Британская компания Off-Highway Research (OHR) подготовила очередной обзор рынка строительного оборудования западноевропейских стран, КНР и Индии. Авторы обзора придерживаются пессимистической оценки краткосрочных перспектив европейского рынка указанной техники. Данное обстоятельство обусловлено различными причинами, прежде всего, неопределенностью экономической конъюнктуры в регионе вследствие долговых проблем у многих европейских стран, серьезными опасениями о судьбе Еврозоны, неустойчивостью ведущих финансовых институтов региона, а также отсутствием кредитных ресурсов. Неблагоприятными факторами являются нежелание или неспособность властей европейских стран к реализации крупных инфраструктурных программ (важный катализатор экономического роста), депрессивное состояние рынка жилищного строительства, непрерывное снижение индексов делового и потребительского доверия и, наконец, наличие в регионе крупного парка относительно новой строительной техники в результате активных закупок, осуществлявшихся до 2007 г.
Динамика и географическая структура продаж строительного оборудования в странах Западной Европы в 2012-2014 гг., ед.
2012 г. | 2013 г.* | 2014 г.** | |
Всего | 119110 | 110271 | 111287 |
Германия | 32615 | 30135 | 28675 |
Великобритания | 24250 | 23257 | 24130 |
Франция | 25753 | 23510 | 23890 |
Италия | 7877 | 7002 | 7737 |
Бельгия | 4864 | 4202 | 4045 |
Норвегия | 3999 | 4020 | 3876 |
Швейцария | 3613 | 3467 | 3413 |
Швеция | 3001 | 2961 | 3149 |
Нидерланды | 4035 | 3044 | 3025 |
Дания | 2573 | 2624 | 2580 |
Австрия | 2259 | 2192 | 2359 |
Испания | 1160 | 1107 | 1252 |
Финляндия | 1849 | 1483 | 1747 |
Ирландия | 680 | 690 | 830 |
Португалия | 782 | 575 | 579 |
* – оценка; ** – прогноз. Источник: Diesel Progress International, January 2014.
После серьезного оживления на европейском рынке строительного оборудования в 2011 г. (в физическом выражении рост продаж по сравнению с предыдущим годом составил 23%) в 2012 г. последовал новый спад спроса на 4%, а негативную оценку продаж на 2013 г., которая первоначально составляла 6%, OHR после дополнительного изучения пересмотрела в сторону повышения до 7%. Однако в 2014 г., по мнению авторов обзора, можно ожидать роста объема продаж на 1%, в то время как ранее прогнозировался нулевой рост.
В 2013 г. сокращение спроса на строительную технику ожидалось во всех западноевропейских странах, за исключением Ирландии и Норвегии, где продажи немного выросли. Согласно оценке OHR, в 2013 г. наиболее сильно продажи строительной техники в физическом выражении сократились в Финляндии, Нидерландах и Португалии – соответственно на 27%, 26% и 26%.
В 2013 г. спад продаж наблюдался в Германии, Франции, Великобритании и Италии, основных европейских рынках сбыта строительного оборудования. Во Франции продажи в штучном исчислении по сравнению с предыдущим годом уменьшились более чем на 7%, причем наблюдалось снижение спроса на все виды строительной техники (за исключением погрузчиков с телескопической стрелой, благодаря устойчивому спросу со стороны сельскохозяйственных предприятий). В то же время перспективы французского рынка строительных машин в 2014 г. остаются весьма неопределенными, а рост продаж в физическом выражении по сравнению с предыдущим годом в лучшем случае составит 2%.
Динамика и структура продаж строительной техники в КНР в 2011-2014 гг., ед.
2011 г. | 2012 г. | 2013 г.* | 2014 г.** | |
Всего | 487870 | 320926 | 293400 | 297300 |
Асфальтоукладчики | 2280 | 2100 | 2100 | 2200 |
Катки и трамбовки | 17890 | 9592 | 9000 | 8500 |
Гусеничные бульдозеры | 9646 | 6083 | 6100 | 6500 |
Гидравлические экскаваторы | 159300 | 102500 | 85000 | 88000 |
Мини-экскаваторы | 38600 | 26650 | 28500 | 31000 |
Мобильные краны | 34910 | 21114 | 17000 | 18000 |
Мотогрейдеры | 2337 | 1643 | 1500 | 1500 |
Колесные погрузчики | 219980 | 149000 | 142000 | 141000 |
Прочие* | 2327 | 2244 | 2200 | 2600 |
* – оценка; ** – прогноз; *** – думпкары, погрузчики с ковшом типа обратная лопата и с боковой выгрузкой ковша, гусеничные погрузчики, мотоскреперы, самосвалы, погрузчики с бортовым поворотом, погрузчики повышенной проходимости и пр. Источник: Diesel Progress International, January 2014.
