Машиностроение Украины и мира

Украина: рынку подержанных автомобилей помогли девальвация и «серые» схемы

Украинцы вынужденно пересаживаются на подержанные машины. По итогам прошлого года их доля в продажах выросла с 64% до 72%, рассказал директор консалтинговой компании “Auto-Consulting” Олег Омельницкий. По его словам, в прошлом году продажи новых автомобилей рухнули на 54% до 92,4 тыс. шт., а подержанных – всего на 33% до 240,9 тыс. шт.

На рынке подержанных машин по итогам 2014 г. первое место занимает “ВАЗ” с долей в 22%. В ТОП-5 вошли “ЗАЗ”, Daewoo, Toyota, Chevrolet. “Лидерство занимают те марки, которые массово продавались в сегменте новых автомобилей за последние десять лет”, – объясняет Омельницкий.

Валютная составляющая не столь значима в ценообразовании на подержанные автомобили, как на рынке новых иномарок. Поэтому, рассказывает эксперт рынка Николай Росличенко, если сравнивать начало 2014 г. и начало 2015 г., то цены выросли чуть более 70%. Он добавил, что владельцы подержанных машин для активизации спроса, который сейчас достаточно низкий, могут себе позволить предоставлять дисконт, в отличие от дилеров новых автомобилей, где есть закупочная стоимость в валюте. Для сравнения, новые автомобили за прошлый год подорожали в среднем в 2-2,5 раза в гривне, рассказывает директор по маркетингу Группы компаний “АИС” Сергей Боровик.

Увеличение гривневых цен на новые автомобили в течение года происходило параллельно с падением курса национальной валюты, отмечает генеральный директор компании “Пежо Ситроен Украина” Лоик Сибрак. “Цены выросли, а доходы граждан в большинстве случаев остались на прежнем уровне. В результате покупатели стали выбирать более доступные модели новых автомобилей или переориентироваться на б/у”, – заключает Сибрак.

По словам Омельницкого, есть случаи поставки на рынок подержанных машин из зоны АТО, но массового характера они не имеют, чтобы оказывать существенное влияние на цены в этом сегменте авторынка. Если рассматривать рынок подержанных автомобилей в зоне АТО, то объем предложений по Донецкой области снизился на 40%, по Луганской – на 50%, говорит Росличенко.

В прошлом году на авторынок стал сильно оказывать влияние фактор импорта подержанных машин по “серым” схемам, что также привело к падению доли новых машин на рынке. “Почти весь прошлый год де-факто была контрабанда подержанных иномарок. Под видом грузовых в Украину завозились пассажирские автомобили, при чем по заниженной в 7-10 раз стоимости. С помощью этой схемы в разы занижался уплачиваемый НДС и пошлины, вообще не платился акциз”, – рассказал Сергей Боровик. Средняя цена таких авто в конечном итоге на рынке $8-20 тыс., а в этот ценовой сегмент входит около 70% предложения на рынке новых автомобилей.

Во второй половине 2014 г. “подержанный” импорт сравнялся по объему с рынком новых автомобилей – на уровень 6000 ед. в месяц, рассказывает Боровик. “Только за ноябрь-декабрь в страну по этой серой схеме завезено около 30 тыс. б/у авто. Провальный рынок новых авто в январе в 2,5 тыс. – результат давления этой по сути контрабанды”, – отмечает эксперт.

Основные страны – поставщики контрабанды: Польша, Литва и Чехия.

Причинами роста контрабанды Боровик называет законодательные изменения. В апреле Верховная Рада отменила акциз на переоборудование грузовых автомобилей в пассажирские. Поэтому стало выгодным перегонять в Украину из Германии и Франции легковые автомобили, с которых перед таможней снимаются сиденья, потом они импортируются под видом грузовых, а потом в Украине после растаможки ставить сиденья обратно и выпускать машины на рынок уже в виде легковых.

Тенденция перетекания покупателей из сегмента новых машин в сегмент подержанных продолжится, ожидает Омельницкий. На это указывает рост доли в структуре продаж подержанных машин в четвертом квартале 2014 г. до 75%, а уже в самом последнем месяце года – декабре – и до 78%. Сергей Боровик настроен оптимистичнее. С января, после принятия нескольких законов (введение акцизов на импорт грузовых, на переоборудование б/у авто из грузовых в пассажирские/легковые) “серая” схема ввоза подержанных автомобилей должна исчезнуть, прогнозирует он. (Капитал/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version