Казахстанский авторынок подводит итоги 2014 г., ставшего, пожалуй, одним из самых непростых в современной истории отрасли и однозначно самым трудным периодом последнего десятилетия. После успешного 2012 г., а также 2013 г., прошедшего на подъеме и завершившегося впечатляющим, на уровне 69%, ростом, игроки были преисполнены самых оптимистичных ожиданий и планировали увеличение продаж примерно до 220000 новых автомобилей. Но февральская девальвация тенге спутала карты, а кризис в Украине, ситуация на мировом нефтяном рынке, произошедшее на этом фоне падение курса рубля и тревожное ожидание очередной девальвации казахстанской валюты не прибавили ясности в оценке перспектив.
В минувшем году продажи новых авто официальными дилерами несколько превысили 150000 единиц; таким образом, не оправдались не только самые оптимистичные ожидания, озвученные в начале года (что неудивительно), но и планы, озвученные после девальвации, когда Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ) прогнозировала объем годовых продаж на уровне 170000 единиц.
В денежном выражении по итогам 11 месяцев 2014 г. рынок продаж новых автомобилей показал рост на 1% и составил $3346,8 млн. Доля импорта остается доминирующей. По данным АКАБ, на начало декабря она равнялась 80,3%, соответственно, доля авто местной сборки составила 19,7% или 120960 и 29601 единицу соответственно. На долю импортеров пришлось чуть более $2643,1 млн., что на 1,5% больше, чем в предыдущем году, а доля национальных производителей сократилась на 1,3% – до $703,7 млн.
Среди стран-производителей автомобилей первое место на казахстанском рынке по-прежнему занимает Россия с результатом продаж на начало декабря 2014 г. 84281 авто и долей в 56% от официального объема рынка. На третьем месте – после авто казахстанской сборки – расположились автопроизводители Узбекистана с результатом продаж 11143 автомобиля и долей рынка 7,4%.
Довольно ощутимо сократились продажи зарубежных автомобильных брэндов. Продажи японских автопроизводителей упали на 21,97% до 9822 единиц, а доля их присутствия на рынке уменьшилась с 8,4% до 6,52%. Доля авто из Соединенного Королевства сократилась с 3,61% до 2,36%, в количественном выражении продажи уменьшились более чем на 34% до 3558 единиц. Спад на 26% отмечен и в продажах южнокорейских машин – к концу года официальные дилеры реализовали в Казахстане немногим более 3080 автомобилей из Страны утренней свежести. А вот авто турецких предприятий практически удвоили присутствие, правда, с весьма скромной стартовой позиции в 705 единиц в конце 2013 г до 1507 по данным на конец 2014 г.
В минувшем году сохранил актуальность наметившийся год назад тренд популярности бюджетных моделей, и это вполне логично. С одной стороны, изменения, инициированные созданием Таможенного союза, уже давно сделали невыгодной покупку железного секонд-хенда. На протяжении последних лет официальные дилеры планомерно осваивали сегмент бюджетных авто (в основном, что немаловажно, усилиями местных производителей). Так что казахстанцы со средним уровнем доходов, особенно региональные жители, оценили возможность приобрести новый автомобиль не на барахолке, а в автосалоне, заодно получив доступ к официальному гарантийному обслуживанию и сервису.
Практически каждая третья покупка нового легкового авто в республике приходилась на брэнд Lada. По итогам 11 месяцев прошлого года Lada заняла первую строчку в таблице брэндов с результатом продаж 41896 единиц и долей рынка 27,83% против 52200 единиц и 34,79% соответственно годом ранее. Как отмечают в компании “БИПЭК Авто”, представляющей на рынке данную марку, линейка АвтоВАЗа, несмотря на снижение доли рынка, практически целиком занимает весь нижний ценовой сегмент и важную роль в этом играет не только цена, но и затраты на обслуживание. А по последнему показателю Lada пока не имеет альтернативы.
На втором месте находится брэнд KIA, продажи которого по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. увеличились с 10920 до 16520 авто, а доля рынка выросла на 3,69% до 10,97%. Для KIA Motors 2014 г. на казахстанском рынке вообще завершился беспрецедентным успехом, несмотря на то что значительная часть линейки представлена автомобилями не самого бюджетного ценового сегмента, порядка $15-30 тыс. Де-факто именно KIA сегодня является брэндом №1 по объемам выпуска автомобилей в стране и лидером в сегменте иномарок. По данным автосборочного предприятия “Азия Авто”, число новых обладателей KIA по итогам прошлого года выросло на 49%, а объемы сбыта достигли 17709 единиц.
