Машиностроение Украины и мира

Украина: в госбюджете-2015 на укрепление обороноспособности предусмотрены рекордные 85 млрд. грн.

В госбюджете-2015 на укрепление обороноспособности Украины предусмотрены рекордные 85 млрд. грн., или 5% ВВП. Это беспрецедентная сумма, превышающая показатель прошлого года в 3 раза, и в 4-6 раз – оборонные бюджеты последних лет довоенного периода.

Глава СНБО Александр Турчинов дал лишь самые общие ориентиры по направлению военных трат – по его словам, около 34 млрд. будет выделено на безопасность и 51 млрд. – на оборонные цели.

Для контроля над расходованием этих средств Петр Порошенко выстраивает собственную вертикаль, в том числе и через СНБО. В феврале первым замом главы совета назначен Олег Гладковский (до смены фамилии – Свинарчук), который с августа прошлого года занимает пост главы межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю.

Гладковский-Свинарчук – экс-президент корпорации “Богдан”, давний бизнес-партнер Порошенко. А гендиректор “Укроборонпрома” Роман Романов, назначенный в июле 2014 г., за несколько месяцев до этого курировал предвыборную кампанию Петра Порошенко в Херсонской области.

Кто будет распоряжаться этими деньгами? Forbes нашел несколько конкретных примеров борьбы за оборонный бюджет.

Закупки вооружения. “Спецтехноэкспорт” – торговый агент в структуре ГК “Укроборонпром”, который продает украинскую технику на экспорт и закупает за рубежом недостающие в Украине образцы. Значимость и объем контрактов “Спецтехноэкспорта” выросли пропорционально возросшим военным потребностям Украины.

В феврале в “Спецтехноэкспорте” появился новый топ-менеджер – 24-летний Антон Пашинский, сын председателя комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности и обороны и экс-главы Администрации президента Украины Сергея Пашинского. Он возглавил второй департамент государственного хозрасчетного внешнеторгового предприятия “Спецтехноэкспорт” государственного концерна “Укроборонпром” – это подразделение ведет, в частности, военные контракты Украины с Северным Суданом на десятки миллионов долларов.

Профильного образования, которое бы частично компенсировало отсутствие опыта, у нового топ-менеджера нет: Пашинский-младший – выпускник Киевского национального экономического университета им. Гетьмана. До назначения в “Спецтехноэкспорт” он работал брэнд-менеджером компании Avangard олигарха Олега Бахматюка. Упоминание об этом этапе карьеры есть на его странице в Facebook.

На вопрос о занимаемой должности Пашинский-младший ответил лаконично: “Ходил в отдел кадров для уточнения. Я – начальник департамента контрактов №2”. По остальным вопросам напрямую он отказался общаться, ссылаясь на корпоративные правила госконцерна. “Не хочу, чтобы из моего места работы кто-то делал сенсацию, но согласно нашим положениям, общаться с журналистами без согласования концерна “Укроборонпром” я права не имею”, – сообщил он.

Его отец – глава комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский – назвал информацию о трудоустройстве сына в “Спецтехноэкспорт” “фантазией”. “Человек, который представился моим сыном, дал ошибочную информацию. Очень жаль, что журналисты дают неправдивую информацию – про какие-то миллиарды гривен, департаменты “Укроборонпрома”. Мой сын не работает во втором департаменте “Укроборонпрома”, – сказал он.

Позвонив после этого еще раз в приемную “Спецтехноэкспорта” и попросив соединить с департаментом Антона Пашинского, журналист услышал, что тот находится в командировке.

“Надо отдать должное, молодой человек честно признался, что вообще не разбирается в экспорте-импорте вооружений. Попросил ввести его в курс дела. Вот, вводим не спеша, пока СБУ проверяет его на возможность допуска к гостайне”, – на условиях анонимности рассказал источник в компании.

