Машиностроение Украины и мира

Россия: ЗАО «Трансмашхолдинг» в ближайшие три года остается основным поставщиком ОАО «РЖД»

Стало известно, кто разделит заказы РЖД на 143 млрд. руб. в ближайшие три года. Основным поставщиком монополии останется “Трансмашхолдинг” Искандера Махмудова и Андрея Бокарева…

На сайте госзакупок 25-27 февраля появилась информация о 15 заключенных контрактах РЖД с единственными исполнителями производителями электровозов и тепловозов. Общая сумма контрактов – около 143,5 млрд. руб. Из них большая часть – 137,6 млрд. руб. – приходится на торговый дом “Трансмашхолдинга” – “Рослокомотив”. Один контракт на 3,26 млрд. руб. получили “Уральские локомотивы” (СП “Синары” Дмитрия Пумпянского и Siemens), еще два заказа в общей сложности на 2,47 млрд. руб. достались самой “Синаре”.

Программа закупок рассчитана на три года – 2015-2017 гг. В общей сложности РЖД должны получить 1084 тепловоза, электровоза и электропоезда, свидетельствуют данные сайта госзакупок.

В этом году РЖД приобретут 351 локомотив у “Трансмашхолдинга” и еще 133 у “Синары”, уточнил представитель монополии, общая сумма поставок – около 60,2 млрд. руб. В прошлом году компания потратила больше – 76,5 млрд. руб., купив 657 тепловозов и электровозов, уточняет он. Причем большая часть заказа – 478 машин – также досталась “Трансмашхолдингу”, свидетельствуют данные пресс-службы РЖД, “Синаре” и “Уральским локомотивам” достались заказы на 182 локомотива.

“Трансмашхолдинг” принадлежит Андрею Бокареву и Искандеру Махмудову. По итогам 2014 г. журнал Forbes поставил их на первое место в рейтинге “Короли госзаказа”. По оценке издания, структуры предпринимателей, и в первую очередь ТМХ, получили заказов от государственных структур на 130,7 млрд. руб.

С 2007 г. РЖД контролируют блокирующий пакет основного поставщика пассажирских вагонов и локомотивов, купив его за 9 млрд. руб. Тогда президент монополии говорил, что РЖД получили компанию с “передовыми технологиями”. Но в начале февраля совет директоров РЖД одобрил продажу пакета, владеть которым, как объяснял Якунин, “неправильно с рыночной точки зрения”, так как на рынке появились другие производители. Долю РЖД в “Трансмашхолдинге” президент РЖД оценивал в 13 млрд. руб. Тем не менее монополия продолжает снабжать ТМХ крупными заказами – около 70% продукции холдинга по оценке Forbes производится по контрактам с РЖД на $2-3 млрд. в год, оценивает Forbes.

Всего за последние 11 лет с начала работы РЖД приобрели более 4,4 тыс. локомотивов, пик программы обновления парка пришелся на 2013 г., когда железные дороги получили от производителей 804 локомотива.

Производственная программа в этом году будет немного меньше, чем в прошлом, но это все равно позволит загрузить производство и не сокращать людей, сказал представитель “Трансмашхолдинга”. Представитель “Синары” обещал предоставить комментарии позже.

Средний возраст 20 тыс. локомотивов РЖД весной 2014 г. оценивали в 27 лет. По принятой в конце 2013 г. программе развития монополии к 2030 г. возраст электровозов и тепловозов должен сократиться до 20,3 года. Для этого нужно покупать ежегодно 700-770 локомотивов, сообщал в декабре 2013 г. старший вице-президент компании Валерий Решетников.

Уже стало известно, где монополия возьмет деньги для оплаты заказов на 2015 г. Компания собирается разместить 11 серий облигаций на 145 млрд. руб. Решение об этом совет директоров РЖД одобрил на заседании 6 марта, сообщила компания. Объем семи траншей бумаг составит 15 млрд. руб. каждый, остальных – по 10 млрд. руб. Срок обращения облигаций, которые будут распространятся по закрытой подписке, составит 20-30 лет. В качестве потенциальных приобретателей бумаг РЖД называют государственные банки – ВТБ, “Газпромбанк”, “Россельхозбанк”, ВЭБ, а также Министерство финансов.

Это программа облигационных займов, которые РЖД будет размещать по мере необходимости финансирования инвестиционных проектов и текущей деятельности, сказал представитель монополии. Часть бумаг компания разместит в этом году для привлечения средств ФНБ через банки, которые правительство докапитализирует из средств фонда, уточнил он.

Скорее всего, общая сумма размещений не превысит 100 млрд. руб., говорит знакомый с планами РЖД источник. Компания может разместить первый транш в марте-апреле, утверждает он. Часть вырученных средств, скорее всего, пойдет на авансы производителям локомотивов, с которыми РЖД уже заключают договоры, утверждает он.

В 2013-2014 гг. покупателем двух траншей облигаций РЖД на 100 млрд. руб. выступил ВЭБ, использовав средства пенсионных накоплений. Но с этого года схема поменялась и инвестиционная программа РЖД будет финансироваться через госбанки, которые получат деньги из ФНБ. Старт облигационной программы позволил РЖД начать одну из самых масштабных программ обновления парка локомотивов.

Деньги на инвестиции правительство должно было выделить железнодорожной монополии еще в январе, но процесс застопорился. Из-за этого без работы оказались тысячи рабочих предприятий, которым РЖД не смогли подтвердить заказ на этот год.

В конце января руководство входящего в “Трансмашхолдинг” Новочеркасского электровозостроительного завода заявило, что сократит производственный план на этот год в полтора раза относительно изначального и в апреле уволит более 440 рабочих. Такие же проблемы из-за неподтвержденного заказа возникли и у других производителей локомотивов и их поставщиков, на которых работают около 40 тыс. человек, рассказывали в начале февраля два источника в отрасли.

В роли спасителя выступил банк ВТБ, который 20 февраля объявил о том, что выдал кредиты на 15 млрд. руб. все тем же “Трансмашхолдингу”, “Синаре” и “Уральским локомотивам”. Предприятия должны вернуть кредит после того, как в начале второго квартала получат аванс от РЖД, объясняли тогда источники, близкие к одному из производителей и РЖД. (RBCdaily/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version