Машиностроение Украины и мира

Украина: мифы рынка ретро-автомобилей

Рынок ретро автомобилей достаточно закрытый и потому о нем сложено немало мифов. Экспертами и помощниками в развенчивании мифов согласились стать председатель запорожского клуба ретро-автомобилей “Фаэтон” и основатель крупнейшего в Украине одноименного автомобильного музея Дмитрий Позняк, президент харьковского ТК “Самоходъ” Александр Осетров и главный редактор журнала Classic & Sports Car (Россия) Глеб Рачко.

Миф первый: ретро всегда в цене

Иногда кажется, что сайты по продаже авто выдают ошибку в цене. Настолько она высока. Причем, не только на ретро, но и на привычные советские и импортные, не столько старые, сколько хорошо подержанные авто.

21-е “Волги” по $30-35 тыс., “Чайки” и “ЗИМы” по $100 тыс. и больше. А Volkswagen Kafer 1948 г. в. – так и вовсе за $125 тыс. Подобное предложение первого “Жука” есть и на зарубежных сайтах. Точно такой же, в отличном состоянии, с массой фотографий, с оригинальными запчастями и даже с семафорами вместо “поворотников”, предлагают за $47 тыс.

Стотысячные (в долларах) цены на “ЗИМы” и “Чайки” еще можно хоть как-то объяснить их последующим коммерческим использованием для свадебных кортежей. Но почему так дороги старые “Волги”, “Москвичи” и “Победы”?

По мнению Александра Осетрова, в объявлениях на сайтах всегда ставят завышенную цену, по принципу: а вдруг кто-то клюнет. Люди, которые делают машины для себя, не всегда понимают, что вложенные в реставрацию деньги они вряд ли когда-то вернут. Особенно, когда их вкладывают в рядовые машины, которых было выпущено сотни тысяч.

А то и миллионы. Есть разный зазор: затраты в $12-15 тыс. на восстановление “Волги”, которая на рынке стоит $15 тыс. и затраты в $20 тыс. на “Чайку”, которая на рынке стоит $30 тыс. Многие, когда берутся за реставрацию, не знают, во что это им в итоге обойдется. Зато, заходят на сайт авто базара, а там – объявления по $100 тыс. Поэтому, наивно думают, что и свою смогут продать за такую цену.

Старые машины, которые продаются по объявлениям, чаще всего оказываются “навозом” и не стоят тех денег, которые за них просят, считает Дмитрий Позняк. Или безбашенная цена, или – бестолковая машина.

Начинаешь проверять – масса новых комплектующих, да еще и от других марок. А на вопрос: “Почему такие заоблачные цены?” обычно отвечают, что во столько эта машина им обошлась. Какая кому разница во сколько она обошлась?!

Глеб Рачко также считает, что рынок советских машин точно так же перегрет и в России. Они переоценены в несколько раз.

Миф второй: спрос превышает предложение

На ретро-автомобили мода. А потому – сумасшедший спрос и соответствующие цены. Мягко говоря, сегодня это не совсем так.

Глеб Рачко рассказал, что повальная мода, а значит, и рост цен на автоантиквариат началась в 1990-е годы. Прозорливые американские и европейские любители винтажа на колесах еще в 1970-е годы начали скупать за копейки никому тогда не нужное “старье”. Впоследствии оказалось, что все эти огромные пыльные Duesenberg и Packard, Delahaye и Hispano-Suiza – шедевры дизайна, за которые люди готовы платить миллионы. Их начали реставрировать и продавать на аукционах, тем самым превращая мирок сумасшедших собирателей в огромный бизнес с колоссальными оборотами. Костлявые руки кризисов 1998 г. и 2008 г., конечно, дотянулись и до этого сегмента. Продажи и цены стали падать, но совсем не так стремительно, как на недвижимость или яхты, например.

Последние лет пять график роста стоимости “голубых автофишек” выглядит, словно взлет ракеты-носителя. И все задаются вопросом: а не рухнет ли этот шаттл, как последние проекты Федерального космического агентства? Не должен. А вот выровняться полет может.

Однако мировому рынку коллекционных автомобилей от российских перипетий с ключевой ставкой ЦБ или курсом рубля – ни жарко, ни холодно. Но, может, мы, наконец, избавимся от семизначных цифр на ценниках “Волг” или “ЗИМов”? Пора бы уже.

В Украине, по мнению Дмитрия Позняка постоянный спрос только на 21-ю “Волгу” и на 407-е “Москвичи”. Это связано с ностальгией. А число таких сделок можно увидеть по статистике. Но здесь необходимы поправки. В статистике сделок отражены все операции с автомобилями старше 1970 г., даже когда их покупает сосед, чтобы возить на них картошку. Реальный рынок качественных олдтаймеров, по оценкам, за прошлый год едва исчисляется несколькими десятками сделок. Все остальное, это – “колхоз” за небольшие деньги.

