Машиностроение Украины и мира

Украина: автобизнес фактически оказался на грани выживания

В середине февраля состоялся Круглый стол, на котором присутствовали не только ведущие импортеры и производители автомобилей, но и народные депутаты, чиновники Министерства экономики и даже замглавы администрации президента. Дискуссия была далеко не праздничная, ведь автобизнес фактически оказался на грани выживания. В результате напряженной дискуссии появились конструктивные предложения…

О том, что рынок новых автомобилей катастрофически сократился, уже писалось. Но причина этого не только в сложной экономической обстановке в стране и военных действиях.

Директор по маркетингу Группы компаний “АИС” рассказал о “серых” схемах завоза автомобилей в Украину, при которых государство не получает деньги в бюджет. Речь идет о поставках подержанных грузовых фургонов для последующего переоборудования. Вопреки мнению, что это частные лица ввозят для собственных нужд, в корпорации “АИС” привели статистику, что 70% всех этих авто импортируются 20 юрлицами, которые зарегистрированы в одной области – Волынской. Кроме того, более 50% авто, которые идут по данной схеме, проходят через одну таможню. По мнении. Сергея Боровика, складывается такое впечатление, что у контрабандистов лобби в парламенте. Только с 1 января введен акциз на переоборудование, как тут же появляется законопроект об его отмене.

Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко сказал, что тоже знает не меньше 14 схем “серого” безналогового завоза автомобилей в Украину. И они по-прежнему работают.

Замглавы Администрации президента Дмитрий Шимкив, оказывается, имел непосредственное отношение к автоматизации автомобильных производств. По его мнению, автомобилестроение – один их флагманов украинской экономики. У нас есть технологии и есть разработки. И сегодня в Украине разрабатываются системы современного мирового автопрома. Для поддержке автомобильных производителей, по мнению Шимкива, необходимо государственное партнерство с предприятиями и свободные экономические зоны для аккумуляции инвестиций. Он – за национальный автопром. Но не за ту его модель, которая существует сегодня. Наш автопром должен стать частью глобального мирового производства. И мы должны соответствовать европейским стандартам.

На Круглом столе все спикеры, как один, говорили о необходимости создания у нас условий для привлечения инвесторов. Удивительное единодушие.

Глава наблюдательного совета ЧАО “Еврокар” Олег Боярин был настроен не так оптимистично, как Шимкив. Он считает, что те партнерские договоренности производителей с государством, которые были достигнуты, государство сегодня не выполняет. По его мнению, это отлично, что у Украины такие большие перспективы для развития производства. Но что делать с уже существующими, работающими предприятиями? С их оборудованием и персоналом? Для их продукции нет рынка. Ни украинского сегодня, ни российского, ни европейского. Ассоциация с Евросоюзом не открывает перед Украиной европейские рынки. И у производителей для реализации их продукции сегодня такой мизерный рынок, что необходимо увольнять 90% персонала. Люди не зарабатывают себе на зарплаты.

По мнению Олега Боярина, не нужно все сваливать на войну. Она идет год, а экономика в стране системно разрушается 23 года. Идет имитация реформ. Никаких реальных изменений нет. По словам Олега Боярина, правительство за год работы, к сожалению, не смогло представить системного подхода к управлению экономикой. Предприятия автомобилестроения, которые могут генерировать до 10% ВВП, не имеют возможности развиваться из-за системных проблем государственного управления.

Ситуация на украинском авторынке настолько сложная, что Олег Назаренко даже предложил подписать меморандум о взаимопонимании между импортерами и производителями, чтобы сообща отстаивать бизнес. “Мы не просим у государства помощи. Мы просим у чиновников не мешать работать”, – сказал Назаренко. Зачем, например, сертифицировать в Украине продукцию завода Mercedes-Benz, который и так имеет международный сертификат. Почему мы его не признаем? Это возможность подзаработать для наших чиновников.

Представитель Министерства экономики заявил, что сейчас перед Министерством стоит цель, чтобы импорт в Украину был менее выгоден, чем производство автомобилей внутри страны. Но потом он запутался в вопросах качества и начал утверждать, что качество у нас даже выше, чем на иностранных предприятиях.

По словам генерального директора компании “АВТ Бавария” Александра Тимофеева, все изменения законодательной и налоговой базы, которые происходили последние два года – это элементарное издевательство над импортерами. Защищая производителей, государство фактически мордовало всех импортеров. А ведь это тоже инвестиции. Поэтому новому руководству надо прежде всего разобраться с тем, что делается правительством.

Глава представительства “Пежо-Ситроен Украина” Лоик Сибрак вообще откровенно заявил, что сегодня дилеры закрываются, они – умирают. И главный вопрос для импортеров – это спасти бизнес и дилеров. Чтобы продолжать импортировать автомобили в Украину. Соблюдая все правила и законы Украины.

Как оказалось, даже глава транспортного комитета ВР не совсем в курсе ценообразования на авторынке. Он вначале обвинил импортеров в завышении цен, но после пообещал разобраться. Поэтому, Олег Боярин предложил, чтобы автопроизводители и импортеры собрали рабочую группу, систематизировали актуальные вопросы и сами стали заказчиками изменений в экономике у правительства. Надо поставить перед Кабмином конкретные задачи. Хорошая идея. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version