Согласно оценке OHR, в Германии в 2013 г. сокращение спроса на строительную технику в физическом выражении равнялось 6-8%. Однако в целом ежегодный объем продаж остается весьма высоким, поэтому в средне- и долгосрочной перспективе ожидается снижение данного показателя до 27-28 тыс. ед. в год.
В Италии во II полугодии 2013 г. наблюдался небольшой рост спроса, позволивший в определенной степени смягчить общее падение спроса на строительную технику в стране на 11% по сравнению с предыдущим годом в физическом выражении. В 2014 г. в Италии ожидается замедление падения спроса или даже его стабилизация на уровне предыдущего года.
В Великобритании перспективы рынка строительного оборудования большинство экспертов связывает с объявленным властями пакетом крупных инвестиционных программ суммарным объемом более 71 млрд. ф. ст. в 2015-2016 гг. Полагают, что этот пакет будет способствовать улучшению состояния английского рынка строительного оборудования, однако потенциальные покупатели пока воздерживаются от крупных инвестиций в новую строительную технику в связи с серьезными проблемами в экономике Великобритании и не ожидают начала реального оживления в строительном секторе ранее 2016-2017гг.
В текущем десятилетии на рынке строительного оборудования КНР наблюдается резкий спад. В 2011 г. продажи указанной техники в стране в физическом выражении увеличились на 6% по сравнению с предыдущим годом, однако в 2012 г. спад продаж достиг 34%, а в 2013 г., согласно оценке, – 9%; в 2014 г., по мнению OHR, продажи вырастут на 1%.
Динамика и структура продаж строительного оборудования в Индии в 2012-2014 гг., ед.
2012 г. | 2013 г.* | 2014 г.** | |
Всего | 66156 | 62095 | 68065 |
Самосвалы с шарнирно-сочлененным шасси | – | 5 | 10 |
Асфальтоукладчики | 694 | 750 | 800 |
Погрузчики с ковшом типа обратная лопата | 32416 | 31000 | 32500 |
Катки и трамбовки | 2510 | 2800 | 3100 |
Гусеничные бульдозеры | 347 | 400 | 450 |
Гусеничные экскаваторы | 13900 | 12000 | 14000 |
Гусеничные погрузчики | 3 | 5 | 5 |
Мини-экскаваторы | 353 | 450 | 550 |
Мобильные компрессоры | 4324 | 4550 | 5000 |
Мобильные краны | 8533 | 7000 | 8000 |
Мотогрейдеры | 318 | 300 | 400 |
Самосвалы с жесткой рамой | 384 | 500 | 550 |
Погрузчики повышенной проходимости | 27 | 25 | 40 |
Погрузчики с бортовым поворотом | 525 | 500 | 550 |
Колесные экскаваторы | 12 | 10 | 10 |
Колесные погрузчики | 1800 | 1800 | 2100 |
* – оценка; ** – прогноз. Источник: Diesel Progress International, January 2014.
В конце предыдущего десятилетия в Индии вследствие мирового финансово-экономического кризиса наблюдался серьезный спад спроса на продукцию строительного машиностроения, однако в 2010 г. ее продажи в стране в физическом выражении значительно превысили уровень предыдущего года, а в 2011 г. прирост продаж составил 22%.
С середины 2012 г. а также в 2013 г. во всех секторах экономики Индии наблюдалось ухудшение экономической ситуации. В результате продажи строительного оборудования в стране в физическом выражении в 2013 г. снизились на 6% по сравнению с предыдущим годом, однако в 2014 г. данный показатель, как ожидается, увеличится на 10%.
Перспективы развития строительного машиностроения Индии определяются 12-м пятилетним планом развития национальной экономики, в соответствии с которым с апреля 2012 г. по март 2017 г. на реализацию инфраструктурных программ в стране предполагается затратить более $1 трлн.; данный показатель является самым высоким по сравнению со всеми пятилетними планами в истории страны. В этой связи будущее строительного машиностроения Индии, по мнению OHR, выглядит весьма благоприятным. (Александр Брыкин, БИКИ/Машиностроение Украины и мира)