Renault по объему продаж к концу года поднялся на седьмое место с результатом 7554 единицы против 4327 единиц в январе-ноябре 2013 г., количественный рост составил 74,58%, доля рынка выросла на 2,13%. На восьмой позиции таблицы брэндов расположился GAZ с 6240 проданными автомобилями и долей рынка 4,14%. Строкой ниже разместился Nissan, чьи официальные дилеры реализовали 5659 автомобилей, а доля рынка составила 3,76%. Замыкает десятку лидеров, согласно данным АКАБ, Skoda, с долей рынка в 3,44%. С января по ноябрь прошлого года официальные продажи автомобилей данного брэнда в Казахстане составили 5172 единицы против 4037 за аналогичный период 2013 г.
Среди тех немногих, кто не попал в первую десятку, но показал рост, аналитики отмечают Peugeot. С пуском производства в Костанае данный брэнд нарастил продажи до 1162 автомобилей против 192 авто годом ранее. Реализация авто марки Volkswagen выросла на 54,98%, с 2297 до 3560 единиц.
Из коммерческой техники рост продемонстрировали Scania (135 машин против 68) и Renault Trucks (45 против 13).
Продажи автомобилей местной сборки за январь-ноябрь 2014 г. в количественном выражении, по данным АКАБ, снизились на 6,95% по отношению к соответствующему периоду 2013 г. Тем не менее отдельные сегменты выросли. В сегменте минивэнов рост продаж составил 48,03%, хорошую динамику показали KIA Carens и Peugeot Partner Panel (реализовано 273 и 44 автомобиля соответственно).
В сегменте легковых автомобилей количественный спад составил 2,75%. В бюджетном ценовом диапазоне $10-15 тыс. по-прежнему лидирует ZAZ Chance с результатом продаж 742 авто и долей 4,76% от общего объема рынка легковых автомобилей. Впрочем, для этого бестселлера нижнего ценового сегмента минувший год стал, по крайней мере на ближайшую перспективу, последним на казахстанском рынке. Одной из причин стала политическая ситуация в Украине. ZAZ Chance пользовались большим спросом среди казахстанских автолюбителей; в 2012 г. на конвейере АО “Агромашхолдинг” было собрано 784 авто данной модели, в 2013 г. – 1976, в 2014 г. планировалось выпустить 2500. Однако в январе успели собрать только 125 авто, после чего поставки компонентов прекратились. Второй момент был связан с несоответствием Chance новому техническому регламенту, согласно которому ввозимые в РК авто должны быть оснащены ремнями, подушкой безопасности, гидроусилителем руля, системой торможения. С нынешнего года на костанайском заводе вместо запорожских авто планируют собирать модели китайского брэнда Geely.
В ценовом диапазоне $15-20 тыс. среди автомобилей местного производства первую строчку занимает Skoda Rapid. В январе-ноябре 2014 г. обладателями этой модели стали 3129 казахстанцев, тогда как годом ранее ее продажи составляли 1406 единиц.
В диапазоне $20-25 тыс. лидером является Chevrolet Cruze, несмотря на снижение занимаемой доли рынка с 19,78% до 14,76% и количественное сокращение продаж с 3169 до 2299 автомобилей.
Среди моделей стоимостью $25-40 тыс. первенство удерживает Skoda Octavia. По итогам 11 месяцев 2014 г. ей удалось хотя и незначительно, но увеличить продажи по сравнению с предыдущим годом – с 1135 до 1180 единиц.
В ценовом диапазоне $40-80 тыс. единственным представителем продукции местного автопрома остается KIA Cadenza, продажи которой составили 75 авто против 73 годом ранее. А вот два представителя премиум-класса, SsangYong Chairman и KIA Quoris, финишировали, что называется, ноздря в ноздрю, реализовав по итогам января-ноября 2014 г. по 24 автомобиля.
