Машиностроение Украины и мира

Казахстан: АО «Келет» – доказательство того, что можно проектировать и создавать отечественное производство

Без всякого преувеличения можно сказать, что АО “Келет” – уникальная компания. Располагается она в нижней части Алматы по ул. Бокейханова. Ежедневно десятки тысяч горожан проезжают мимо стен предприятия и даже не подозревают, что здесь с 1992 г. действует самое настоящее производство серьезного оборудования: отопительных котлов, насосных станций, автоматических агрегатов поддержания давления, многое из которых делается по собственным чертежам и схемам. Также компания поставляет в Казахстан вентиляторы, электродвигатели, компрессоры, обогревательное и отопительное оборудование. 250 человек, работающих в компании, сделали ее лидером казахстанского рынка общепромышленного и бытового оборудования.

Основатель и президент “Келет” Александр Папп, венгр по национальности, приехал в Казахскую ССР еще в 1970-е годы. В качестве главного инженера открывал и руководил здесь несколькими заводами, в том числе алма-атинским “Электробытприбором”. А на заре независимости, когда все производство в стране рушилось и закрывалось, Папп открыл свою компанию – “Келет”. И удержал ее в самые непростые годы.

Александр Папп проводит экскурсию по предприятию. Здесь – несколько производственных помещений, где делают котлы и насосы. Везде – идеальная чистота и порядок, как в хорошем офисе с непыльной работой. Все рабочие одеты с иголочки. Видно, что порядок здесь не показной, для гостей, а самый настоящий, европейский. Как будто собирают здесь не котлы, а микросхемы. Разве что белых халатов и масок не хватает.

Всюду уютные производственные цеха, просторная парковка, большая столовая, чистые окна и стены, украшенные мотивирующими надписями – в таких условиях проводит с 9.00 до 18.00 коллектив “Келет”.

Показывая владения, Александр Папп выруливает на неожиданную тему: “На предприятии 23 душевых кабины и 42 туалета. Мои дети мне говорят: “Зачем ты всем об этом говоришь?”. А вот зачем. Когда-то один из венгерских королей погиб на Балканской войне от дизентерии. И с тех пор генералы австро-венгерской и венгерской армий начинали ревизию войск с того, что проверяли туалеты. Если там порядок – значит, и везде порядок. Так вот, у нас с туалетами все в порядке, – уверяет глава “Келет”.

Затем Александр Папп ведет в цех, где делают корпусы для котлов. “В 2014 г. мы ввели в эксплуатацию эту современную роботизированную линию мойки и колоризации, – рассказывает Александр Папп. – Теперь корпусы покрываются антикоррозийным составом и красятся автоматикой. Потом мы много думали, совещались, делали расчеты и поняли: надо и дальше автоматизировать производство и купить высокопроизводительную и высокоточную автоматическую линию лазерной резки и складки металла.

Выбор пал на швейцарскую компанию Bystronic. Ее лазер стоимостью 1,135 млн. евро было решено приобрести в лизинг через “Альфа банк”. 6 конструкторов-технологов “Келет” прошли обучение в Женеве и теперь могут контролировать работу огромной машиной. Недавно ее привезли в Алматы, собрали, настроили. И теперь показывают гостям “Келет” как работает лазер”.

Естественно, всем процессом управляет компьютер. Оператор лишь дает задание. И машина начинает работать: сама снимает со стеллажа металлический лист, размещает его на рабочем пространстве, подбирает нужный нож и начинает проделывать лазером отверстия в металле. Все происходит бесшумно, чисто и быстро. В “Келет” говорят, что такую машину привезли в СНГ впервые. Теперь благодаря ей можно серьезно расширить возможности компании по выпуску собственной продукции и, самое главное, увеличить скорость производства. Более того, хватит времени оказывать услуги и другим предприятиям города.

На презентации присутствует директор по продажам в СНГ компании Bystronic Ильяна Родригес Тисон. “Эта машина режет металл толщиной до 25 мм с точностью до 80 мкн, – говорит Тисон. – Думаю, он очень пригодится “Келет”. С этой компанией оказалось очень приятно работать, потому что они открыты новым идеям. Да и вообще в Казахстане – большой потенциал у экономики”.

“То, что мы делаем вручную месяц, новая производственная линия делает автоматически за три дня”, – говорит коммерческий директор АО “Келет” Александр Папп-младший. – “Келет” – не только производственная, но и торговая компания. Ежегодно мы реализуем продукции на 3,5 млрд. тенге, из которой только треть – на 1 млрд. тенге – производим сами. Теперь просто будем покупать меньше и производить больше”.

Впрочем, сейчас в компании далеко не все идеально. Зарубежных конкурентов на рынке много, особенно теперь, когда произошла пресловутая девальвация рубля и дешевый товар из РФ хлынул на рынок. Без поддержки государства “Келет” было бы непросто осуществлять лизинговые платежи за дорогой лазер. На помощь пришел фонд “Даму”, который сейчас является основным интегратором мер финансовой и нефинансовой поддержки предпринимательства.

“Келет” – одна из тех компаний, которые как раз подходят по критериям программы “Дорожная карта бизнеса – 2020” для субсидирования, – рассказывает директор регионального филиала фонда “Даму” по Алматы Гульзат Симтикова. – По правилам программы мы субсидируем процентную ставку в течение трех лет. В данном случае ставка по кредиту у компании на уровне 14% годовых. Из них фонд субсидирует 7%. Таким образом, за три года государство выделит “Келет” 34 млн. тенге субсидий.

Очевидно, что этот производитель достоин такой поддержки. Ведь АО “Келет” ежегодно выплачивает государству более 500 млн. тенге налогов. А за время существования с 1992 г. предприятие перечислило в бюджет более 5 млрд тенге обязательных платежей.

“Миссия “Келет” – достойно служить интересам общества, предоставлять клиентам продукцию и сервис высокого качества по доступным ценам, – говорит Александр Папп. – “Келет” – доказательство того, что в Казахстане можно проектировать и создавать свое производство, за которое не стыдно во всем мире”. (forbes.kz/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version