Еще 17 марта 2014 г. и. о. президента Александр Турчинов назначил Сергея Пашинского главой набсовета госконцерна. В этом статусе Сергей Пашинский лично представлял коллективу “Укроборонпрома” новых начальников. Кадровая чехарда прекратилась в начале июля 2014 г., когда уже новый президент подписал указ о назначении гендиректором “Укроборонпрома” Романа Романова.

Динамика военных бюджетов Украины за последние пять лет

Год Сумма, предусмотренная в бюджете на оборонные нужды, млрд. грн. % от ВВП
2011 13,8 (фактически выделено 12,71) 1,07% (0,98%)
2012 16,38 1,1 %
2013 18,8 1,1 %
2014 14,6; после неоднократных пересмотров повышен до 27 н/д, так как итоговый показатель ВВП еще не обнародован
2015 85 5% (в том числе на оборону – 3%)

Исследование беспилотников. Масштабный околовоенный проект инициировал секретарь парламентского комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Иван Винник.

Винник – депутат от “Блока Петра Порошенко”, избранный по Херсонской области (Новая Каховка). При этом Винник был согласованным кандидатом между БПП и “Народным фронтом”.

В Херсоне Винник фигурировал в нескольких громких скандалах. Будучи директором ООО “Завод строительных материалов №1” (Новая Каховка), Иван Винник в 2012 г. стал фигурантом уголовного дела по ч. 2 ст. 367 УКК Украины. Его обвиняли в доведении предприятия до банкротства и ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, что повлекло тяжкие последствия: непоступление в госбюджет средств в виде налога на добавленную стоимость в 444000 грн.

Винник в суде признал вину, и Каховский горрайсуд 21 февраля 2013 г. принял решение закрыть дело и амнистировать обвиняемого. При этом депутат до сих пор остается невыездным из страны – из-за задолженности перед “Альфа-Банком” на 332 млн. грн. суд наложил запрет на трансграничные перемещения депутата и его супруги.

В парламенте депутат Иван Винник – один из самых активных законодателей, список его депутатских инициатив в правоохранительной и оборонной сфере приближается к трем десяткам. Активен он и за пределами парламента – посетив вместе с другим членом БПП Бориславом Розенблатом Житомирский военный институт им. С. Королева, он инициировал создание в Житомире научно-производственного центра по разработке и производству беспилотных летательных аппаратов. На это, по словам депутата, потребуется 1 млрд. грн. в 2015-2016 гг.

Целесообразность расходования такой значительной суммы бюджетных средств на этот проект – под вопросом. Житомирское предприятие уже давно разработало и выпускает беспилотники, которые активно используются украинскими военными. Как сообщил пресс-центр АТО еще в августе 2014 г., такие летательные аппараты появились на вооружении сил АТО, применяются они в основном для воздушной разведки в горячих точках.

Forbes обратился к эксперту по вооружениям с вопросом: были ли зафиксированы неполадки в работе этих беспилотников, из-за чего могла бы возникнуть необходимость в разработке принципиально новых образцов. По его словам, единственное нарекание – малое их количество, потребности же в исследовательских работах на миллиард нет.

Forbes направил запросы в СНБО, профильный комитет парламента и Финмониторинг с просьбой обосновать необходимость таких исследований и на что конкретно чиновники собираются потратить 1 млрд. грн. По словам Сергея Пашинского, на базе Житомирского военного института создаются десятки проектов. “Очень жаль, что государство их не может поддержать финансово, и этот 1 млрд. грн. – это откровение”, – говорит он.

По его словам, и Житомирский военный институт, и другие учреждения этого профиля нужно поддерживать оборонными заказами, давая им возможность развивать оборонную промышленность. “Для того чтобы сделать беспилотники, которые нам нужны, необходимо $500 млн. и 3-4 года, у нас ни того, ни того нет. Я приветствую всех волонтеров и активистов, которые занимаются беспилотной авиацией и помогают армии. На базе военной службы есть разработки, которые мы планируем пустить в производство, но это будет еще нескоро”, – подчеркивает он.

