Машиностроение Украины и мира

Украина: авторынок может скатиться до уровня 1990-х годов

За январь в Украине было продано и поставлено на учет в ГАИ 2597 новых легковых автомобилей, что почти в 5 раз меньше, чем год назад (12858 шт.), сообщили в ассоциации “Укравтопром”. Помимо значительного падения объемов продаж, существенно изменилась их структура.

С 9-го на 1-е место в продажах поднялся японский брэнд Nissan: даже уменьшив на 35% количество реализованных в Украине машин (с 521 до 340 авто по сравнению с январем-2014), он смог занять 13% украинского рынка. С 8-й на 2-ую строчку в начале года поднялся французский производитель Renault, у которого январские продажи сократились по сравнению с прошлым годом вообще на 65% – до 200 авто. Поднялась в рейтинге украинских продаж и чешская Skoda – с пятого на третье место, которая реализовала в нашей стране 188 автомобилей (для сравнения: год назад их было продано 542 шт.). Только четвертой по продажам стала японская Toyota, сбывшая за январь 180 машин (на 87% меньше, чем в начале 2014 г.): еще в январе-2014 она занимала второе место на украинском рынке. Замкнула пятерку Mazda, которая год назад была лишь 15-й – продала в прошлом месяце 174 автомобиля.

Марки Geely, “ЗАЗ” и Ford, которые в январе 2014 г. занимали, соответственно, 1 и 3 место в украинских продажах, покинули пятерку крупнейших продавцов.

Снижение продаж – главная тенденция прошлого года, и в январе она еще сильнее укрепилась. Совокупно, по данным ассоциации “Укравтопром”, за 2014 г. в Украине было продано 97,02 тыс. легковых автомобилей, что на 54,5% меньше, чем в 2013 г. По году лидерами продаж стала Toyota, на второй месте оказали Geely, “ЗАЗ”, Hyundai, третьем – Volkswagen.

Автодилеры обвиняют в своих бедах девальвацию гривни, из-за которой резко выросли цены на машины в нацвалюте, и, соответственно, сократился спрос со стороны населения. Количество проданных авто, конечно бы, и при стабильной гривне сократилось, однако не на 55%, а лишь на 20-25%, считают они.

“У населения нет денег на приобретения, да и в автосалонах почти нет машин. Сейчас сложно завезти новое авто. Импортеру практически невозможно купить валюту для расчетов с производителем”, – объяснил ситуацию президент Всеукраинской ассоциации автодилеров и импортеров Олег Назаренко.

Еще аховую статистику объясняют потерей Украиной части территорий, в которых было сконцентрировано около 25% автомобильного рынка в предыдущие годы (больше всего салоны пострадали от военных действий на Донбассе и сворачивании бизнеса на подконтрольных боевикам территориях). А также практически полной остановкой автокредитования. “Большинство банков прекратило вообще какие-либо кредитные программы. Остались считанные финучреждения, которые продолжают финансировать водителей. То есть автомобили стали менее доступны”, – сказал глава правления “ВиДи АвтоСити” Артем Ткаченко.

Кредиты сроком на год теперь предлагают лишь 17 банков из 50 крупнейших по размеру активов, в то время как год назад таких было 30. За ссудами сроком на 3-5 лет можно обратиться только в 16 учреждений из 50 лидеров автокредитования, а на 7 лет – всего в 10.

Эксперты уверены, что иномарки продолжат в Украине дорожать – еще как минимум на 6%. И это даже при условии сохранения стабильным курса гривни, и только из-за импортного сбора, который могут ввести в любой момент (5% сбор плюс 20% от 5% от него – это НДС). Кабмин должен принять на этот счет отдельное постановление.

Также в стоимость машин заложат налог на недвижимость, который с этого года станут платить юрлица, и автосалоны в том числе. А также увеличенные с этого года автомобильные акцизы: например, на дизельную машину с двигателем объемом 2,5 л он увеличился с 1,09 до 2,29 евро, что выливается в удорожание авто сразу на 2,7 тыс. евро. Совокупно это все влечет за собой удорожание “железных коней” еще на 5-7%.

Сильно по кошельку водителей и продажам автосалонов ударит “налог на роскошь”, который стал ключевым ноу-хау депутатов в прошлом году: 25 тыс. грн. в течение пяти лет с дизельных машин с объемом двигателя 2,5 л и бензиновых 3-литровых движков. “Но если в стране будут продолжаться такие же сложности с покупкой валюты, будет усиливаться налоговая нагрузка, то рынок скатится до уровня 1990-х годов, когда официальный импорт был почти нулевым. Весь бизнес уйдет “в тень”, импортеры тут будут заниматься только сервисным обслуживанием, а автомобили сюда будут гонять из Германии и продавать через автобазары, как это было двадцать лет назад”, – спрогнозировал Олег Назаренко.

В нынешних условия, по прогнозам генерального директора “УкрАвтоВАЗа” Игоря Вознюка, продажи легковых автомобилей в Украине могут сократиться еще на 20-25% – до 70 тыс. машин в год. (Вести/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version