Если в натуральном выражении безусловным лидером по доле рынка на протяжении длительного времени остается Lada, то в денежном первая позиция к концу года осталась за Toyota. По данным аналитиков АКАБ, машин популярного среди казахстанских автолюбителей японского брэнда было продано на $548,1 млн. Характерной особенностью ушедшего года стало значительное сокращение продаж в самом нижнем ценовом сегменте, до $10 тыс., – с 16,77% от общего объема реализации новых авто в конце 2013 г. до 7,92% в соответствующем периоде 2014 г. Самыми востребованными на рынке остаются машины в ценовом диапазоне $10-15 тыс., доля которых в общем объеме продаж составила 32,86% против 31,43% годом ранее. Довольно ощутимо возросли продажи моделей в диапазоне $15-20 тыс. – их доля увеличилась с 16,77% до 25,49%. Этот тренд в некоторой степени также можно объяснить девальвационным фактором: многие официальные игроки в первые месяцы после падения курса нацвалюты имели возможность продавать уже имеющиеся на складе авто по старому курсу, и люди, запланировавшие покупку машины, поспешили обзавестись “синицей в руке”, пока автосалоны не подняли цены на “середняков”.
В остальных ценовых сегментах изменения оказались не столь заметны. Диапазон $20-25 тыс. увеличил долю с 10,14% до 11,37%, доля авто по цене $25-40 тыс. снизилась с 15,81% до 14,34%, продажи машин стоимостью $40-80 тыс. сократились с 6,16% до 5,8%. Доля автомобилей, цена которых колеблется в пределах $80-100 тыс., уменьшилась с 0,47% до 0,41% от общего объема продаж, а премиального сегмента (свыше $100 тыс.) – с 2,29% до 1,82%.
Бюджетные машины лидируют и на рынке автокредитования. По данным Kaspi Bank, являющегося одним из его лидеров, за последние два-три года в Казахстане стоимость кредита на подержанные авто стала выше, чем на новые. Это связано с предпочтениями автолюбителей, голосующих в пользу недорогих новых моделей. В результате 95% рынка автокредитования занимают покупки новых автомобилей и лишь 5% – подержанных. Среди лидеров продаж в кредит фигурируют Lada, UzDaewoo, Hyundai, Toyota, KIA, Chevrolet.
Согласно озвученным банком данным, в прошлом году в кредит продавали до 60% новых машин, хотя в 2015 г. автокредитование вряд ли будет расти такими же темпами. О том, что большая часть продаж идет в кредит, говорят и дилеры, в частности крупнейший игрок как в сфере реализации, так и в сфере производства. “Мы прилагаем максимум усилий для того, чтобы смягчить рост цен. С одной стороны, масштабы продаж холдинга позволяют договориться с производителями о более низких ценах и минимизировать сопутствующие издержки, прежде всего транспортные: в нашем распоряжении есть собственный парк из 320 железнодорожных вагонов и 37 автовозов. С другой стороны, значительная часть реализуемых нами автомобилей выпускается на собственном заводе “Азия Авто”. Это дает нам большую свободу в управлении ценами. Наконец, третьим важным фактором являются условия оплаты. Девять из 10 клиентов холдинга – это физические лица, поэтому беспроцентная рассрочка на пять лет, которую предлагают наши филиалы, для многих является решающим аргументом в поисках ответа на вопрос, где приобретать автомобиль. Если в 2013 г. доля наших авто, проданных с использованием займов, составляла 51%, то в 2014 г. она выросла до 68%”, – отмечает председатель совета директоров группы “БИПЭК Авто – Азия Авто” Анатолий Балушкин.
Если говорить о производственных итогах минувшего года, то приходится признать, что казахстанским предприятиям не удалось подняться до результатов 2013 г., но этого было трудно ожидать при снизившемся общем объеме рынка. Еще один повод для опасений относительно ближайших перспектив казахстанского автопрома появился буквально под занавес года на фоне девальвации рубля, когда стало известно, что производство уже остановили или собираются пойти на такой шаг несколько российских заводов, в том числе Ford и “ПСМА Рус” (выпускает Citroen и Mitsubishi), Renault, завод Volkswagen в Калуге. В связи с этим представители предприятий не исключают, что и их ожидают нелегкие времена. “Хорошо известно, что происходящее в российской экономике отзывается на рынке Казахстана. Поэтому государство и автопроизводители должны предпринять активные усилия для того, чтобы предотвратить аналогичные процессы в казахстанском автопроме”, – считает президент “Азия Авто” Ерик Сагымбаев.
