуется решение ключевой проблемы – создание/поддержание долгосрочного оплаченного спроса.

“При этом на примере рынка трамваев видна готовность производителей участвовать в конкурсах в России, – указал Владимир Савчук. – Государство только высказало мысль о необходимости обновления трамвайного парка российских городов, как производители представили перспективные модели производства. Ситуация выглядит достаточно уникально – оплаченного спроса в виде конкурсов еще нет, а разработки, готовые к производству, уже есть”.

В. Савчук также отметил, что сегодня государство активно перешло к стимулированию реализации инновационного потенциала, и предпринимаются конкретные шаги по импортозамещению. Органы власти уже внимательно отслеживают крупные тендеры (к примеру, на поставку подвижного состава для метрополитена Москвы) и в обязательном порядке вводят требования по локализации продукции. В частности, в конкурсе на поставку вагонов метро для Москвы локализация производства продукции должна составлять не менее 70%. При органах власти создаются профильные экспертные группы для формирования единой линии развития отраслей: при Минпромторге сегодня работает Координационный совет по вопросам транспортного машиностроения, при котором сформированы рабочие группы по развитию локомотивостроения, вагоностроения, городского рельсового транспорта.

“Промышленная политика России сегодня приближается к лучшим мировым образцам, – продолжил мысль эксперт. – В США действует закон “Buy American” (“Покупай американское”), в рамках которого на территории страны должен быть произведен не только конечный продукт, но и компоненты, и даже добыто сырье для их производства. Более того, отдельные соответствующие акты есть и у штатов: у шт. Калифорния есть соответствующий закон “Buy Californian”.

В качестве наиболее эффективной формы кооперации российских и иностранных производителей Владимир Савчук указал создание инжиниринговых центров, где российские и иностранные специалисты совместно работают, доводя определенную технологию до соответствия техническим требованиям российских заказчиков и развивая ее в дальнейшем.

Однако, по словам Савчука до сих пор остается острым вопрос касательно формулы локализации продукции транспортного машиностроения. “Государством сегодня пока не принята методика оценки локализации в отрасли, – указал Савчук. – В результате отсутствия единой системы измерения, каждый рассчитывает глубину локализации по своей методике (таможенная собственность, физические и временные затраты и т. д.), что не позволяет полноценно оценивать предлагаемые производителями решения. На данный момент, единая система измерения есть в автомобилестроении – через технологические операции. Представляется уместным использовать определенный подход и в сфере производства подвижного состава”.

Как отметил эксперт, расчет процента локализации через таможенную стоимость компонентов выгоден прежде всего экономике и обществу, так как стимулирует производителей к более глубокой локализации с созданием значительного количества рабочих мест и большего роста ВВП страны. Расчет локализации через технологические операции существенно облегчает администрирование и контроль со стороны государства и заказчика. Однако второй вариант может приводить к созданию, преимущественно, сборочных производств с ограниченными эффектами для экономики и незначительным ростом количества рабочих мест. “Целесообразно выполнить соответствующие расчеты и оценки использования различных формул расчета локализации и принять наиболее эффективную”, – резюмировал Савчук. (Портал машиностроения/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version