Александр Осетров еще более категоричен. Он считает, что сейчас спроса нет вообще ни на что. Рынок ретро-автомобилей фактически стоит. Те мастерские, которые и раньше работали на грани финансового фола, ныне вообще оказались без средств. Заказчики, которые у них были, имели серьезные деньги и хотели иметь вычурные машины – исчезли. Некоторые решили, что сейчас не время для ретро-автомобилей, кто-то уехал из страны, кто-то не рассчитался. Поэтому, в мастерских вынуждены, что называется, скатывать недоделанные автомобили в ярок. Или сдают их в металлолом. И сейчас половина таких мастерских не просто терпят убытки, а закрываются и люди расходятся. На сегодняшний день Осетров не знает реставрационных мастерских, которые бы усиленно работали над восстановлением какой-то техники. Нет спроса.

Раньше в каждом областном городе было 2-3 реставрационных мастерских. Они делали 1-2 машины в 2-3 года. В основном, на коленке. Потоковой реставрации у нас нет. Было только одно такое предприятие в Краматорске. Что там сейчас – не понятно.

Миф третий: ГАЗ-21 дороже Rolls-Royce

На автосайтах нередко за советский “раритет” (часто – в сомнительном состоянии), просят больше, чем за Rolls-Royce такого же возраста на зарубежных сайтах.

По мнению Позняка, этому есть объективные и субъективные причины. Владельцы советских автомобилей в Украине не могут составить цену своим “Чайкам”, “Волгам”, “Победам” и “Москвичам”. Кто сколько хочет- тот столько и правит. Очень субъективные оценки. Иногда, кажется, что кто-то “с бодуна”, по ошибке написал в цене лишний ноль. Объективно – запчасти на старые “Волги” и “Москвичи” производятся в России и стоят очень недешево.

Реальные цены на “Волгу” ГАЗ-21, по мнению Дмитрия Позняка, должны начинаться от “цены металлолома” до $25-30 тыс. До. Но $30 тыс. стоят уникальные 21-е “Волги”. Например, так называемая “Волга-догонялка” ГАЗ-23 с мощным чайковским движком в идеальном состоянии и 100% оригинальности. Ценятся редкие “Волги” с коробкой-“автомат”. А вот цена стандартной качественно отреставрированной обычной 21-й в хорошем состоянии – до $10 тыс.

Сложнее, по его мнению, с ценами на “Победы”. Их гораздо меньше, чем “Волг”. В основном, они были в служебном пользовании, поэтому хороших машин сохранилось очень мало. Соответственно, нет сформированного рынка и какой-то статистики цен.

На “Москвич-407”, в зависимости от состояния, цена от стоимости металлолома до $5-8 тыс. Есть, конечно, уникальный полноприводный 410-й “Москвич”. Он стоит дороже.

“Чайка” ГАЗ-13, в зависимости от состояния, может стоить $15-100 тыс. А если она с историей-легендой – то и все $200 тыс.

Александр Осетров называет примерно такие же цены. Например, хорошо восстановленная “Волга” ГАЗ-21, по его мнению, стоит до $15 тыс. “Победа” – примерно столько же. “Чайка” ГАЗ-13 – $25-30 тыс. “Москвич” 407-й – от $600 до $3-4 тыс. 401-й – на $200 дороже. Можно, теоретически, что-нибудь продать и за $150 тыс., если покупателю некуда девать деньги и срочно захотелось. А некоторые выставляют за $100 тыс., не для того, чтобы продать, а чтобы потешить самолюбие. Такие тоже есть, уверен Александр Осетров.

Но есть машины, которые не стоят практически ничего. Например, “отколхоженная” ГАЗ-21 с двигателем от 24-й, с переделанным салоном и гнилым кузовом. Если она на ходу, ее могут купить дальше возить картошку, но не более.

Миф четвертый: за границей ретро-автомобили дешевле

По поводу дешевых заграничных Rolls-Royce тоже все не так просто. Хотя бы потому, что их надо к нам привезти и уплатить при этом все налоги. Еще одно “но” – это состояние самого автомобиля. Его по фото оценить достаточно сложно. Как сообщил президент харьковского ТК “Самоходъ” Александр Осетров, он лично знает человека, который купил себе такой Rolls-Royce, отреставрированный не где-нибудь, а на родине – в Великобритании. Но пока машину везли в Украину, у нее на заднем крыле появилась трещинка. Решили расчистить и перекрасить. Оказалось, что дырку в кузове просто заткнули тряпкой и зашпатлевали. Случаев, когда за рубежом, чтобы не было видно дырок, просто задували их монтажной пеной, а потом закрашивали, Осетров тоже знает немало. Поэтому, заранее сказать, хорошая или плохая реставрация по внешнему виду автомобиля сложно. А от этого сильно зависит цена. Те авто, которые отреставрированы с разборкой до нуля, за рубежом тоже стоят недешево.