Между тем 2014 г. был отмечен рядом интересных инициатив в сфере автомобильного производства. Правда, кардинальных перемен в расстановке сил не произошло, и восемь из 10 производимых в РК автомобилей по-прежнему сходит с конвейера “Азия Авто”. Другие площадки по выпуску легковых авто – “СарыаркаАвтоПром” и “АгромашХолдинг” – действуют в Костанае. На мощностях ТОО “СарыаркаАвтоПром” летом 2014 г. стартовало производство Toyota Fortuner. Данный производственный проект стал первым для Toyota в стране, основанным при этом на методе мелкоузловой сборки, CKD, который включает сварку и окраску кузова. В конце года “СарыаркаАвтоПром” и PSA Peugeot Citroen подписали меморандум о намерениях в отношении организации производства полного цикла в Казахстане.
Что касается самого крупного игрока местной автомобильной индустрии, то по итогам 11 месяцев на “Азия Авто” было изготовлено 26119 авто, что на 4,6% меньше показателя аналогичного периода 2013 г. 41% выпуска обеспечили машины KIA (10631 единица), 22% пришлось на линейку Skoda (5744), порядка 21% – на Chevrolet (5579). 16% – на классический внедорожник Lada 4х4 (4165).
Намечен старт производства новых версий Skoda Octavia и Yeti, будет представлен новый минивэн от KIA и шесть обновленных версий уже выпускаемых моделей корейских партнеров, фейслифтинг ожидает два продукта от Chevrolet.
“БИПЭК Авто – Азия Авто” продолжает начатую в 2013г. реализацию проекта по строительству завода полного цикла. Общий объем инвестиций в создание базовых мощностей оценивается в $500 млн., еще порядка $630 млн. планируется направить на создание смежных производств. На сегодняшний день на реализацию проекта направлено $40 млн. Пуск первой очереди намечен на 2016-2017 гг., вывести предприятие на проектную мощность планируется в 2020-2022 гг., в зависимости от динамики рынка.
Впрочем, озвученные планы – дело будущего. Настоящее же таково, что в конце прошлого года сложилась диаметрально противоположная ситуация, и именно казахстанцы, в первую очередь жители приграничных регионов, ринулись за автомобилями в автоцентры российских городов. Российские дилеры продавали автомобили в рублях, и из-за разницы курсов российской и казахстанской валют покупать в России оказалось гораздо выгоднее. Согласно некоторым данным, “железные кони” там стали дешевле едва ли не на треть, чем в Казахстане, а если учесть, что с нового года вступили в действие новые правила импорта транспортных средств из стран ЕАЭС, то к минимуму сведены и технические сложности провоза автомобилей через границу.
Казахстанцы и раньше отправлялись за машинами в соседнюю страну, но на фоне девальвации рубля эта практика, что называется, пошла в массы и затронула рынок не только новых авто, но и транспорт, бывший в употреблении. По данным Министерства финансов, в конце года в республику было ввезено свыше 22 тыс. машин, большинство – из Российской Федерации.
В свою очередь игроки казахстанского автобизнеса заявили о том, что оказались в неравных с россиянами условиях. С одной стороны, местные дилеры, в отличие от российских коллег, закупают автомобили за доллары, а потому напрямую зависят от курса американской валюты. С другой – за доллары приобретаются даже машинокомплекты, из которых машины собирают на предприятиях РК, так что и автопроизводство напрямую зависит от сводок с валютного фронта.
В сложившейся ситуации некоторые производители сочли возможным пойти навстречу казахстанским дилерам. В частности, о снижении цен на ряд моделей 2014 г. в. в декабре объявила Toyota. Nissan заявил о возможности пересмотра ценовой политики в зависимости от ситуации на рынке. КМК “Астана Моторс” выпустила несколько новых ценовых предложений по BMW и Subaru, как за счет производителей, так и за счет дилеров. В настоящее время совместно с Hyundai компания разрабатывает программу приведения цен на автомобили в рамках ЕАЭС к единому уровню.
В то же время эксперты отмечают, что всплеск автомобильных “шоп-туров” в Россию был временным явлением. По словам главы Независимого автомобильного союза Эдуарда Эдокова, складские запасы, которые в первую очередь и уходили по старым ценам, закончились, а новые цены будут формироваться, исходя из текущего курса доллара по отношению к рублю.
По мнению аналитиков АКАБ, нынешний год не сулит казахстанскому авторынку легкой жизни: на фоне приостановки производственных линий на российских заводах, выпускающих иномарки, неизбежны перемены в балансе сил участников. С другой стороны, у казахстанских производителей есть шанс воспользоваться моментом и занять более прочные позиции на внутреннем рынке. (forbes.kz/ Машиностроение Украины и мира)