Машиностроение Украины и мира

Италия: какое будущее ждет Ferrari S.P.A.

Автоконцерн Fiat продает часть акций легендарной спортивной марки. Сможет ли Ferrari пережить трансформацию?

В октябре прошлого года президент Ferrari Лука Кордеро ди Монтедземоло, занимавший пост с 1991 г., покинул компанию. За 23 года он стал настоящей легендой автобизнеса, преобразовав Ferrari из упадочного производителя спортивных автомобилей в один из сильнейших глобальных брендов. Причиной ухода ди Монтедземоло стал конфликт с исполнительным директором владеющего Ferrari концерна Fiat Chrysler Automobiles (FCA) Серджио Маркионне. По слухам, выходя из кабинета Маркионне, ди Монтедземоло обронил фразу: “Отныне Ferrari – американская”. Оттенок у этих слов, думается, был негативный.

Через несколько недель после ухода ди Монтедземоло руководство FCA объявило о решении разместить 10% акций Ferrari на фондовом рынке США к началу грядущего лета. Кроме того, по словам Маркионне, Ferrari должна будет выплатить $2,8 млрд. материнской FCA. Эта мера как нельзя лучше демонстрирует слабость менеджмента Fiat Chrysler Automobiles.

Какое же будущее ждет легендарную спортивную марку без ди Монтедземоло? Надо сказать, что в последние годы прибыльность Ferrari была рекордной, а уровень производственных технологий достиг небывалых высот. Для сохранения эксклюзивности марки ди Монтедземоло ограничил производство автомобилей отметкой в 7000 единиц ежегодно, что только увеличило спрос. Многие покупатели стали тратить по $250000 на новую Ferrari лишь для того, чтобы оставаться в списке приоритетных клиентов.

Первая половина 2014 г. была для компании невероятно успешной: продажа 3631 автомобиля принесла прибыль в $1,6 млрд. (на 14,5% больше по сравнению с 2013г.). Чистый доход составил $158,4 млн., а продажи в Америке, крупнейшем для Ferrari рынке, выросли на 13%.

Успех был подогрет выпуском эксклюзивной модели F60 America в количестве 10 экземпляров, которые тут же были распроданы по цене $3,1 млн. за единицу. Инженеры Ferrari оснастили суперкар последними разработками, включая исполинский V-образный 12-цилиндровый двигатель.

Еще одна новинка Ferrari – модель California T. Машина оснащается восьмицилиндровым 3,9-литровым двигателем с двумя турбинами, который выдает 553 л. с. California T – самый массовый автомобиль в линейке Ferrari. Он является чем-то вроде входного билета в клуб владельцев итальянских суперкаров. Прошлое поколение California было раскритиковано знатоками за “обыденность” и “стандартность”, поэтому инженерам пришлось проделать работу над ошибками. Похоже, им это удалось. Даже такая деталь, как специально настроенное звучание выхлопной системы новой California T, говорит о многом.

Несмотря на происходящие в менеджменте Ferrari изменения, компания продолжит тесное сотрудничество с партнерской Maserati (которая, кстати, имеет весьма амбициозные планы дальнейшего развития). Помимо этого, Ferrari продолжит оказывать содействие другому автопроизводителю – Alfa Romeo. Однако делать это без масштабных инвестиций в инженерию будет все сложнее. Ресурсы Ferrari ограничены, а уровень технологий настолько высок, что расширить команду инженеров в короткий срок вряд ли получится.

После ухода ди Монтедземоло среди фанатов Ferrari чувствуется волнение: не потеряет ли марка эксклюзивности в угоду наращиванию производства и прибыли. Спрос на автомобили марки со стороны развивающихся рынков достаточно высок, и новый менеджмент, скорее всего, захочет этим воспользоваться. Подобные опасения усиливаются заявлениями Маркионне о пересмотре производственных технологий Ferrari в сторону удешевления.

Элитарность и коллекционная ценность Ferrari – неотъемлемые составляющие марки. В августе прошлого года Ferrari GTO 1962 г. в. была продана в Калифорнии за рекордные $38 млн. С именем Ferrari также ассоциируется легендарная команда “Формулы-1” Scuderia Ferrari, стоимость которой оценивается в $1 млрд. Несмотря на серию неудач в ходе сезона 2014 г., Scuderia Ferrari остается одной из самых успешных автогоночных команд за всю историю “Формулы-1”.

Фанаты Scuderia – “тифози”, как их принято называть, – все еще надеются на повторение триумфа 1999-2004 гг. Тогда пилотом команды был легендарный Михаэль Шумахер, ставший пятикратным чемпионом мира. Помимо этого, Scuderia Ferrari стала шестикратным обладателем Кубка конструкторов. После ухода Шумахера в 2006 г. она так и не смогла вернуться в прежнюю форму. Теперь, в результате последних перестановок, будущее команды еще более туманно.

Более 70 лет Ferrari была в надежных руках: сначала ею руководил сам Энцо Феррари, затем – семья Аньелли, основавшая в 1899 г. Fiat. За это время итальянцы стали воспринимать Ferrari как сакральную часть культуры, прочную структуру, неподвластную сиюминутным коммерческим интересам.

Уход ди Монтедземоло и решение провести IPO в Америке, по всей видимости, эту структуру пошатнули. Оба решения настолько спорные, что Маркионне в последнее время отказывается от встреч с журналистами. С технической точки зрения изменения достаточно прозрачные. Семья Феррари сохраняет 10%-ную долю в компании, 80% акций остается у FCA, а 10% продается на фондовом рынке. Аналитики ожидают, что IPO принесет FCA от $700 млн. до $1,2 млрд. Эти деньги позволят концерну развивать бренды Jeep и Alfa Romeo и расплатиться с долгами.

Для того чтобы обезопасить Ferrari от возможных махинаций на бирже, семья Феррари создаст блок с FCA через подконтрольную семье Аньелли инвестиционную компанию Exor, которой будет принадлежать 40% акций. Таким образом, третьей стороне не удастся завладеть контрольным пакетом. Этот шаг Маркионне предпринял, чтобы Ferrari все же осталась в руках итальянцев или по крайней мере создавалось такое впечатление.

Новое руководство Ferrari скрытно в намерениях. Решение финансировать другие бренды концерна FCA за счет продажи части акций – не самое лучшее. Что ж, остается лишь надеяться, что радикальных шагов больше не будет. Если принципы руководства ди Монтедземоло не будут забыты в одночасье, то рано или поздно Ferrari оправится. (forbes.kz/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version