В госбюджете-2015 на укрепление обороноспособности Украины предусмотрены рекордные 85 млрд. грн., или 5% ВВП. Это беспрецедентная сумма, превышающая показатель прошлого года в 3 раза, и в 4-6 раз – оборонные бюджеты последних лет довоенного периода.
Глава СНБО Александр Турчинов дал лишь самые общие ориентиры по направлению военных трат – по его словам, около 34 млрд. будет выделено на безопасность и 51 млрд. – на оборонные цели.
Для контроля над расходованием этих средств Петр Порошенко выстраивает собственную вертикаль, в том числе и через СНБО. В феврале первым замом главы совета назначен Олег Гладковский (до смены фамилии – Свинарчук), который с августа прошлого года занимает пост главы межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю.
Гладковский-Свинарчук – экс-президент корпорации “Богдан”, давний бизнес-партнер Порошенко. А гендиректор “Укроборонпрома” Роман Романов, назначенный в июле 2014 г., за несколько месяцев до этого курировал предвыборную кампанию Петра Порошенко в Херсонской области.
Кто будет распоряжаться этими деньгами? Forbes нашел несколько конкретных примеров борьбы за оборонный бюджет.
Закупки вооружения. “Спецтехноэкспорт” – торговый агент в структуре ГК “Укроборонпром”, который продает украинскую технику на экспорт и закупает за рубежом недостающие в Украине образцы. Значимость и объем контрактов “Спецтехноэкспорта” выросли пропорционально возросшим военным потребностям Украины.
В феврале в “Спецтехноэкспорте” появился новый топ-менеджер – 24-летний Антон Пашинский, сын председателя комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности и обороны и экс-главы Администрации президента Украины Сергея Пашинского. Он возглавил второй департамент государственного хозрасчетного внешнеторгового предприятия “Спецтехноэкспорт” государственного концерна “Укроборонпром” – это подразделение ведет, в частности, военные контракты Украины с Северным Суданом на десятки миллионов долларов.
Профильного образования, которое бы частично компенсировало отсутствие опыта, у нового топ-менеджера нет: Пашинский-младший – выпускник Киевского национального экономического университета им. Гетьмана. До назначения в “Спецтехноэкспорт” он работал брэнд-менеджером компании Avangard олигарха Олега Бахматюка. Упоминание об этом этапе карьеры есть на его странице в Facebook.
На вопрос о занимаемой должности Пашинский-младший ответил лаконично: “Ходил в отдел кадров для уточнения. Я – начальник департамента контрактов №2”. По остальным вопросам напрямую он отказался общаться, ссылаясь на корпоративные правила госконцерна. “Не хочу, чтобы из моего места работы кто-то делал сенсацию, но согласно нашим положениям, общаться с журналистами без согласования концерна “Укроборонпром” я права не имею”, – сообщил он.
Его отец – глава комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский – назвал информацию о трудоустройстве сына в “Спецтехноэкспорт” “фантазией”. “Человек, который представился моим сыном, дал ошибочную информацию. Очень жаль, что журналисты дают неправдивую информацию – про какие-то миллиарды гривен, департаменты “Укроборонпрома”. Мой сын не работает во втором департаменте “Укроборонпрома”, – сказал он.
Позвонив после этого еще раз в приемную “Спецтехноэкспорта” и попросив соединить с департаментом Антона Пашинского, журналист услышал, что тот находится в командировке.
“Надо отдать должное, молодой человек честно признался, что вообще не разбирается в экспорте-импорте вооружений. Попросил ввести его в курс дела. Вот, вводим не спеша, пока СБУ проверяет его на возможность допуска к гостайне”, – на условиях анонимности рассказал источник в компании.
