Машиностроение Украины и мира

Украина: рынок большегрузных карьерных самосвалов

На украинском рынке большегрузных карьерных самосвалов традиционно доминируют белорусские “БелАЗы”, но в последние годы усилились позиции и других производителей данной техники. Не исключено, что с дальнейшей евроинтеграцией присутствие данных производителей будет только увеличиваться.

Несмотря на общий кризис в стране, горнодобывающие предприятия Украины продолжают усилия по обновлению парка большегрузных карьерных самосвалов. После праздников стало известно, что МК “АрселорМиттал Кривой Рог” закупил два новых 45-тонных карьерных самосвала “БелАЗ-7547”, стоимость машин – 8,5 млн. грн./шт. Среди прочего, автомобили оснащены современными системами навигации и пожаротушения.

Предпринимают подобные меры и другие отечественные компании, так как поддержание должного уровня парка подобной техники является базовым условием стабильной и эффективной работы горнодобывающего производства.

Эксперты напоминают, что неплохой задел в этом отношении был сделан в 2013 г., когда одна только группа “Метинвест” пополнила крупнотоннажный самосвальный парк своих железорудных ГОКов на 19 единиц. Ингулецкий ГОК получил 7 машин “БеЛАЗ-75131” грузоподъемностью 130 т, Центральный ГОК – 3 таких машины. В свою очередь, Южный горно-обогатительный комбинат в 2013г. ввел в эксплуатацию 4 большегрузных 130-тонных “БелАЗа”. А, например, Полтавский ГОК в позапрошлом году такой техники не закупал, зато в 2010-2012 гг. на эти цели было израсходовано 546 млн. грн., которых хватило на 11 Hitachi EH3500ACII (180 т) и 22 Caterpillar 785С (136 т). Тем самым приобретение большегрузных самосвалов по объему затрат относится к основным статьям производственного техперевооружения.

Классиком жанра в этой нише на постсоветском пространстве является Белорусский автозавод (БелАЗ), автомобили которого работают и в бывшем СССР, и в странах бывшего социалистического блока (включая Восточную Европу, Китай, Вьетнам, Монголию). Максимальная грузоподъемность белорусских серийных грузовиков – 320 т (модель 75600, пошедшая в серию в 2005 г.), а в 2013 г. представлена новая машина 75710 на 450 т. Если раньше подобные тяжеловесы комплектовались советскими узлами, то ныне используются и западные, скажем, двигатели Cummins, современная электромеханическая трансмиссия и пр. На сегодня доля БелАЗа на мировом рынке большегрузных самосвалов оценивается примерно в 30%.

Понятно, что крупные украинские горнодобытчики традиционно ориентированы на этого производителя, что заметно и по структуре закупок самосвалов в последние годы. Однако отраслевые аналитики говорят, что дело не только в привычке, но и в таких рыночных факторах, как географическая близость производителя к рынкам сбыта в СНГ (и, как следствие, сроки поставки техники и запчастей), многолетнее знание особенностей конкретных горнодобывающих предприятий. “Белорусские машиностроители говорят с постсоветскими рынками на одном языке, и не только в прямом смысле, но и в плане бизнес-культуры. Можно спорить о том, насколько она хуже или лучше западной, однако в данном случае она едина для поставщика и заказчика, а это упрощает диалог”, – отмечает отраслевой специалист Владимир Пиковский.

Участники рынка добавляют, что в последние лет 10 БелАЗ работает и над качеством сервиса, что все более важно для потребителя в СНГ, за десятки советских лет привыкшего к минимальному уровню сервисных услуг. Гендиректор БелАЗа Петр Пархомчик, комментарий которого нам удалось получить, говорит в этой связи: “В Украине действуют несколько региональных сервисных центров по основным регионам использования наших самосвалов. И буквально в конце минувшего года ИнГОК первым в Украине получил 220-тонный “БелАЗ-75306″, собранный на нашей сервисной площадке в Кривом Роге. В целом в 2014 г. мы поставили на ваш рынок почти 20 карьерных самосвалов, несмотря на известную экономическую обстановку. Если же говорить обо всем нашем холдинге, то именно через структуры товаропроводящей сети реализуется более 90% выпускаемой продукции. Эта сеть включает дилерские и сервисные центры, занимающиеся продвижением, продажей, гарантийным и постгарантийным обслуживанием”.

Вместе с тем в СНГ вообще и на отечественном рынке в частности присутствуют и другие ведущие глобальные производители карьерных самосвалов – Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Terex, Liebherr. В нашей стране такую технику предлагает целый ряд фирм, наиболее известны среди которых “Юромаш”, “Цеппелин Украина”, “Сумитек Украина”. Преимуществом западных машин В. Пиковский называет максимальную износостойкость, удобство в управлении, способность предложить линейку сопряженной техники (бульдозеры, экскаваторы, погрузчики), а минусом – обслуживание, которое может затягиваться из-за географической удаленности (даже при наличии национального сервисного центра или нескольких). Кроме того, значительно отличается цена: западный большегруз стоит несколько миллионов долларов, а не гривень, как “БелАЗ”. И даже одна сменная шина для Hitachi или Caterpillar стоит от $20 тыс., констатирует первый замглавы правления ПГОКа Владимир Иванов.

Тем не менее западные дилеры сохраняют активность на украинском рынке и в сегодняшней экономически трудной ситуации. Тем более что в последние годы в России была открыта сборка карьерных самосвалов Caterpillar и Komatsu, а это позволило сократить сроки поставки и сервиса. При этом две этих компании делают особую ставку на машины среднего звена (грузоподъемностью 55-100 т), по которым у того же БелАЗа имеется пробел в номенклатуре. До политического кризиса-2014 и вовсе считалось, что из-за вступления в ВТО и снижения импортных пошлин в РФ будет быстро расти импорт западных большегрузов, однако теперь это под вопросом. В то же время подобный тренд может проявиться в Украине ввиду свободной торговли с Евросоюзом, и нельзя исключать, что в следующие несколько лет позиции белорусов на отечественном рынке заметно ослабнут. Экономисты сходятся во мнении, что западные операторы постараются оттеснить БелАЗ от украинских клиентов (полностью удалить его из страны, конечно, не удастся), а в перспективе – использовать Украину для дальнейшей экспансии в регионе.

Определенную часть рынка карьерных самосвалов (как и в целом дорогой промтехники – от крупных тепловых агрегатов до различных станков) занимают машины, бывшие в употреблении. В стране всегда можно найти предложения таких автомобилей по сниженной цене. К примеру, 30-тонный “БелАЗ-7547” сегодня предлагается по 550-600 тыс. грн. Отметим и лизинговые схемы, активно присутствовавшие на рынке до 2014 г. и особенно до 2008 г. Вероятно, с общей стабилизацией национальной экономики эти схемы будут постепенно возрождаться, как и спрос на большегрузные самосвалы вообще. (МинПром/ Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version