Машиностроение Украины и мира

Украина: ПАО «Энергомашспецсталь» (ЭМСС) продолжает активно работать и привлекать новые заказы

Несмотря на тяжелую ситуацию в экономике, “Энергомашспецсталь” продолжает активно работать и привлекать новые заказы. На заводе надеются сохранить бизнес-тонус и в 2015 г., чему поможет девальвация гривны и поддержка российских акционеров.

Вопреки дальнейшему усугублению экономической обстановки в Украине, отдельные крупные промкомпании сохраняют деловую активность. Завод “Энергомашспецсталь” (ЭМСС; г. Краматорск) в конце февраля приступил к выполнению большого заказа на слитки для предприятий Евросоюза – ThyssenKrupp Rothe Erde, SSK von Schaewen Wetter (оба – Германия), Euskal Forging (Испания). Общий вес продукции составит 3875,6 т, она будет использована для получения различных комплектующих. Кроме того, на днях ЭМСС принял заказ от немецкой компании Stahlhandel Groeditz GmbH на изготовление кованых плит общим весом 83,6 т.

От валков до самолетов

Поступают заявки и на такой традиционный товар, как металлургические валки. В феврале российский холдинг “Северсталь” заказал для своей основной производственной площадки в г. Череповец рабочие валки и бандажи массой от 2 до 35 т (общая масса поставки – 365 т). В 2014 г. завод начал сотрудничать с одним из дивизионов корпорации ArcelorMittal – Long Carbon Europe, который специализируется на длинномерном сорте. Под конец года с одним из активов дивизиона – ArcelorMittal Belval (Люксембург) – заключена сделка на 6 рабочих валков совокупным весом 204 т для крупносортного стана горячей прокатки специальных профилей. В краматорской компании говорят, что это новая для нее продукция, поскольку валки будут сделаны из стали повышенной износостойкости с содержанием хрома 3% и с калиброванной поверхностью бочки.

В свою очередь, казахстанское подразделение группы Лакшми Миттала – “ArcelorMittal Темиртау” – в январе заказало у ЭМСС 28 опорных валков общей массой почти 1000 т для стана горячей прокатки “1700”. Эти изделия тоже будут сделаны из стали с 3% хрома. Кроме того, для данного потребителя впервые выполнят шлаковозные чаши – 12 штук объемом 16 куб. м каждая.

Что касается изделий для энергетики, то предприятие продолжает поставку валов роторов ветроэнергетических установок для компании General Electric (США). Агрегаты отгружаются в Данию для финишной обработки и покраски. Также в феврале завод получил опытную заготовку днища корпуса парогенератора (ПГВ) для АЭС по новой технологии – способом секционной ковки-штамповки. На ЭМСС сообщают, что первыми в СНГ освоили эту технологию. По словам начальника отдела кузнечного производства предприятия Александра Лобанова, еще с советских времен производство днища для ПГВ подразумевало достаточно длительный процесс, включая отливку слитка, получение кованой обечайки с определенной толщиной стенки, механообработку обечайки, вырез сектора обечайки, ее разгибку, вырезку огнем круглой заготовки под штамповку с транспортными напусками и, наконец, саму штамповку. Новая технология сокращает процесс благодаря цельнокованой заготовке, исключает несколько этапов и в результате позволяет экономить до 40% металла. В дальнейшем допускается применение секционной ковки-штамповки при изготовлении заготовок днищ корпуса самих атомных реакторов.

Еще одной новацией последних месяцев стало освоение производства труб главного циркуляционного трубопровода АЭС из полых слитков, в чем компания тоже является пионером в СНГ. В этом варианте используется сталь меньшей толщины, что дает более высокую однородность химсостава и, соответственно, улучшенные эксплуатационные характеристики, экономию металла, упрощает ковку через исключение самого энергоемкого этапа – осадки. Не требуется и прошивки, так как деталь уже имеет отверстие.