Юрий Береза, замглавы фракции “Народного фронта”, глава подкомитета по вопросам военной безопасности и обороны комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности и обороны, отмечает, что беспилотные проекты могут реализовывать украинские авиамоделисты, выпускники технических ВУЗов страны: “Зачем сегодня тратить миллиард на такое? Я категорически против, чтобы использовать 1 млрд. грн. на эту программу”.

Более обоснованной он считает точечную поддержку – на одну из мощных авиамодельных групп, которые серьезно занимаются разработками и в Киеве, и Днепропетровске, и Харькове, и Львове. “Лучше поддерживать вот такие группы, и я уверен, что результат они дадут намного лучше”, – считает он.

Проект «Стена». По данным замминистра финансов Игоря Уманского, часть оборонного бюджета будет израсходована на проект “Стена” – фортификационное сооружение на границе с Россией.

Это один из самых дорогостоящих и самый распиаренный военный проект в Украине. Впервые о необходимости отделиться от России не только в геополитическом, но и физическом смысле Арсений Яценюк заявил в июне 2014 г. Проект, несмотря на его очевидную бутафорию, а может быть, именно поэтому вызвал горячее одобрение в обществе.

Смета проекта неоднократно корректировалась. Стартовав с 8362 млн. грн. (исходя из стоимости обустройства 1 км границы в 4 млн. грн.), затем расчетные затраты были существенно уменьшены. По словам Виктора Назаренко, главы Государственной пограничной службы, стоимость проекта после оптимизации уменьшится минимум в два раза. “Ориентировочная сумма затрат на обустройство 1 км – не более 1 млн. грн. в зависимости от местности и пограничной инфраструктуры”, – сказал он.

Учитывая особый статус объекта, детали его реализации отнесены к категории “государственная тайна”. В 2014г. Кабмин выделил на линию безопасности и Европейский вал 235 млн. грн. На границе уже обустроено 144 км танковых рвов и 90 км инженерных ограждений.

Пока известен только один подрядчик – Харьковский завод им. Фрунзе, который выпустил партию систем ограждения общей протяженностью в 4,3 км для укрепления украинско-российской границы. Общая стоимость контракта составляет 1,7 млн. грн. “Под заказ предприятие установило специальную цену, она значительно ниже стоимости, по которой продукцию отпускают на рынок”, – говорится в сообщении завода.

“Стена” включает комплекс инженерных сооружений: пограничные столбы, противотанковый ров, брустверы, контрольно-следовую полосу, а также рокадную дорогу для передвижения отрядов погранслужбы, предусмотрена установка датчиков и видеокамер. Срок реализации проекта – три года.

Структура военного бюджета на 2015 г. в разрезе ведомств

Направление Сумма
На потребности обороны Украины для:
Минобороны 40249,3 млн. грн. и предоставление госгарантий в 4400,0 млн. грн.
Главное управление разведки Минобороны Украины 758,9 млн. грн.
Национальная гвардия Украины 7077,4 млн. грн. и предоставление госгарантий в 1000,0 млн. грн.
На другие потребности обеспечения национальной безопасности и обороны для:
МВД 15961,1 млн. грн. и предоставление госгарантий в 300 млн. грн.
Госпогранслужба Украины 4245,2 млн. грн. и предоставление госгарантий на 300 млн. грн.
Госслужба Украины по чрезвычайным ситуациям 4259,7 млн. грн.
Госмиграционная служба 1005,3 млн. грн.
СБУ 4471,2 млн. грн.
Службы внешней разведки 644,4 млн. грн.
Управление госохраны 433,1 млн. грн.
Госслужба спецсвязи и защиты информации 700,0 млн. грн.

Данные: закон Украины “О Государственном бюджете на 2015 г.”. (forbes.ua/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version