Машиностроение Украины и мира

Украина: налог на роскошные авто неэффективен

Верховная Рада ввела налог на роскошь. В частности, авторы странной инициативы ввели его на автомобили с моторами свыше 3 л (бензин и дизель). Новый налог только-только вступил в силу, а уже говорят не только о его неэффективности, но даже описывают способы, с помощью которых налог на богатство будут элегантно обходить.

Налогом на богатство (транспортный налог) предполагается облагать автомобили с мотором объемом больше 3 л. В эту категорию попадают, как действительно дорогие авто, например, Porsche Cayenne, Audi Q7, BMW 7-й серии, Mercedes-Benz ML, так и модели средней ценовой категории. Такие, например, как Nissan Murano, Toyota Camry или Honda Accord 3,5. Владельцам таких автомобилей придется в течение 5 лет ежегодно платить налог в 25 тыс. грн. Итого – 125 тыс. грн. доплаты за роскошь.

Помимо социальной несправедливости, и незначительного количества авто (примерно 17300 шт. по всей стране), которые по подсчетам самого же Кабмина попадут под налогообложение, эффективность и целесообразность данного налога ставят под сомнение открытые возможности его обойти. Причем, абсолютно законно. Если говорить о налоге на действительно дорогие автомобили.

Прежде всего, можно приобрести совсем не дешевый автомобиль с двигателем меньшего, чем предполагает налог на роскошь, объема. За примером далеко ходить не надо. Это, например, Porsche Cayenne S E-Hybrid с мотором объемом 2995 куб. см со стартовой ценой в 80 тыс. евро. Или Porsche Panamera S со стартовой ценой больше 100 тыс. евро. Да и Range Rover Sport с 3-литровым мотором и со стартовой ценой от 80 тыс. евро – тоже не бюджетный автомобиль. Из этой же премиум-компании, не попадающих под налог на роскошь BMW 6-й серии Gran Coupe с бензиновым мотором объемом 2979 куб. см и со стартовой ценой в от 85 тыс. евро. Или BMW 740i с бензиновым мотором объемом 2979 куб. см с ценой от 65 тыс. евро, а также BMW X5 xDrive35i с бензиновым мотором объемом 2979 куб. см и с ценой от 55 тыс. евро. Есть еще отдельные модели Mercedes-Benz CLS, Mercedes-Benz E-класса, Mercedes-Benz GLK, Lexus, Infiniti.

Это – навскидку. В ВААИД называют и другие модели премиальных марок, которые при цене от 50 тыс. евро не попадают под налог на богатство. Среди них Audi Q7 3,0 л, Audi A7 2,8 л и 3,0 л, Audi A8 3,0 л, BMW X6 3,0 л, Cadillac SRX 3,0 л, Infiniti FX 3,0 л, Mercedes-Benz ML 2,1 л и 3,0 л, Mercedes-Benz GL 3,0 л и даже Mercedes-Benz S-класс 3,0 л. То есть достаточно обратить внимание на объем меньше 3 л в модельной “линейке” и спокойно ездить на премиальном автомобиле не заплатив ни копейки налога. Притом, абсолютно на законных основаниях.

И совсем не логично, когда владелец Cadillac Escalade с 6-литровым мотором платит столько же, как и хозяин Nissan Murano с 3,5-литровым мотором только потому, что авторам данного закона показалось, что они равны.

С такими “алогизмами” налог на роскошь сознательно будут обходить. Что совсем не сложно. Первое, что приходит на ум – приобрести премиальный автомобиль, с объемом двигателя, не попадающим под действие налога. Примеры некоторых подобных моделей уже приведены выше. Хотя, на самом деле их намного больше и фантазии потенциального покупателя есть, где развернуться, чтобы и под налог не попасть, и статусность не потерять. Скажем больше, в “линейке” любого премиального производителя есть такие модели.

Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко назвал 3 способа законно обойти налог на богатство. Во-первых, – это фиктивная или реальная замена двигателя. Номер двигателя в техпаспорт не вписывается, поэтому можно просто написать заявление в ГАИ, что поменял двигатель на 2995 куб. см. И принести бумагу с СТО, где якобы было сделано переоборудования. ГАИ объем проверить не сможет и в техпаспорт просто внесет изменения. По словам Назаренко, он узнавал в ГАИ и НИИ, как поменять двигатель. При замене двигателя без изменения объема не берется вообще никаких разрешений. Если двигатель 3500 куб. см менять на 2995 куб. см, то надо брать экспертное заключение. Проблем с этим нет (стоимость примерно 400 грн.). Причем, менялся ли двигатель на самом деле, никого не интересует, утверждает Назаренко. Зато, в базе ГАИ для налоговой объем уже будет меньше 3 л. “Овчинка” явно стоит “выделки”, поскольку экономия за 5 лет составит 125 тыс. грн.

Еще один вариант – поставить ГБО и внести в техпаспорт изменение топлива. И все! В законе четко сказано: бензиновый двигатель или дизель.

Можно, считает Олег Назаренко, вообще снять двигатель и переоборудовать авто в электрокар. И тоже в ГАИ это утвердить – легализовать изменения.

А можно просто купить электромобиль Tesla Model S за $110-145 тыс. (в зависимости от комплектации и жадности продавца) и вовсе оставить государство без налога. Притом даже без всяких шансов.

Рискнем предположить, что помогать покупателям будут и сами автопроизводители. Уже в следующих партиях они изменят объемы двигателей на авто, скажем с 3040 куб. см на 2999 куб. см – дескать прошла модернизация. И ничего крамольного здесь не будет.

Примерно такую практику многие производители давно применяют в России. Чтобы не попадать под высокий транспортный налог, который возрастает вдвое при мощности мотора 251 л. с., в Россию импортируют авто мощностью 249 л. с. Поэтому, нередко аналогичные модели в Украине по паспорту мощнее, хотя это точно такие же автомобили.

Вывод напрашивается сам собой: так называемый налог на роскошь не будет работать и, как минимум, не даст ожидаемого экономического эффекта. Для того, чтобы его администрировать, государство будет вынуждено расширить штаты налоговой, слать извещения, отслеживать неплательщиков, вести отчетность. И все это ради 17 тыс. владельцев многокубатурных авто по оценкам самого же Кабмина? Уже через год затраты на администрирование данного налога могут превысить доходы в казну, а через два-три года по разным схемам из-под его действия просто выведут все машины.

Бюджетные отчисления от дорогих авто – это сотни и сотни тысяч гривень налогов с одного авто. Фактически, их владельцы платят налоги уже четырежды. Первый раз – это налоги с заработной платы, которые и сейчас дифференцированы в зависимости от суммы. Второй раз, при покупке такого авто, они уплачивают повышенные отчисления в Пенсионный фонд по ставке 5%, тогда как с других авто – 3%. И в третий раз, когда оплатили высокие пошлины, акциз, НДС при растаможке авто, а это сотни тысяч гривень. И в-четвертых, когда заправляют авто на АЗС, они платят увеличенный дорожный сбор. Его ведь “засунули” в топливный акциз. А значит, чем больше расход у автомобиля – тем он больше платит топливного акциза. Если суммировать все повышенные налоги, которые уплачены с дорогих авто, то это в разы больше, чем транспортный налог, который собираются взимать. Но псевдореформаторы, ведь не видят дальше одного шага. Если обвалятся продажи дорогих авто, то потери бюджета будут в разы больше, чем мнимый доход от нового налога. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version