Еще 17 марта 2014 г. и. о. президента Александр Турчинов назначил Сергея Пашинского главой набсовета госконцерна. В этом статусе Сергей Пашинский лично представлял коллективу “Укроборонпрома” новых начальников. Кадровая чехарда прекратилась в начале июля 2014 г., когда уже новый президент подписал указ о назначении гендиректором “Укроборонпрома” Романа Романова.
Динамика военных бюджетов Украины за последние пять лет
Год | Сумма, предусмотренная в бюджете на оборонные нужды, млрд. грн. | % от ВВП |
2011 | 13,8 (фактически выделено 12,71) | 1,07% (0,98%) |
2012 | 16,38 | 1,1 % |
2013 | 18,8 | 1,1 % |
2014 | 14,6; после неоднократных пересмотров повышен до 27 | н/д, так как итоговый показатель ВВП еще не обнародован |
2015 | 85 | 5% (в том числе на оборону – 3%) |
Исследование беспилотников. Масштабный околовоенный проект инициировал секретарь парламентского комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Иван Винник.
Винник – депутат от “Блока Петра Порошенко”, избранный по Херсонской области (Новая Каховка). При этом Винник был согласованным кандидатом между БПП и “Народным фронтом”.
В Херсоне Винник фигурировал в нескольких громких скандалах. Будучи директором ООО “Завод строительных материалов №1” (Новая Каховка), Иван Винник в 2012 г. стал фигурантом уголовного дела по ч. 2 ст. 367 УКК Украины. Его обвиняли в доведении предприятия до банкротства и ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, что повлекло тяжкие последствия: непоступление в госбюджет средств в виде налога на добавленную стоимость в 444000 грн.
Винник в суде признал вину, и Каховский горрайсуд 21 февраля 2013 г. принял решение закрыть дело и амнистировать обвиняемого. При этом депутат до сих пор остается невыездным из страны – из-за задолженности перед “Альфа-Банком” на 332 млн. грн. суд наложил запрет на трансграничные перемещения депутата и его супруги.
В парламенте депутат Иван Винник – один из самых активных законодателей, список его депутатских инициатив в правоохранительной и оборонной сфере приближается к трем десяткам. Активен он и за пределами парламента – посетив вместе с другим членом БПП Бориславом Розенблатом Житомирский военный институт им. С. Королева, он инициировал создание в Житомире научно-производственного центра по разработке и производству беспилотных летательных аппаратов. На это, по словам депутата, потребуется 1 млрд. грн. в 2015-2016 гг.
Целесообразность расходования такой значительной суммы бюджетных средств на этот проект – под вопросом. Житомирское предприятие уже давно разработало и выпускает беспилотники, которые активно используются украинскими военными. Как сообщил пресс-центр АТО еще в августе 2014 г., такие летательные аппараты появились на вооружении сил АТО, применяются они в основном для воздушной разведки в горячих точках.
Forbes обратился к эксперту по вооружениям с вопросом: были ли зафиксированы неполадки в работе этих беспилотников, из-за чего могла бы возникнуть необходимость в разработке принципиально новых образцов. По его словам, единственное нарекание – малое их количество, потребности же в исследовательских работах на миллиард нет.
Forbes направил запросы в СНБО, профильный комитет парламента и Финмониторинг с просьбой обосновать необходимость таких исследований и на что конкретно чиновники собираются потратить 1 млрд. грн. По словам Сергея Пашинского, на базе Житомирского военного института создаются десятки проектов. “Очень жаль, что государство их не может поддержать финансово, и этот 1 млрд. грн. – это откровение”, – говорит он.
По его словам, и Житомирский военный институт, и другие учреждения этого профиля нужно поддерживать оборонными заказами, давая им возможность развивать оборонную промышленность. “Для того чтобы сделать беспилотники, которые нам нужны, необходимо $500 млн. и 3-4 года, у нас ни того, ни того нет. Я приветствую всех волонтеров и активистов, которые занимаются беспилотной авиацией и помогают армии. На базе военной службы есть разработки, которые мы планируем пустить в производство, но это будет еще нескоро”, – подчеркивает он.