Делают краматорчане и транспортное оборудование. Так, из России получена заявка на заготовки энергоустановок атомных ледоколов, на сей раз – для двух универсальных двухосадочных атомных ледоколов ЛК-60 проекта 22220. Для корпусов двух атомных энергоустановок “РИТМ-200” будет выпущено 174 элемента общим весом 958 т – обечайки, фланцы, кольца и др. В августе-2014 завод уже выполнил такой заказ для головного ледокола проекта 22220 (80 деталей общей массой 547 т). Для одного из крупнейших в мире производителей металлического титана – «ВСМПО-Ависма» (РФ) – ЭМСС выпускает заготовки плит с механической обработкой. После окончательной доводки из них будет изготовлена штамповая оснастка для таких ведущих мировых авиастроителей, как Airbus и Boeing.

Наконец, не так давно парк механообрабатывающего оборудования на предприятии пополнился горизонтально-расточным станком Skoda W200, предназначенным для обработки заготовок высотой до 3 м, длиной до 5 м и шириной до 2 м. Станок оснащен цифровой индикацией, позволяющей выполнять точную обработку по трем осям. В дальнейшем в цехе планируется модернизировать еще два карусельных станка.

Руководство старается поддерживать бизнес-показатели

Итак, канун Нового года был для компании довольно активным, как и весь 2014 г. Обобщать сегодняшнее состояние дел на заводе не стали, однако в неофициальной беседе представитель службы маркетинга отмечает, что руководство старается поддерживать бизнес-показатели, в том числе за счет финансовой и другой помощи со стороны материнского холдинга “Росатом”. Это позволило в общих чертах выполнить ремонтно-модернизационные планы-2014 и наметить таковые на 2015 г. Кроме того, на экономику ЭМСС положительно влияет девальвация гривны, увеличивая выгоду от экспортных контрактов. Все это дает нашему собеседнику основания надеяться, что в 2015 г. предприятие продолжит небезуспешную работу в целом и производственные обновления в частности.

В то же время отраслевые эксперты констатируют, что контракты компании с западными странами подтверждают заинтересованность последних в отечественных металлургах и машиностроителях как в поставщиках недорогих полуфабрикатов, из которых затем можно получать конечный продукт. Притом, что интересно, в 2014 г. крупные потребители ЕС наращивали закупки украинских металлоизделий. Аналитик Владимир Пиковский обращает внимание, что их экспорт в Италию по итогам прошлого года (подгруппа №73 УКТ ВЭД) вырос на 18,3% и превысил $36 млн., в Германию – на 1,1% до $97,9 млн. Отмечен рост продаж в Литву, Францию, Бельгию, Венгрию, Болгарию. Но специалист уточняет, что это связано не столько с либерализацией в рамках взаимной свободной торговли, сколько с ослаблением гривны и ситуативными запросами рынка. А поставки в Польшу по данной товарной подгруппе упали на 5,6% до $54,4 млн.

Тем не менее, несмотря на относительно невысокую цену, в сбыте металлургических и машиностроительных полуфабрикатов на западных рынках заинтересованы операторы не только Украины, но и той же России, в том числе через отечественные площадки. Эксперт по экономической политике Виталий Кулик акцентирует, что у “федералов” остаются объективные бизнес-интересы вопреки ухудшению политконъюнктуры, и российские игроки, безусловно, не прочь использовать свои украинские площадки для поддержки работы на Западе. Это относится и к ЭМСС с его западными контрактами, часть из которых описана выше.

Такие дочерние площадки являются дополнительным источником капитала и налоговых поступлений для кризисной экономики нашей страны, и смогут приносить ей больше, если отношения Киева с Москвой хоть немного наладятся. Пока же промгруппы РФ скорее склонны к выходу из бизнеса в Украине. Та же “Северсталь” в декабре 2014 г. заявила о продаже “Днепрометиза”, с помпой купленного в 2006 г. Аналогичные варианты рассматривает и “Евраз”, и владельцы ИСД. Однако ЭМСС относится к крупному атомному госхолдингу, а не частной меткомпании, и есть основания полагать, что, по крайней мере, в ближайшие год-два вопрос о перепродаже краматорского завода стоять не будет. (МинПром/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version