Но, пролистав несколько популярных сайтов, можно убедиться, что в Европе Rolls-Royce легко можно купить дешевле, чем у нас правят за 21-ю “Волгу”.

Миф пятый: машины известных людей

Так сложилось и это подтверждают эксперты, машины с историей сразу могут иметь стоимость в два раза выше, чем обычные. Поэтому, в среде коллекционеров даже есть всем известные “придумыватели легенд”. А что делать, если хочется продать дороже.

Если судить по объявлениям, то легко можно насчитать штук 50 разных ГАЗ-21, на которой “ездили” известные украинские литераторы Павло Тычина и Максим Рыльский. Полно объявлений с “Волгами” известных космонавтов и партдеятелей.

Миф шестой: тайные коллекции олигархов

Умы многих (и не только коллекционеров ретро-автомобилей) время от времени будоражат известия о находках во Франции, Португалии и других странах. Целые гаражи, сараи, амбары, ангары и т. д. раритетных машин обнаруживают то в джунглях, то в деревнях. Возможно ли такое счастье в Украине?

По мнению Дмитрия Позняка, такие находки у нас невозможны. Возможны находки единичных машин. Но коллекций – нет. У наших людей не было достаточно денег, чтобы собирать коллекции автомобилей. Тем более – тайные. Так называемый гараж Януковича и коллекция Ландыка были открытием только для простых людей. Специалисты-коллекционеры о них знали. Поэтому, появление какой-то заброшенной коллекции у нас не возможно. К сожалению.

В том, что у нас нет и не может быть таких заброшенных коллекций уверен и Осетров. Но находки пары-тройки редких авто вполне возможны.

А вот ранчо, на которое никто 50 лет не заглядывал, у нас невозможно. Плотность населения у нас больше, чем в Бразилии. Кроме того, у нас практически нет закрытых коллекций. Да и свободных площадей, о которых никто не знает, и на которым может стоять 50-100 машин, тоже, скорее всего, нет.

Немало дорогих авто во времена Януковича уехало в Донецкий и Луганский регионы. В основном, в гаражи – ездить на них было не по чину. Там, видимо, можно случайно наткнуться на небольшую такую коллекцию, но ее, скорее всего, уже вывезли в Россию.

Миф седьмой: советский автомобиль – сокровище

Реальную цену на советские машины в Украине определит рынок, когда будут открыты границы с Евросоюзом, надеется Дмитрий Позняк.

В Украине было три или четыре попытки создать Всеукраинское общество ретро-машин. Но все они создавались под конкретных чиновников, и когда чиновники менялись, общества разваливались. Если бы мы через FIFA вошли в международный комитет по ретро-технике, мы бы перешли на их классификацию, сертификацию. И тогда наши цены на ретро-мобили пришли бы в соответствие с мировыми и европейскими. И проще было бы завозить к нам коллекционные автомобили.

По международной классификации, ретро-мобилем считается авто от 30 лет и старше. Но это – так называемые юниоры.

Сейчас найти 24-ю “Волгу” ГАЗ-2401 с родными деталями очень сложно. В СССР была практика делать домашний тюнинг и менять детали на авто на более красивые, а моторы – на более мощные. Поэтому, такая хорошо сохранившаяся “Волга” с минимальным пробегом тоже может вызвать интерес. Даже оригинальную “копейку” ВАЗ-2101 сейчас сложно найти.

Что может цениться… Редкие “Волги”-“догонялки” КГБ с моторами V8 от “Чайки” и 3-ступенчатой АКПП. Естественно дорого ценятся. Или кагебэшные “Жигули” 2113 с внешностью “единички” и мотором от “шестерки”. С двумя аккумуляторами, с двумя бензобаками. Или “Волга” 3105, которых было выпущено всего 96 шт. С полным приводом и двигателем V8. Их в СССР делали для обкомов партии. Со специальной “форточкой” в боковом стекле для предъявления документов было вообще выпущено меньше десятка. 1992 г. в., а найти практически нереально – раритет. “Москвич-412”, с номером 17, который участвовал в ралли. Скоростные машины института ХАДИ, которые выпускались в единичных экземплярах.

Легко случайно разбогатеть… По мнению Дмитрия Позняка, в Украине настоящие коллекционеры не дают объявлений о продаже ретро-каров на сайтах авто базаров. Хорошие машины моментально расходятся между своими. Практически все серьезные коллекционеры друг друга знают. Работает сарафанное радио. Дмитрий Позняк не знает ни одной крупной сделки купли-продажи старого авто, которая бы произошла по объявлению.

Если кому-то удается продать советскую машину за границу, например, в США, получается выгодная сделка. Там такие машины диковинка, а коллекционеров много. Но они не будут звонить на номера в украинских автообъявлениях. Они работают только с серьезными посредниками. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version