Юрий Береза, замглавы фракции “Народного фронта”, глава подкомитета по вопросам военной безопасности и обороны комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности и обороны, отмечает, что беспилотные проекты могут реализовывать украинские авиамоделисты, выпускники технических ВУЗов страны: “Зачем сегодня тратить миллиард на такое? Я категорически против, чтобы использовать 1 млрд. грн. на эту программу”.
Более обоснованной он считает точечную поддержку – на одну из мощных авиамодельных групп, которые серьезно занимаются разработками и в Киеве, и Днепропетровске, и Харькове, и Львове. “Лучше поддерживать вот такие группы, и я уверен, что результат они дадут намного лучше”, – считает он.
Проект «Стена». По данным замминистра финансов Игоря Уманского, часть оборонного бюджета будет израсходована на проект “Стена” – фортификационное сооружение на границе с Россией.
Это один из самых дорогостоящих и самый распиаренный военный проект в Украине. Впервые о необходимости отделиться от России не только в геополитическом, но и физическом смысле Арсений Яценюк заявил в июне 2014 г. Проект, несмотря на его очевидную бутафорию, а может быть, именно поэтому вызвал горячее одобрение в обществе.
Смета проекта неоднократно корректировалась. Стартовав с 8362 млн. грн. (исходя из стоимости обустройства 1 км границы в 4 млн. грн.), затем расчетные затраты были существенно уменьшены. По словам Виктора Назаренко, главы Государственной пограничной службы, стоимость проекта после оптимизации уменьшится минимум в два раза. “Ориентировочная сумма затрат на обустройство 1 км – не более 1 млн. грн. в зависимости от местности и пограничной инфраструктуры”, – сказал он.
Учитывая особый статус объекта, детали его реализации отнесены к категории “государственная тайна”. В 2014г. Кабмин выделил на линию безопасности и Европейский вал 235 млн. грн. На границе уже обустроено 144 км танковых рвов и 90 км инженерных ограждений.
Пока известен только один подрядчик – Харьковский завод им. Фрунзе, который выпустил партию систем ограждения общей протяженностью в 4,3 км для укрепления украинско-российской границы. Общая стоимость контракта составляет 1,7 млн. грн. “Под заказ предприятие установило специальную цену, она значительно ниже стоимости, по которой продукцию отпускают на рынок”, – говорится в сообщении завода.
“Стена” включает комплекс инженерных сооружений: пограничные столбы, противотанковый ров, брустверы, контрольно-следовую полосу, а также рокадную дорогу для передвижения отрядов погранслужбы, предусмотрена установка датчиков и видеокамер. Срок реализации проекта – три года.
Структура военного бюджета на 2015 г. в разрезе ведомств
Направление | Сумма |
На потребности обороны Украины для: | |
Минобороны | 40249,3 млн. грн. и предоставление госгарантий в 4400,0 млн. грн. |
Главное управление разведки Минобороны Украины | 758,9 млн. грн. |
Национальная гвардия Украины | 7077,4 млн. грн. и предоставление госгарантий в 1000,0 млн. грн. |
На другие потребности обеспечения национальной безопасности и обороны для: | |
МВД | 15961,1 млн. грн. и предоставление госгарантий в 300 млн. грн. |
Госпогранслужба Украины | 4245,2 млн. грн. и предоставление госгарантий на 300 млн. грн. |
Госслужба Украины по чрезвычайным ситуациям | 4259,7 млн. грн. |
Госмиграционная служба | 1005,3 млн. грн. |
СБУ | 4471,2 млн. грн. |
Службы внешней разведки | 644,4 млн. грн. |
Управление госохраны | 433,1 млн. грн. |
Госслужба спецсвязи и защиты информации | 700,0 млн. грн. |
Данные: закон Украины “О Государственном бюджете на 2015 г.”. (forbes.ua/Машиностроение Украины и мира)