Машиностроение Украины и мира

Казахстан: в 2015 рынок новых автомобилей рухнет на 30-40%

19 февраля Андрей Лаврентьев был объявлен победителем конкурса «Предприниматель 2014 г». 2 марта глава группы автомобильных компаний Allur Group прочитал лекцию студентам Евразийского технологического университета. Лаврентьев рассказал ученикам историю становления мирового автопрома со времен Генри Форда и до наших дней. И особенно подчеркнул: сейчас в мире каждый год производится около 50 млн. автомобилей, из которых 27 млн. – в Китае. Россия почти догнала советские показатели, выпустив в 2014 1,3 млн. машин. В Казахстане же в прошлом году собрали около 37 тыс. авто.

Также Лаврентьев рассказал: за последние 4 месяца из РФ привезено примерно 62 тыс. автомобилей, и сейчас спрос на российский автопром значительно спал. По словам лектора, казахстанские предприятия к 2020 г. должны выпускать более 300 тыс. автомобилей в год.

После лекции Лаврентьев ответил на вопросы журналистов.

– Allur Auto пускает в Казахстане производство китайских автомобилей. Не слишком ли рискованных ход, учитывая репутацию китайского автопрома?

– Это современный тренд. Во-первых, китайские авто продаются в самом популярном и доступном ценовом сегменте – от $10 до $15 тыс. Во-вторых, китайские производители уже давно не ассоциируются с кроссовками «Адибас». Сейчас КНР – страна, которая производит больше всего автомобилей в мире. Самые большие автоматизированные автозаводы в мире находятся в Китае. Там присутствуют все глобальные автопроизводители мира. И потенциал Китая уникален. Потому мы и берем их автомобили и дорабатываем.

Мы будем выпускать модели Geely, заменяя некоторые их запчасти на казахстанские и российские. Наше производство будет на уровне сварки кузова и окраски, а не просто предприятием крупноузловой сборки. Сейчас мы проводим инжиниринговые мероприятия. В первом квартале 2016 г. пустим производство.

– Спрос на китайские машины есть?

– Да, в прошлом году компания Geely реализовала в Казахстане более 2,5 тыс. завезенных автомобилей, попав в топ-10 лидирующих брэндов Казахстана.

– Всю зиму наш автопром проигрывал российскому по цене машин. Почему вы не снижали цены?

– Мы цены снизили максимально, насколько возможно, приблизив их к себестоимости. Девальвация рубля – это ненормальное поведение валюты, уникальный процесс. Ежедневно переживать за это мы не можем. Ситуация эта пройдет, и наступит следующий день. И мы к нему должны быть готовы. Наша стратегия рассчитана не на четыре месяца, а на 10-15 лет. И те инвестиции, которые мы сегодня сделали, дадут макроэкономический эффект только через пять лет.

– Вы говорите, что нашим производителям нужна защита со стороны государства. Но разве это не противоречит принципу свободной торговли в рамках ЕЭС и ВТО?

– Развитие автомобильной промышленности никогда не происходит без поддержки государства. Таких исторических примеров нет. Любое автомобильное производство требует не только поддержки, но и согласованной с государством политики. В рамках ЕЭС мы не говорим о лоббировании интересов автомобилестроителей, мы говорим о лишь о зеркальной поддержке казахстанского автопрома, которая есть в России и Беларуси. Не забывайте, что автомобильные предприятия делают реальный вклад в налоговые доходы страны и ВВП. Но мы не просим спасательного круга – мы не умираем.

– На момент бума на российские автомобили вам не приходилось сокращать объемы производства, отправлять сотрудников в неоплачиваемые отпуска?

– Нет, мы подписали меморандум с правительством о социальной ответственности и несокращении рабочих мест. В нем мы говорим о том, что в момент экономического кризиса должны мобилизоваться, сделать больше инвестиций и обучать людей.

– Каков ваш прогноз продаж на 2015 г.?

– Рынок со 160 тыс. автомобилей, проданных в прошлом году, шагнет до отметки 90-110 тыс. в текущем (падение на 30-40%). Но количество проданных автомобилей казахстанского производства повысится (с прошлогодних 37 тыс.), потому что они станут привлекательней по цене.

– Какова доля закупок государства и квазигосударственных структур?

– В прошлом году госзакупки занимали 20% в общем объеме продаж казахстанских авто, в этом году их будет меньше, поскольку бюджет страны сокращен.

– Вы не собираете в Казахстане те автомобили, которые производятся в России. Это не случайно?

– Да, мы выбираем брэнды, которые будут востребованы в России. От своих амбиций выхода на российский рынок мы никогда не отказывались, и вся наша деятельность направлена на экспортный потенциал.

– Основной мировой тренд – появление огромного количества гибридных и электрических автомобилей. В Казахстане могут наладить их производство в ближайшие 10 лет?

– К сожалению, это экономически неоправданно, пока мировые технологии не предложат хорошую цену. (Forbes.kz/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version