Комитет при Бюро ЦС Союза машиностроителей России по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению выступил одним из организаторов XVIII Международного дорожного форума “Доркомэкспо-2015”, в рамках которого принял активное участие в Пленарном заседании 2-го Всероссийского конгресса машиностроителей “Инновационная стратегия развития транспортного и специального машиностроения”.
Деловой тон обсуждению задал начальник отдела строительно-дорожной и коммунальной техники Департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга России Сергей Силантьев, проинформировавший о существующих мерах господдержки, оказываемых машиностроителям и о разрабатываемых в настоящее время новых законопроектах и программах.
Сообщение коллеги дополнил директор Информационно-аналитического центра при Минпромторге РФ по вопросам внешнеторговой деятельности Роман Лядов, который поделился нюансами и деталями реализации Федерального Закона №488 от 31 декабря 2014 г. “О промышленной политике в Российской Федерации” и Постановления правительства РФ №656 от 14 июля 2014 г. “Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Накопленным опытом взаимодействия с органами государственной власти в реализации мер поддержки производителям сельхозтехники поделилась заместитель председателя профильного комитета Союзмаша России, вице-президент Концерна “Тракторные заводы” Наталия Партасова: в рамках Постановления правительства РФ от 27 декабря 2012 г. №1432 “Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники” удалось доказать заинтересованным министерствам и ведомствам, общественности, что в России имеется достаточно производственных мощностей для выпуска необходимого объема и ассортимента продукции. Был выдержан нажим иностранных компаний в допуске на внутренний российский рынок под “обещания” существенного повышения уровня локализации в будущем. В настоящее время ситуация в производстве дорожно-строительной и коммунальной техники напоминает ту, которая имела место с сельхозтехникой 3 года назад. При этом очень важно не допустить еще одну ошибку, как это произошло в области железнодорожной техники: было простимулировано создание передовых, современных производственных мощностей, вложены серьезные ресурсы… Но сейчас приходится изыскивать возможности ограничения избыточных мощностей. Целесообразно обобщить, по мнению Наталии Партасовой, положительный опыт использования Постановления №1432 в области сельхозтехники и распространить его позитивные моменты на отрасль дорожно-строительного машиностроения, при этом, не допуская введения полумер, позволяющих иностранным компаниям проникать на российский внутренний рынок в условиях неравной и несправедливой конкуренции.
Отвечая на прозвучавшие в процессе заседания вопросы об источниках и стоимости кредитов, Н. Партасова рассказала о большой работе, проделанной в процессе разработки Постановления правительства РФ №214 от 12.03.2015 г. “Об утверждении Правил предоставления в 2015 г. субсидий из федерального бюджета организациям промышленности для возмещения части затрат, понесенных в 2015 г. на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности” (“Внешэкономбанк”), а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности”. Наталия Партасова призвала коллег мобилизовать усилия на повышение роли и расширение возможностей льготного приобретения отраслевой техники через Государственную транспортную лизинговую компанию. Аналогичная структура (Росагролизинг) уже успешно работает в области сельхозмашиностроения. Оратор выразила надежду, что машиностроители получат поддержку со стороны государственной власти и правительственных органов.
С докладом “Модный термин – импортозамещение” на заседании выступил заместитель председателя профильного комитета Союзмаша России, заместитель генерального директора Концерна “Тракторные заводы” Виктор Четвериков. Докладчик отметил, что, несмотря на гигантские усилия, прилагаемые властями и производителями техники для реализации курса на импортозамещение, со стороны потребителей до сих пор демонстрируется недоверие к национальному производителю, имеются предубеждения против местной техники, в том числе, в процессе реализации госзакупок. До сих пор в Россию ввозится значительное количество старой техники, практически выработавшей ресурс.
“Согласно экспертным оценкам, к настоящему моменту серьезных подвижек на рынке импортозамещения не произошло. Кроме названных субъективных причин имеются и вполне объективные: у потребителей нет денег, отсутствует платежеспособный спрос. Исправить ситуацию могли бы (по аналогии с программами строительства дорог в США в годы Великой депрессии) крупные инфраструктурные проекты, поддерживаемые государством, – отметил Виктор Четвериков. – В целях создания конкурентной среды, деньги на поддержку из казны, по его мнению, следовало бы направлять исполнителям проектов”.
Поддержав прозвучавшие оценки, вице-президент СРО (НП) “Производителей дорожно-строительной, коммунальной и наземной аэродромной техники “Спецавтопром” Юрий Шемчишин высказался за полный запрет импорта б/у техники и пресечение ее ввоза физическими лицами. Также отметил необходимость неотложных мер по субсидированию затрат предприятий на реализацию образовательных программ, подготовку специалистов и проведение НИОКР.
С сообщениям по различным аспектам развития внутреннего рынка спецтехники, защитных мер, применяемых государством в поддержку местного производителя, возможностей использования механизма госзакупок для стимулирования локализации продукции коммунального и дорожно-строительного машиностроения, подготовке кадров также выступили Леонид Хвоинский, генеральный директор СРО НП “Межрегиональное объединение дорожников “Союздорстрой”; Геннадий Кустарев, заведующий кафедрой “Дорожно-строительные машины” ФГБОУВПО МАДИ; Валерий Герасимов, начальник лаборатории ФГБУ “ГОСНИКИ”; Владимир Игнатов, научный сотрудник ФГБУ “ГОСНИКИ”.
По итогам заседания будет подготовлено обращение отраслевых машиностроителей в органы государственной власти с предложением конкретных мер взаимодействия в целях выпуска конкурентоспособной дорожной и коммунальной техники. (Пресс-служба Союза машиностроителей России/Машиностроение Украины и мира)